Разделы
Материалы

Долго и дорого. Как повлияет на цены авиабилетов прекращение прямых полетов в Россию

Евгений Гордейчик
Фото: aeroflot.ru

Госавиаслужба запретит полеты в Украину крупнейшим российским авиакомпаниям. РФ готовит зеркальные меры. Фокус выяснил, как повлияют взаимные санкции на украинский авиарынок 

С 25 октября Госавиаслужба (ГАС) вводит ограничительные меры в отношении 22 российских авиакомпаний, попавших под санкции СНБО. Эти авиакомпании были внесены в санкционный список за полеты в оккупированный россиянами Крым. Теперь им запретят полеты в Украину. Впрочем, фактически запрет коснется лишь крупнейшего российского перевозчика "Аэрофлот" и аффилированной с ним "Трансаэро" (в начале сентября произошло слияние обанкротившейся "Трансаэро" с "Аэрофлотом") и авиакомпании "Сибирь" (S7). При этом санкции не затрагивают перевозчика "Ютэйр", который не летает в Крым.

Закрытие неба

В сентябре "Аэрофлот" выполнит 270 полетов, "Трансаэро" — 123 полета, а S7 — 64 полета в Киев и Одессу. То есть в общей сложности будут отменены около 450 рейсов российских авиакомпаний в месяц. Министр транспорта РФ Максим Соколов уже заявил, что Россия будет вынуждена принять зеркальные меры, запретив полеты в Россию украинским перевозчикам, если Киев закроет воздушное пространство для российских компаний.

МАУ уже заявила, что прекращение полетов в Россию приведет к снижению доходов на $42 млн в год

Это означает отмену 156 рейсов в месяц МАУ в Москву, Санкт-Петербург и Калининград, 60 рейсов "Днеправиа" и 30 рейсов "Мотор-Сич" в Москву. МАУ уже отменили два рейса Москва — Одесса, а "Аэрофлот" отказался от выполнения трех рейсов Харьков — Москва и трех рейсов Москва — Киев. Попавшие под санкции авиакомпании пока официально не объявляют об изменении зимнего расписания и порядке возмещения пассажирам стоимости купленных билетов, однако МАУ уже заявила, что прекращение полетов в Россию приведет к снижению доходов на $42 млн в год. Кроме того, аэропорт Борисполь недосчитается 300 тыс. пассажиров в год.

Однако для МАУ закрытие российского направления — возможность для расширения собственной сети, уверен владелец компании Friendly avia support Александр Ланецкий. "70% потока Киев — Москва это украинские транзитные пассажиры, большинство из которых летит дальше за границу. То есть остановка полетов в РФ — это шанс вернуть пассажира, который сейчас пользуется московским хабом, на свои рейсы", — поясняет он.

Лесом-полем и по шпалам

Украинским пассажирам, а это в основном бизнесмены, летящие на переговоры в Москву и Санкт-Петербург, отныне придется пользоваться рейсами с пересадками. Теоретически российский трафик могли бы взять на себя "Ютэйр" и ее дочерняя компания "Ютэйр Украина". Однако, как сообщает источник Фокуса в авиационных властях страны, вряд ли компания пойдет на пересмотр сетки маршрутов в сторону расширения до тех пор, пока окончательно не станут ясны новые правила игры.

Авиационные эксперты уверены, что наиболее реалистичен вариант выполнения полетов через хабы в Минске, Риге (пассажирам в этом случае не нужна шенгенская виза, так как они не покидают международной зоны аэропорта) и Стамбуле. Можно ожидать, что МАУ заключит договоренности с белорусской "Белавиа" о выполнении совместных рейсов в Москву, билет на которые будет продаваться по "сквозному" тарифу, то есть в агентских системах бронирования будет отображаться единая цена на весь перелет. Кроме того, нельзя исключать негласных договоренностей с российскими авиакомпаниями об установке на рейсы со стыковкой минимальных тарифов, которые позволят удерживать цены на билеты Киев — Москва на максимально низком уровне.

Подорожание билетов и увеличение времени в пути приведет к снижению спроса на авиаперевозки и увеличит число пассажиров "Укрзализныци"

Впрочем, как считает Ланецкий, хотя авиакомпании и заинтересованы в установлении низких тарифов на перевозки, при полете через хаб цены на билеты вырастут как минимум на 30% (сегодня цены на перелет Киев — Москва и обратно в октябре колеблются на уровне $120–150 в экономклассе).

Существенно увеличится и время в пути. Если сейчас полет по маршруту Киев — Москва в среднем длится 1 час 30 минут, то, по расчетам Ланецкого, путешествие с пересадкой в Минске займет около 4 часов, в Риге — 5 часов, а Стамбуле — 7 часов. Еще более длительным окажется перелет в Санкт-Петербург. Прямой перелет длится 1 час 50 мин. С пересадкой в Минске время пути составит 4 часа, в Риге — 6 часов, в Стамбуле — 7 часов.

Подорожание билетов и увеличение времени в пути приведет к снижению спроса на авиаперевозки и увеличит число пассажиров "Укрзализныци", уверен экс-замминистра инфраструктуры Александр Кава. Но дефицита билетов в Москву не будет. "Хоть "Укрзализныця" не может вводить новые поезда в Россию без согласования с Москвой, а россияне вряд ли пойдут на это, сейчас поезда в РФ ходят не в полной составности. Перевозчик может при необходимости прицепить дополнительные вагоны к поезду, увеличив число мест до 40%", — говорит он.