Разделы
Материалы

Если кредиторы Украины 14 октября проголосуют за реструктуризацию долгов, сможем открыть шампанское, — замглавы Минфина

Олег Сорочан
Артем Шевалев / Фото: Пресс-служба Кабмина

Замминистра финансов Артем Шевалев во время Одесского финансового форума рассказал Фокусу о том, грозит ли Украине срыв сделки по реструктуризации долгов и для чего нужен новый транш кредита МВФ

В Минфине называют разные даты окончательного завершения реструктуризации: то октябрь, то декабрь. Когда все-таки она состоится?

— Ближайшая встреча держателей облигаций пройдет 14 октября. Теоретически в этот день может состояться голосование по всем выпускам, тогда мы сможем открыть шампанское и приступать к юридическому оформлению сделки. Если же не будет кворума, проведут еще одно голосование, после которого потребуется время для проведения необходимых юридических процедур. Поэтому Минфин озвучивал дату 1 декабря, как самую позднюю для прохождения всех этапов согласования сделки с кредиторами.

Недавно в СМИ появилась информация о группе кредиторов, несогласных с предложенными им условиями реструктуризации. Могут ли они сорвать переговоры с Украиной?

— Информация о группе этих кредиторов была широко растиражирована, однако она была не совсем правильно понята. Они были не согласны не с условиями Минфина, а с тем, как будут распределяться бонды внутри самого пула кредиторов. То есть это был предмет внутренних договоренностей бондхолдеров. На предложенные нами условия их претензии никак не влияли. Но это абсолютно нормальная коммерческая заявка. В целом по этому вопросу кредиторы уже договорились.

"Макроэкономическая ситуация в Украине уже дает первые поводы для оптимизма, но нескольких месяцев улучшений еще недостаточно, чтобы говорить о полноценном выходе из кризиса"

Минфин подал, а затем отозвал бюджет на 2016 год. Это связано с тем, что реструктуризация до сих пор не завершена?

— Подача бюджета до 15 сентября связана исключительно с конституционными требованиями, и отзыв является точно так же чисто техническим решением. Есть две причины для этого. Во-первых, проект бюджета верстался до реструктуризации и был посчитан с учетом обслуживания старого долгового портфеля. Во-вторых, проект базировался на старой налоговой базе, без учета планируемой реформы. То есть заложенные туда поступления не учитывают изменений в налогообложении, которые мы, надеемся, будут приняты в нынешнем году и вступят в силу с 2016 года.

Чем бюджет следующего года будет качественно отличаться от нынешнего?

— Мы продолжим придерживаться очень жесткой бюджетной политики. Была очень четкая дисциплина, и нам важно ее сохранить в 2016 году.

На счетах Госказначейства рекордные остатки средств — 46 млрд грн. Зачем правительство держит там столько денег, притом что есть и проблемы с возмещением НДС и переплатой налога на прибыль?

— Остаток на счетах Госказначейства сформировался, во-первых, за счет недовыполнения части запланированных расходов бюджета, то есть эти деньги свободны лишь временно и будут потрачены на оплату этих статей расходов. Во-вторых, значительная часть этой суммы принадлежит местным бюджетам, не ожидавшим таких поступлений после проведения финансовой децентрализации. Эти деньги также не являются свободным ресурсом госбюджета. Некоторые местные власти оказались не готовы к дополнительным доходам в результате децентрализации, они привыкли капитальные расходы всегда откладывать на потом. А вышло так, что деньги у них есть, а готовности к запуску инфраструктурных проектов — нет.

Насколько критично для Украины сейчас получение очередного транша от МВФ на $1,7 млрд?

— Этот транш должен пойти в золотовалютные резервы НБУ. Макроэкономическая ситуация в Украине уже дает первые поводы для оптимизма, но нескольких месяцев улучшений еще недостаточно, чтобы говорить о полноценном выходе из кризиса. Поэтому этот транш станет подушкой безопасности, которая позволит НБУ и дальше снижать учетную ставку и снимать валютные ограничения, что, в свою очередь, стимулирует рост экономики.

Как сообщал Фокус, 27 августа Кабмин официально объявил о достижении компромисса с кредиторами по вопросу реструктуризации украинского госдолга. На внеочередном заседании правительство объявило, что кредиторы простят Украине 20% подпадающих под реструктуризацию долгов. Речь идет минимум о $3,6 млрд. Если на аналогичные уступки пойдут держатели гарантированного государством долга и муниципальных облигаций Киева, объем списания увеличится до $3,8 млрд.

Кредиторы спишут Украине 20% долга в обмен на ценные бумаги, доходность которых привязана к росту украинской экономики в 2021-2040 гг. Выплаты по ним начнут проводиться при условии роста украинской экономики не менее чем на 3% в год и лишь после того, как ВВП Украины превысит $125,4 млрд (сегодня он составляет около $85 млрд).