Разделы
Материалы

Нелетная погода. Как изменились туристические предпочтения украинцев

Ольга Ерохина
Фото: Getty Images

Туристический рынок существенно просел. Отечественные туроператоры составили карту предпочтений украинского туриста и его попыток сэкономить на отдыхе

Олег Кулик директор сети турагентств "Поехали с нами"

— Несмотря на то, что с 2009-го наблюдается стойкая тенденция к сокращению количества туристов — до 40–45%, Турция и Египет сохранили свои лидерские позиции. Эмираты, Израиль, Шри-Ланка, Таиланд и Доминикана остались в прошлом. Последние три направления — в основном, из-за стоимости перелета.

Большинство украинцев сегодня стараются сэкономить на отдыхе. Например, выбирая для отдыха безвизовую страну. Если в позапрошлом году курорты Греции входили в тройку самых посещаемых, то сейчас эта страна почти не востребована. Та же ситуация происходит с Испанией, Чехией, Польшей и Венгрией.

Чтобы немного уменьшить расходы на отдых, туристы также отказываются от прежнего уровня сервиса. Теперь можно отдыхать в менее "звездном" отеле. А если сократить еще и количество ночей/дней поездки, то и вовсе получится весьма экономный вариант отдыха.

Чтобы уменьшить расходы на отдых, туристы отказываются от прежнего уровня сервиса

Тем не менее, дорогие туры тоже покупают. Дорого — это когда тратят от $10–30 тыс. за тур на семью. Например, на 12 ночей в Таиланд за 391 тыс. грн, или в Мексику за 203 тыс. грн (12 ночей). Но это скорее исключение, чем правило.

Есть также 10–20% легких на подъем людей, готовых откликнуться на горящее предложение. Они летят за границу в любое время года. И еще 5%, которые вообще не привязаны к работе и деньгам. Эта часть туристов отправляется в путешествие исключительно исходя из своих пожеланий.

Аркадий Маслов коммерческий директор компании Tez Tour Ukraine

— В прошлом и нынешнем году туроператоры, работающие в Украине, существенно оптимизировали туристические программы, сократив количество вылетов из Украины. В прошлом году на 30–40%, в 2015 — примерно на 30%.

Традиционно лидерами продаж остаются безвизовые направления, они показывают небольшое сокращение к продажам прошлого года. Снижение в большей степени затронуло европейские курорты: Грецию, Испанию и Италию. Болгария потеряла меньше за счет более доступных предложений.

Зимой самым популярным направлением по-прежнему остается Египет, затем идут такие пляжные направления, как ОАЭ, Таиланд и Шри-Ланка, а также горнолыжные: Болгария, Австрия, Италия и Франция.

Основной удар пришелся на компании, которые работают в сегменте 2–3 "звезды"

Туристический рынок за последние два года существенно просел. По моим данным, 2015 год покажет минус 50% объемов продаж в целом по рынку выездного туризма относительно 2013 года.

Такая динамика влияет на снижение количества участников рынка. Так, по моим прогнозам, до конца текущего года количество турагентов сократится на 50% по сравнению с 2013-м. Имеется в виду сокращение количества сотрудников в туристических компаниях или же закрытие турагентств или туроператоров.

Основной удар пришелся на компании, которые работают в сегменте 2–3 "звезды". Туристы, ранее предпочитавшие отдых по низким ценам, сейчас вообще не могут себе позволить отдых за границей. При этом сегмент 4+ и 5 "звезд" практически не сократился.

Стоимость на туристический продукт также не изменилась. Но надо понимать, что стоимость тура формируется в валюте (доллар, евро), и соответственно, стоимость тура в гривнах существенно изменилась.

Татьяна Прокопенко директор ООО "КОРАЛ ТРЕВЕЛ"

Туристы, которые к нам обращаются — это люди, которые привыкли отдыхать за границей, у них, несмотря на кризис, сохранился достаточный уровень доходов, что позволяет хотя бы раз в год выехать на отдых — одному либо с семьей.

Популярные направления — все те же Египет и Турция, ОАЭ. В этом году большим спросом пользуются туры по Украине. Не менее $800–1000 — таков средний чек туриста. Элитные туры стоимостью от $5000 покупает небольшая часть туристов.

Средние туристы экономят каждый по-разному, кто-то на экскурсиях, кто-то на отелях. В целом можно выделить две тенденции: больше интереса к бюджетным направлениям (Болгария, Украина), меньше покупок в течение года (ранее часть туристов покупала 2 тура в год, сейчас — один).