Украинская экономика, по прогнозам НБУ, в этом году сократится еще на 11,6%. Но есть бизнесы, которые в кризис не только не пострадали, но даже приобрели
В октябре Кременчугский автозавод Константина Жеваго представил новинку — первую мусороуборочную машину в истории отечественного производства. До этого коммунальные службы использовали белорусские, российские или европейские модели. Как поясняют представители завода, автомобиль аналогичен по своим характеристикам продукции немецкого концерна DAF, но стоит вдвое дешевле. КрАЗ уверяет, что это лишь первая ласточка в реализации стратегии по импортозамещению на украинском рынке. В скором времени компания должна порадовать украинцев новыми моделями спецтехники отечественного производства.
За последний год украинские компании реализовали более сотни проектов по замещению подорожавшего в разы импорта отечественными аналогами, некоторые даже с нуля наладили производство.
Примеры успешно работающих компаний можно найти даже в наиболее рецессивных отраслях
Многие компании с уже существующими производственными мощностями сполна воспользовались благоприятной для них ценовой конъюнктурой. Например, существенно возросли продажи фармкомпаний. По данным Госстата, доходы фармацевтов в первом полугодии 2015-го составили 1,2 млрд грн, увеличившись более чем в четыре раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На импортозамещении и удешевлении экспорта "выехала" и легкая промышленность. За первое полугодие украинские производители одежды и обуви получили 112 млн грн дохода — за аналогичный период 2014-го их убыток составил 343 млн грн. Наращивают обороты и предприятия, работающие на оборонку. Государственный концерн "Укроборонпром" разработал стратегию импортозамещения в оборонной отрасли, согласно которой все украинские товары оборонного назначения должны в перспективе производиться исключительно из отечественных комплектующих.
Примеры успешно работающих компаний можно найти даже в наиболее рецессивных отраслях. Так, на финансовом рынке относительно неплохо чувствуют себя фирмы, занимающиеся микрокредитованием, и ломбарды. Несмотря на общее падение розничных продаж в ретейле, растет спрос на товары под собственными торговыми марками супермаркетов — они существенно дешевле раскрученных брендов.
Повышение цен на газ и отопление сделало более рентабельными биоэнергетику и проведение работ по термомодернизации многоквартирных домов.
Этой осенью наметилось оживление и на газовом рынке. После вступления в силу Закона "О рынке газа" в Украине появились частные трейдеры, предлагающие цену на топливо для промпотребителей ниже, чем Нафтогаз, и благодаря этому отнявшие у государственной компании часть дохода.
Фокус отобрал пять примеров бизнеса, которым кризисные времена помогают развиваться.
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ
Вкус отечества
Украинские аналоги теснят подорожавшие из-за девальвации гривны импортные деликатесы. Местные производители предлагают продукты сопоставимого качества по более доступным ценам
В сентябре супермаркет Good Wine второй раз за год провел "фермерский рынок" — презентацию продукции локальных производителей питания премиум-класса. Как выяснилось, украинские компании и фермеры научились производить продукты, которые ранее были представлены в Украине заграничными брендами. Например, основатель ТМ "Чумак" Йохан Боден сейчас занят проектом по выращиванию спаржи. На "Доооброй ферме" киевского предпринимателя Тараса Ложенко делают выдержанные сыры по французской технологии. А на мельнице "Зелений млин" производят популярную среди любительниц диет муку из пшеницы-спельты (более известной по сказке Пушкина "О попе и работнике его Балде" как полба).
О причинах, по которым супермаркет решил заняться продвижением отечественных брендов, догадаться несложно. Во-первых, это патриотично. Во-вторых, позволяет поднять просевшие в результате кризиса розничные продажи. Дорогая валюта и 10-процентный налог на импорт продуктов питания заставил торговые сети искать замену подорожавшей в разы импортной продукции. Ранее это было невыгодно, так как за счет объемов крупные поставщики давали цены, сопоставимые с предложением отечественных производителей. Кроме того, у импортеров были хорошие рекламные бюджеты, в то время как украинские производители не имели возможности вкладывать средства в продвижение своей продукции.
Дорогая валюта и импортный сбор сыграли на руку многим нацпроизводителям
Тренд импортозамещения прослеживается и в смежных секторах. Элитные мясные рестораны стали в этом году присматриваться к мясу для стейков украинского производства. Заведения, которые ранее принципиально использовали лишь мясо из Аргентины и США, начали переходить на продукцию Казатинского мясокомбината и харьковского производителя "Мистер стейк". "Если взять такой фактор, как бюджет, то здесь победа за отечественным производителем, а именно — вполне приемлемое мясо по разумной цене", — поясняет тренд кулинарный эксперт Сергей Костюков.
Данные Госстата подтверждают: доля импортных продуктов питания в Украине падает. В январе — августе текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объемы импорта сократились на 47%, с $1,8 млрд до $984 млн. А по отдельным позициям падение и вовсе достигло 70%. К примеру, импорт овощей снизился с $43 млн до $13 млн, а муки и мучных изделий — с $6,5 млн до $2,2 млн.
Украинские производители учатся замещать не только продукцию нижнего и среднего ценовых сегментов, но и товары премиум-класса. Так, кондитерская фабрика "Ярыч" в этом году решила вывести на украинский рынок французское печенье Petit Beurre. Изначально этот продукт компания планировала продавать исключительно в страны Европы. А большинство отечественных сыроварен наладили выпуск дорогих сортов сыра — пармезана, бри, камамбер и др., которые до резкой девальвации гривны преимущественно завозились в Украину.
Похожая ситуация на рынке одежды и обуви. За последние два года в стране появилось несколько десятков одежных брендов, которые ранее не могли бы конкурировать с импортными марками из-за отсутствия маркетинговых бюджетов. Благодаря подорожанию импорта продукция украинских дизайнеров постепенно завоевывает место и в престижных бутиках.
КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Где деньги лежат
Ломбарды и компании, кредитующие "до зарплаты", от кризиса в экономике совершенно не пострадали. Более того, наращивают клиентуру и строят долгосрочные планы развития
Водитель киевской маршрутки Николай Кирюченко полгода назад лишился водительских прав за вождение машины в нетрезвом состоянии. Первое время в статусе безработного перебивался небольшими займами. Сначала выбрал кредитную линию по своей карточке в ПриватБанке, затем одолжил "до зарплаты" несколько тысяч гривен в фирмах, предлагающих беззалоговое микрокредитование. А после того как ему перестали одалживать и там, воспользовался "кредитом от частного лица", а заодно отнес мобильный телефон и обручальное кольцо в ломбард. Теперь Николай прячется от коллекторов в селе у своей матери. Надеется устроиться на работу и найти мифическую фирму, которая объединит кучу его дорогих кредитов в один дешевый.
Подобных историй сейчас множество. Октябрьский отчет Global Wealth Report швейцарского банка Credit Suisse свидетельствует, что реальные доходы украинцев в 2014–2015 годах сократились более чем на 40%. В сочетании с финансовой безграмотностью значительной части населения это привело к существенному росту спроса на небанковские займы под драконовские проценты.
По данным компании "Простобанк Консалтинг", в начале прошлого года беззалоговые кредиты физлицам предоставляли более чем 30 банков. Сейчас эту услугу предлагают лишь 10 банков. А вот ссуды небанковских финучреждений в 2014 году, как следует из отчета Нацкомфинуслуг, выросли на 35%, до 886 млн грн за год. После резкой девальвации гривны тренд лишь усилился.
Реальные ставки по кредитам небанковских финучреждений составляют сотни процентов
Многочисленные компании, готовые одолжить деньги "до зарплаты", привлекают клиентов простыми условиями получения кредита. Все, что нужно, — это паспорт и идентификационный код. Решение о выдаче займа принимается за несколько минут. Плата за легкие деньги — высокие ставки. Правда, заемщики осознают это не сразу. Реальный процент компании скрывают в дополнительных комиссиях за рассмотрение заявки, оформление, открытие и обслуживание счета. "Процентная ставка (для таких кредитов. — Фокус) особо не меняется уже много лет, но если посмотреть не на задекларированную, а реальную ставку, то она иногда превышает 100% годовых", — поясняет Виктор Шулик, начальник отдела корпоративных рейтингов и рыночных исследований Украинского кредитно-рейтингового агентства.
Свежий тренд на рынке микрокредитования — онлайн-кредиты, получить которые можно не выходя из дома переводом на банковскую карту. Преимущество такого кредитования в том, что заемщик видит реальную процентную ставку кредита. Но при этом она баснословно велика. К примеру, в сервисе Moneyveo за 1 тыс. грн, взятых в долг на 30 дней, придется заплатить 620 грн процентов.
В кризис традиционно растет спрос и на услуги ломбардов. По словам гендиректора ломбарда "Благо" Александра Северинова, в этом году к ним начали обращаться даже предприниматели, желающие получить под залог деньги для пополнения оборотных средств. Средняя сумма таких займов составляет около 10 тыс. грн.
А у сети ломбардов "Легкі гроші" и вовсе появилась своя стратегия-2020. Компания за 4 года собирается расширить сеть отделений с нынешних 30 до 100. А для развития намерена в 2015–2017 годах привлечь 100 млн грн инвестиций. Пока экономика не выйдет из крутого пике, а доходы населения не начнут расти, подобные амбициозные планы ломбардов вполне реализуемы.
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ
Локальное потепление
Госпрограмма частичного возмещения затрат на термомодернизацию жилья оживила строительный бизнес. А низкие цены на тепло, произведенное из альтернативных источников энергии, стимулировали строительство котельных на биотопливе и выращивание энергетических культур
В этом году компания Salix Energy, занимающаяся выращиванием биоэнергетических культур, заложила около 700 га биоэнергетической вербы для своих клиентов. По словам управляющего партнера компании Константина Богатова, заложение гектара насаждений стоит 1–1,3 тыс. евро. Но само по себе выращивание энергетических культур является всего лишь частью большого бизнеса по строительству электро- и теплогенерирующих мощностей на основе биотоплива.
Альтернативная энергетика после подорожания газа получила новый импульс для развития. По данным Госэнергоэффективности, с начала прошлого года в Украине были построены котельные на биотопливе установленной мощностью 740 МВт. Это почти столько же тепла, сколько производит один ядерный реактор.
Пока большую часть мощностей компании строят для собственных нужд. Но уже появились и первые коммерческие котельные, продающие тепло. К примеру, компания "Укртепло" в этом году построила котельные для отопления бюджетных учреждений мощностью 150 мВт. По словам совладельца компании Ивана Надеина, бюджетники охотно переходят к ним от облэнерго. Если для бюджетных учреждений 1 Гкал тепла, произведенного при помощи газа, обходится в 1,4–1,7 тыс. грн, то альтернативные котельные продают свою продукцию не дороже 1,1 тыс. грн за Гкал.
Тепло, произведенное из альтернативных источников энергии, стоит в полтора-два раза дешевле
Оживился в этом году и бизнес, зарабатывающий на термомодернизации жилья. Это производители металлопластиковых окон, ремонтные организации, занимающиеся установкой придомовых теплопунктов и утеплением стен. Рост этого рынка стимулируют государственные Ощадбанк, Укргазбанк и Укрэксимбанк. Они выделяют льготные кредиты под программы повышения энергоэффективности для объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД). Государство компенсирует 20–40% средств, затраченных на оплату материалов и работ для термомодернизации жилья. Остальную сумму можно взять в кредит под 25% годовых. Впрочем, итоговая экономия за счет утепления домов все же будет большей, чем понесенные затраты.
По состоянию на 9 ноября этого года госбанки выдали 951 млн грн целевых кредитов на утепление 60 тыс. квартир. Но, как полагает глава правления Ощадбанка Андрей Пышный, количество потенциальных заемщиков гораздо больше: "Это рынок как минимум на 300 млрд грн. В Украине 239 тыс. многоквартирных домов, 80% из которых нуждаются в ремонте".
По оценкам Минсоцполитики, за кредитом на термомодернизацию в ближайшие годы обратятся 4,5 млн семей. Государство обещает обеспечить их необходимыми для проведения ремонтных работ заемными деньгами. А значит, бизнес по термомодернизации жилья в ближайшее время останется одним из самых быстрорастущих. При условии, что экономическая ситуация в стране позволит государству выдавать льготные займы, а жильцам домов — погашать долги.
ТРЕНИНГИ
Жажда знаний
Безработица и урезание зарплат увеличили спрос на языковые и айтишные курсы. А работодатели не жалеют денег на мотивационные тренинги для своих сотрудников, чтобы повысить эффективность персонала
PS Consulting, занимающаяся мастер-классами по бизнесу международного уровня, вышла на рынок в прошлом году. Несмотря на проблемы с финансами у многих компаний, ее основателю Виталию Пакину удалось успешно провести несколько мастер-классов гуру менеджмента Ицхака Адизеса и экс-владельца сети салонов сотовой связи "Евросеть" Евгения Чичваркина. "Люди готовы во время кризиса учиться, инвестировать в себя. К примеру, несмотря на то, что билеты стоили недешево, все места на мастер-класс Ицхака Адизеса были распроданы еще за две недели до события", — рассказывает Пакин.
Предприниматель признается, что пока прибыли от проведения ивентов не получает. Весь доход идет на инвестиции, гонорары и покрытие затрат на проведение мероприятий. Но в будущее Пакин смотрит с оптимизмом. Он надеется на расширение линейки своих мастер-классов и еще больший интерес к ним со стороны бизнесменов из стран СНГ. Из-за падения национальной валюты стоимость отелей и кейтеринга в Украине оказались гораздо дешевле, чем у соседей с востока, поэтому продукты украинских тренинговых фирм сейчас весьма конкурентоспособны по ценам. "Цены на мастер-классы тренеров мировой величины в Украине стартуют с нескольких сотен долларов, это в разы меньше, чем в России или Казахстане, не говоря уже о Европе и США. Предпринимателям из этих стран выгоднее посещать обучающие мероприятия у нас, даже с учетом стоимости перелета", — поясняет предприниматель.
90% рынка тренингов занимают мотивационные курсы
По данным тренинговой компании Trainings For Business, большинство их компаний-клиентов даже в период кризиса отправляют сотрудников на обучающие мероприятия как минимум раз в квартал. Основатель компании по подбору тренинговых программ "Компасс" Валерий Пожидаев утверждает, что 90% рынка сейчас занимают мотивационные тренинги. На программы, развивающие у персонала конкретные навыки, приходится не более 10% рынка. "Еще в начале года многие хотели подтянуть продажи, но уже к осени горячими стали вопросы личной эффективности и управления эмоциями. Организациям сегодня как никогда нужен "ресурсный", эффективный и активный персонал", — поясняет этот тренд руководитель Trainings For Business Оксана Грабар.
Украинцы охотно вкладывают в образование и собственные средства. Опрошенные Фокусом менеджеры школ иностранных языков констатируют увеличение притока студентов по сравнению с 2014 годом. Правда, предпочтения учащихся меняются. К примеру, в этом году повысился спрос на курсы польского. Простота бизнес-эмиграции в эту страну и возможность получить работу в Польше заставляет многих украинцев учить язык наших западных соседей. Но чтобы заполучить клиентов, языковым школам и репетиторам приходится откровенно демпинговать. "Все школы заморозили цены, еще когда доллар достиг отметки в 10 грн, а некоторые курсы существенно снизили цены и урезали зарплаты преподавателям", — рассказывает репетитор английского Елена Рудая. По ее словам, сейчас в Киеве индивидуальные занятия по английскому с опытным репетитором обходятся в 100 грн за час. Раньше о таких ценах можно было только мечтать.
Вырос спрос и на школы, предлагающие профессиональное IT-образование. Это и понятно, ведь IT — единственный сектор экономики, где зарплаты сотрудников привязаны к твердой валюте и при этом растут. Многочисленные курсы предлагают за несколько месяцев и сумму около 15 тыс. грн превратить любого в тестировщика или front-end девелопера. Впрочем, глава ассоциации IT-Украины Виктор Валеев к целесообразности посещения подобных заведений относится скептически: "Рынок перенасыщен специалистами начального уровня. К тому же заказов у аутсорсинговых компаний стало значительно меньше". То есть пройти курсы можно, но закрепиться в отрасли без инженерного образования будет сложно.
ПРЯМЫЕ ПРОДАЖИ
По прямой
Кризис стал временем роста для компаний прямых продаж. В поисках дополнительного дохода все больше украинцев становятся дистрибьюторами
Кризис в помощь
Для химика Николая Андрейко из Черкасс 2015 год стал периодом роста финансового благосостояния. Запущенный Николаем в 2012 году проект по привлечению новых продавцов продукции Faberlic Online спустя три года начал давать планируемый результат. Основным ноу-хау Андрейко стала разработка трехступенчатой системы подготовки на закрытых онлайн-вебинарах "лидеров" прямых продаж, которые в дальнейшем будут привлекать и обучать новых дистрибьюторов. В структуру Николая Андрейко уже вступило более 12 тыс. человек из Украины и стран СНГ.
Развитие бизнеса компаний прямых продаж в кризис вполне объяснимо. Маркетологи утверждают, что чем ниже в обществе уровень потребительских настроений, тем хуже дела в традиционном ретейле. В сентябре этого года, согласно исследованию компании GFK Ukraine, индекс потребительских настроений составил всего 47 пунктов, снизившись почти вдвое по сравнению с осенью 2013 года. То есть из-за опасений финансовой нестабильности украинцы предпочитают лишний раз не тратить деньги. В этом и кроется одно из преимуществ прямых продаж. Склонный экономить клиент, придя в магазин, скорее всего, откажется от необязательных покупок. Дистрибьютор же способен проанализировать его потребности и предпочтения глубже, чем продавец-консультант в бутике, а тем более супермаркете, и в итоге все же продаст ему товар. Кроме того, компаниям прямых продаж не нужно платить владельцам торговых центров за аренду площадей и выплачивать зарплату штатным продавцам. За счет этого их продукция, как правило, более конкурентна по цене. Кроме того, в кризис люди ищут источник дополнительного дохода, поэтому количество новых дистрибьюторов в компаниях прямых продаж растет быстрее.
Рост рынка прямых продаж подтверждают и цифры. По данным Украинской ассоциации прямых продаж (УАПП), в первом полугодии оборот рынка в Украине увеличился на 37%, до 1,3 млрд грн (без НДС) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. "Мы объясняем эти тенденции проводимой компаниями политикой сдерживания цен на продукцию и тем, что во II квартале начался активный рост количества дистрибьюторов. Многие украинцы ищут альтернативу основному заработку и дополнительный доход в период экономических потрясений. Поэтому охотно используют возможности для самозанятости, которые предлагают компании прямых продаж", — поясняет тенденцию председатель совета директоров УАПП Томаш Мурас.
По данным УАПП, сегодня в Украине уже около 1 млн дистрибьюторов прямых продаж. Впрочем, вознаграждение от компаний отрасли получают лишь 50 тыс. из них. В большинстве своем люди регистрируются в таких фирмах, чтобы иметь возможность покупать их продукцию для себя и дополнительно получать небольшой доход, продавая товары знакомым. Среднестатистический представитель компании заказывает 12–13 единиц продукции в месяц на сумму около 500 грн. Наибольшим спросом традиционно пользуются косметическая продукция и средства личной гигиены — декоративная косметика, средства по уходу за волосами, кожей, ротовой полостью, парфюмерия. По итогам 2014 года эта продукция составила около 2/3 рынка прямых продаж. Но есть и новые тренды. Так, в прошлом году на 56% выросли объемы реализуемой через прямые продажи бытовой техники и посуды. Кроме того, существенно увеличились продажи диетических добавок и спортивного питания. По мнению Томаша Мураса, это связано с набирающим в последние годы обороты трендом здорового образа жизни.
Все по закону
Компании прямых продаж не устают повторять, что в их бизнесе нет чего-либо неэтичного, а тем более незаконного. Этот канал дистрибуции процветает во всем мире, в том числе и странах с развитым законодательством по защите прав потребителей и строгой регуляторной политикой. К примеру, в США и странах ЕС. Так, в Штатах преимущественно через прямые продажи реализуют свои продукты страховые компании и даже поставщики электроэнергии и газа для бытовых потребителей.
На 37% увеличился оборот рынка прямых продаж в первом полугодии
Большинство компаний прямых продаж в нашей стране также имеют американское происхождение и по законопослушности дают фору отечественному бизнесу. По данным УАПП, в 2014 году компании отрасли уплатили в бюджет 900 млн грн налогов. А подход таких компаний к защите прав потребителей более строг, чем требования отечественного законодательства. К примеру, в большинстве компаний прямых продаж, которые торгуют косметикой, не понравившуюся продукцию можно вернуть в течение двух недель после покупки даже в том случае, если упаковка была вскрыта. Украинский закон о защите прав потребителей такой возможности не предполагает. Это корпоративная инициатива большинства компаний прямых продаж.
Другое дело, что помимо добросовестных компаний каналом прямых продаж пользуются и мошенники. Они выстраивают пирамиды по продажам продукции, не приносящей пользы потребителю. Чаще всего — товаров "для здоровья" с неподтвержденной эффективностью (таких как "средства очищения от гельминтов" или "чаи от рака"). Впрочем, отличить добросовестную компанию от "пирамиды" достаточно просто. Для этого нужно задать себе всего два вопроса: будет ли продаваться продукт, если люди прекратят вступать в сеть, и может ли этот продукт продаваться в магазине или аптеке.
Верьте, и воздастся вам
Компании прямых продаж позиционируют дистрибуцию своей продукции не как работу по найму, а как одну из форм малого бизнеса. Соответственно, чтобы выйти на уровень дохода, сопоставимый хотя бы со средней зарплатой по стране, нужно этот бизнес поставить на ноги, создать команду и стать человеком, который будет мотивировать привлеченных дистрибьюторов. Поэтому поиск людей, способных вести за собой, — одна из главных задач при выстраивании системы прямых продаж. Кто справляется с этой задачей, достигает успеха и, соответственно, больших доходов.
Одна из лидеров компании Avon Елена Белая из Новомосковска Днепропетровской области, уйдя в декрет, решила пополнить семейный бюджет и начала предлагать косметику таким же молодым мамам. Со временем она по совету старших коллег занялась созданием своей команды представителей. За несколько лет объемы продаж Белой выросли до 1 млн грн в месяц. Сейчас она даже не думает возвращаться в ПриватБанк, где до декрета работала специалистом по кредитованию малого бизнеса. Львиную долю ее времени занимает поиск и обучение новых представителей. Дальше все относительно просто. Никаких специальных навыков для того, чтобы стать "лидером", не надо. Для этого достаточно пройти курс обучения азам продаж и маркетинга. Главное — вера в продукт, который ты продаешь.