Разделы
Материалы

С ветерком от сети. Когда в Украине появятся свои электромобили

Алексей Батурин

В ближайшие два-три года в Украине может сформироваться новый рынок, а электромобили, вполне возможно, подешевеют на 30%

В Верховной Раде во вторник, 24 ноября, собираются рассмотреть законопроекты №1912 и №1674 по отмене налогов на электромобили. Опрошенные Фокусом представители отрасли признают, что в случае одобрения парламентом законопроектов не стоит рассчитывать на то, что украинский авторынок быстро изменится. Однако государственные преференции приведут к тому, что в стране будет развиваться инфраструктура для эксплуатации электромобилей, и, вполне возможно, со временем Украина сможет их производить.

Арсений Абдураимов глава Украинской ассоциации участников рынка электромобилей

— Раде предлагают принять два законопроекта. Один снимает ввозную пошлину, это касается таможенного законодательства. Второй вносит изменения в налоговое законодательство: снимается ввозной НДС и акциз. Это нужно, чтобы при отсутствии госдотаций электромобили стали конкурентоспособными и появилась возможность развить рынок. Сейчас у нас нет инфраструктуры, поскольку мало электромобилей. Они дорогие, потому что растоможиваются как обычные машины и поэтому стоят в полтора-два раза дороже бензиновых. В ряде стран развитие этого рынка стало возможным либо благодаря госдотациям, либо льготам по пошлинам, а во многих государствах есть и то и другое.

Пока в наших законопроектах речь идет только об электромобилях, у нас не получилось согласовать формулировку, принятую в Европе. Там нет понятия "электромобиль", есть "экологически чистый автомобиль", выбросы от которого составляют менее 25 граммов СО на километр. Сегодня этим нормам соответствуют только плагины, то есть подзаряжаемые гибриды, использующие электродвигатель как основной, и электромобили. Но сейчас появилась, например, Toyota на водородном двигателе, она могла бы попасть под действие этого закона. Однако, когда в комитетах Рады начали рассматривать эту формулировку, зазвучали опасения, что под нее начнут разрабатывать серые схемы. Мы согласились, что стоит сначала сделать первый шаг, а потом уже говорить о каких-то более сложных формулировках.

Можно вспомнить не очень богатую Испанию. Когда-то испанцы сделали подобный шаг и сейчас лидируют по производству электромобилей в Европе. Если у нас станет больше электромобилей, как минимум появятся рабочие места для обслуживания этих машин, установки зарядных станций, развития инфраструктуры. Появится новая отрасль в экономике. В конечном счете это может простимулировать производство электромобилей в Украине, у страны хорошие шансы занять нишу на этом рынке. У нас много образованных инженеров, которые занимаются радиоэлектроникой, электротехникой.

"В Европе больше нет стран, где так же выгодно собирать электромобили, как в Украине"

Я прогнозирую, что в течение года — максимум двух появятся свои сборки электромобилей на территории Украины. Страна может перехватить лидерство у той же Испании, потому что наши инженеры стоят намного дешевле, при этом имеют необходимую квалификацию. В Европе больше нет стран, где так же выгодно собирать электромобили.

Надо смотреть правде в глаза: наше автомобилестроение далеко отстало и от Германии, и от Японии, и от США, и даже от тех стран, которые стоят на ступеньку ниже. А рынок производства электромобилей только формируется, здесь можно хорошо стартовать, но это окно возможностей закроется очень быстро — два-три года, и рынок будет сформирован. Если мы сейчас в этот вагон не впрыгнем, следующего поезда уже не будет, придется так же где-то собирать что-то чужое.

Конечная цель этих законопроектов — производство не только электромобилей, но и электроавтобусов, а сейчас развивающийся тренд — коммунальная техника на электротяге, она очень востребована в Европе. В законопроекте №1912 уже заложено развитие производства. Им предусмотрена отмена НДС не только при ввозе, но и при поставках внутри страны. Это дает возможность производителю продавать свой конечный продукт без этого налога, и даже если он покупает любые комплектующие на территории Украины с НДС, государство должно будет его вернуть, он сможет экономить эти 20%.

Рынки других стран после принятия таких законов демонстрируют резкий прирост в первый год — от 200% до 600%. Сейчас в Украине порядка 700 электромобилей, поэтому говорить о том, что они займут какую-то заметную нишу среди других транспортных средств, неправильно. Это задел на будущее, в первую очередь — сигнал поставщикам машин, поскольку сейчас официальных поставщиков в стране практически нет, они не видят перспектив развития рынка. Как только мы примем законы, у нас появится конкуренция, она повлечет за собой развитие инфраструктуры. Та же Tesla, когда заходит на рынок, строит зарядные станции, то есть вкладывает в экономику государства, в котором будет продавать свои машины.

Константин Евтушенко основатель проекта Shooter.ua

— Инициативу отменить пошлину и НДС на электромобили разрабатывали в том числе и мы. На первом этапе нужно отменить НДС, пошлину и акцизный сбор. Это даст импульс развитию рынка. Дальше ждем упрощения процедуры установки зарядных устройств, их подключения к электросетям, изменение требований к новым сооружениям и зданиям, которые будут предусматривать возможность размещения в них оборудования.

Шансы, что парламент согласится отменить акциз, пошлину и НДС, я уверен, хорошие. Правда, есть несколько предложений по поводу того, как правильно это урегулировать. Наиболее популярное предложение — не давать льготы отрасли, как, например, аграрной сфере или медицине, а отменить все льготы и давать дотационные преференции конкретным отраслям. То есть мысль такая: давайте не будет сейчас отменять НДС, а лучше дадим субсидии на кредитование.

"Через 10-15 лет каждый второй автомобиль в стране будет электрическим"

С точки зрения общего принципа администрирования НДС, это правильный подход. Но в этой конкретной ситуации мы понимаем, что он только затянет процесс, мы не можем спрогнозировать, когда отменят все другие льготы, чтобы наладить дотирование конкретной отрасли. Поэтому мы против этого. Если парламент проголосует, электромобили значительно подешевеют: 20% — НДС, 10% — пошлина и акциз — фиксировано 109 евро.

Стоимость электромобилей очень разная. Например, цена китайских или гонконгских двухместных автомобилей стартует с $5 тысяч. За эти деньги вы получаете автомобиль smart-класса, который заряжается от бытовой розетки, может пробегать 70-80 километров на одном заряде. Далее тоже smart — двухместный автомобиль Renault Twizy — где-то в районе $12 тыс. Затем Renault ZOE — $20 тыс., это уже полноценный автомобиль, Nissan Leaf — $30 тыс., они могут уверенно пробегать от 150 до 180 км. В высшем классе BMW i3, BYD — 250-300 км гарантированного городского пробега, цена — около $45 тыс., и от $70 тыс. до $130 тыс. — это Tesla. По сути, если вы сейчас хотите купить Tesla, которая стоит $70 тыс., в Украине вы должны будете заплатить $105 тыс.

Неурегулированная система приводит к тому, что рынок развивается в неправильном направлении. У нас практически не продаются автомобили от официальных поставщиков, например, Nissan, Renault и Tesla. Нашлись дельцы, которые завозят "серые" битые автомобили, собранные из двух-трех машин, их качество никто не может гарантировать, тем самым они портят репутацию рынка. Таких машин, по моим подсчетам, завезли около 400-500. Я вел переговоры с официальными поставщиками, они говорят, что как только будут отменены НДС и пошлина, выйдут на наш рынок. Думаю, в первый год электромобили займут где-то 1-2% общего количества, но поверьте, через 10-15 лет каждый второй автомобиль в стране будет электрическим. За примерами далеко ходить не надо: в Норвегии уже сейчас каждый третий купленный автомобиль — электрический.