Фокус выяснил, что будет с основными налогами, если Минфину удастся провести свой законопроект через парламент
В четверг, 17 декабря, состоится заседание Верховной Рады, на котором будет решаться судьба налоговой реформы. Парламентарии должны рассмотреть законопроект №3630 "О создании конкурентных условий в налогообложении и стимулировании экономической деятельности в Украине". Автором инициативы является Кабинет министров, а точнее Минфин. Этот документ был внесен на рассмотрение ВР 11 декабря 2015 года.
В парламенте также зарегистрирован альтернативный законопроект "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налоговой либерализации", разработанный в парламентском Комитете по вопросам налоговой и таможенной политики. Эта концепция налоговой реформы находит поддержку среди многих бизнесменов и общественных активистов. Но столь либеральные реформы, которые ставят под угрозу наполнение госбюджета, не одобряет главный кредитор Украины — МВФ.
Законопроект Минфина называют якобы компромиссным вариантом, который учитывает отдельные положения альтернативной модели. Фокус выяснил, какие новации предлагает Кабмин в этом документе.
1
Налог на прибыль предприятий
Работающие в Украине предприятия сейчас уплачивают налог на прибыль по основной ставке в 18%. Начиная с 2011 года этот налог в Украине постепенно уменьшали с 23%. В результате, в сравнении с другими европейскими странами, ставка налога на прибыль в Украине опустилась ниже среднего уровня, который ориентировочно соответствует 22%.
В первоначальной концепции от Минфина налог на прибыль предлагалось унифицировать, повысив его до 20% для всех плательщиков. В альтернативном либеральном законопроекте ставка этого корпоративного налога составляет 15% (как в Грузии, Литве и др.), а базой налогообложения является только распределенная прибыль. То есть от обложения налогом освобождается та часть прибыли, которую собственники предприятия реинвестируют в необоротные активы или капитальное строительство. Подобный ход, согласно замыслу законодателей, должен стимулировать модернизацию производства и инвестиции в экономику.
В компромиссном законопроекте Кабмина на 2016 год сохраняется текущая ставка налога на прибыль в 18%, а с 2017 года планируется ее снижение до 17%. При этом предполагается сохранение "классической" модели, а не налогообложения распределенной прибыли. Правда, для стимулирования инвестиций в экономику в концепции Минфина предлагается ввести с 2016 года так называемый инвестиционный налоговый кредит. Благодаря этому инструменту налогоплательщики, которые совершат капитальные инвестиции в период 2016–2018 годов, смогут уменьшить свои налоговые обязательства.
2
Налог на доходы физлиц (НДФЛ)
В действующей налоговой модели физлица со своей зарплаты и других доходов уплачивают в госбюджет 15% (20%) подоходного налога — 15% взимают с заработков, сумма которых не превышают 10 минимальных зарплат (на данный момент — до 12,180 тыс. грн), более высокие доходы облагаются по ставке 20%.
В концепции Минфина НДФЛ предлагается унифицировать. Единой для всех плательщиков станет ставка 17% (в первоначальном варианте Минфина было 20%). Правда, до конца 2016 года временно будет действовать ставка в 18%. Это означает, что у граждан, получающих "белую" зарплату в размере менее 10 минималок (с 1 января 2016 года — 13,78 тыс. грн), в 2016-м вычтут на 3% больше НДФЛ, чем в 2015-м. При этом те, кто получает более высокую официальную зарплату, наоборот, останутся в выигрыше, заплатив НДФЛ на 2% меньше.
Снизить уровень налоговой нагрузки поможет социальная налоговая льгота (необлагаемая часть дохода), которая предоставляется по основному месту работы. Для всех налогоплательщиков она составит 50% от минимальной зарплаты (с 1 января 2016-го — 689 грн). Правда, применяться она будет только для зарплат, которые не превышают уровня трех минималок (с 1 января 2016-го — 4,13 тыс. грн). Отдельные социальные группы (родители двух и более детей, одинокие родители и др.) могут рассчитывать на повышение налоговой льготы и/или максимального уровня зарплаты, который допускает применение льготы.
Напомним: в альтернативном либеральном проекте налоговой реформы предлагается снизить НДФЛ до 10%.
3
Единый социальный взнос (ЕСВ)
В проекте Минфина ЕСВ предлагается унифицировать, установив ставку в 20% и отменив взимание ЕСВ непосредственно с зарплаты (в среднем — 3,6%). Последнее будет компенсировать большинству граждан повышение НДФЛ с 15% до 18%. Правда, в опубликованном на сайте Рады законопроекте Минфина Фокусу так и не удалось найти упоминания об анонсированном ранее объединении ЕСВ и НДФЛ в один платеж с общей ставкой в 20% с 2018 года. То есть об отмене ЕСВ речь уже не идет даже в отдаленной перспективе.
В альтернативном законопроекте от налогового комитета Верховной Рады также предлагается установить ставку ЕСВ в 20% и отменить взимания дополнительного ЕСВ с зарплаты. Правда, в сочетании с НДФЛ в 10% этот законопроект предлагает более радикальное снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда.
Напомним: ЕСВ уплачивается в Пенсионный фонд и объединяет все социальные сборы. Сегодня работодатель уплачивает за каждого сотрудника от 36,76% до 49,7%, в зависимости от уровня риска производства. С учетом ЕСВ суммарная нагрузка на фонд оплаты труда в Украине в настоящее время может достигать 60% и выше. Это вынуждает работодателей пользоваться обнальными схемами и платить зарплаты в конвертах.
4
Налог на добавленную стоимость (НДС)
В так называемом компромиссном законопроекте Минфина предлагается сохранить действующие ставки НДС — 20% для внутренних операций и 0% для экспортных.
В пояснительной записке к законопроекту авторы дают однозначный ответ относительно ставки НДС для лекарств — она остается на существующем уровне в 7%. Напомним: НДС для фармацевтической продукции по ставке в 7% был введен в 2014-м с целью увеличения поступлений в госбюджет. До этого медикаменты таким налогом не облагались. В 2015 году в процессе обсуждения налоговых инициатив Минфина в СМИ высказывались опасения, что вместе с унификацией налогов лекарства обложат НДС по ставке в 20%, что могло бы привести к их неминуемому подорожанию.
Аграриям, которые в настоящее время продолжают пользоваться льготным режимом налогообложения, с 2017 года все же придется перейти на общую систему. Для облегчения этого процесса в 2016 году будут действовать переходные условия — в распоряжении у сельхозпроизводителя будут оставлять 25% начисленного НДС, а оставшиеся 75% перечислять в госбюджет.
В альтернативном либеральном законопроекте ставку НДС предлагается снизить до 15%, что соответствует минимально допустимому уровню стандартной ставки согласно законодательству ЕС.
5
Акцизы
В проекте налоговой реформы от Минфина четко просматривается курс на повышение акцизов на алкоголь и табак. В 2016 году акцизный налог на алкогольные напитки и пиво предлагается повысить в два раза, а на сигареты на 40%. Согласно уже прозвучавшим в СМИ оценкам операторов рынка, после подобного повышения акцизов минимальная цена пол-литровой бутылки водки составит 90 грн, коньяка — от 150 грн. На этом повышение акцизов не закончится — вплоть до 2020 года Кабмин предлагает ежегодно увеличивать ставки акцизного налога на алкогольные напитки на 5% и табачные изделия на 7%.