Все по-новому. Как изменятся налоговые правила для малого бизнеса в 2016 году
Фокус разобрался в новых предложенных Минфином налоговых правилах для предпринимателей-упрощенцев, а также вероятных последствиях изменений
В новом году украинцев ожидают серьезные изменения в налоговой сфере. Рада готовится к голосованию за новый налоговый кодекс, предложенный Минфином. Особенно тревожно предпринимателям, которые используют упрощенную систему налогообложения. Ведь проект Минфина предлагает заметно перекроить "упрощенку".
Что приготовил Минфин
Вместо действующих сегодня четырех групп плательщиков единого налога Минфин предлагает ввести группы "А", "В" и "С", в которых уже не сможет работать значительное количество сегодняшних упрощенцев.
Для группы упрощенцев I, которую предлагают трансформировать в группу "А", практически ничего не меняется, кроме пугающей перспективы обязательного использования кассовых аппаратов (регистраторов расчетных операций или РРО) через три года. Напомним, что к этой группе предпринимателей-упрощенцев относятся торговцы на рынках или поставщики услуг населению без наемных работников с доходом до 300 тыс. грн в год. Налоговая нагрузка на предпринимателей первой группы изменится незначительно — их ожидает повышение верхней границы ставки единого налога с 10% до 20% минимальной зарплаты при одновременном снижении единого соцвзноса (ЕСВ) до 20%.
Группы упрощенцев II и III планируется объединить в группу "В", в которую смогут войти только физлица-предприниматели (ФЛП) с доходом до 2 млн грн. Для них будет введено обязательное использование РРО. В настоящее время в группу II входят ФЛП с наемным персоналом до 10 человек и доходом до 1,5 млн грн. В группе III сегодня работают как ФЛП, так и юридические лица с доходами не более 20 млн грн в год без каких-либо ограничений количества наемного персонала. Многие представители этой группы рискуют оказаться "за бортом" упрощенной системы.
Налоговая нагрузка на предпринимателей первой группы изменится незначительно
Базой налогообложения в законопроекте Минфина для предпринимателей группы "В" является доход за отчетный период. Он будет определяться как разница доходов и затрат, которые предлагают подсчитывать путем умножения доходов на понижающий коэффициент. В результате применения такой схемы налоговая нагрузка на упрощенцев, которые перейдут в группу "В", заметно возрастет. "Для предпринимателей группы III ставка единого налога увеличится с 4% до 18% (с 2017 года – 17%) с применением понижающего коэффициента 0,85 в ближайшие два года. В этих условиях работать на упрощенной системе будет неинтересно и невыгодно", — считает управляющий партнер консалтинговой компании ACA Bureau Елена Пешкова.
Вряд ли новшества Минфина покажутся привлекательным и для группы II, которая платит 20% минимальной зарплаты. Ведущий эксперт сервиса "Интерактивная бухгалтерия" Геннадий Васильев показывает, как увеличится налоговая нагрузка на таких предпринимателей на конкретном примере: ФЛП, получивший за месяц доход в 50 тыс. грн, в 2016 году будет отчислять в бюджет 1,35 тыс. грн единого налога (50 000 – (50 000 × 0,85)) × 18%). В настоящее время предельная сумма единого налога для такого предпринимателя составляет 243,6 грн. В данной формуле 0,85 – понижающий коэффициент, который будет действовать в 2016-2017 годах. Далее он будет постепенно уменьшаться и с 2019 года составит 0,45. В результате при тех же вводных данных расходы на уплату единого налога в 2019 году достигнут 4,675 тыс. грн (50 000 – (50 000 × 0,45)) × 17%).
Группе упрощенцев IV, которую составляют сельхозпроизводители, Минфин предлагает трансформироваться в группу "С", для которой также планируется установить потолок доходов в 2 млн грн. В настоящее время ограничение доходов для этой группы не применяется. Но если концепцию Минфина претворят в жизнь, дальше использовать упрощенную систему смогут только относительно небольшие фермерские хозяйства. Ставки налогообложения для этой группы не меняются.
Вечная тень
Одним из главных мотивов, которым в Минфине оправдывают подобное урезание упрощенки, является борьба с теневой экономикой. Согласно видению ведомства, предприниматели активно использует единый налог для уклонения от уплаты налогов. Нет дыма без огня, и подобная практика действительно имеет место.
Дробление операций с использованием ФЛП получило особенное распространение среди интернет-ретейлеров. "Фактически никогда не встретишь поставщиков на общей системе. Практически все применяют упрощенку и предпринимателей, а по достижению лимита (предельного оборота в 20 млн грн – Фокус) используют другое доверенное лицо", — рассказывает партнер ЮК Onstan Андрей Федчишин.
"Для предпринимателей группы III ставка единого налога увеличится с 4% до 18% с применением понижающего коэффициента 0,85 в ближайшие два года. В этих условиях работать на упрощенной системе будет неинтересно и невыгодно"
Договорные отношения с ФЛП вместо оформления сотрудника в штат позволяют предприятиям снизить нагрузку на фонд оплаты труда. "Сотрудничество работодателей с ФЛП группы III, которые платят 4% налога, намного выгоднее уплаты налога с доходов штатных работников в размере 15% или 20% и ЕСВ в размере более 36%, — объясняет юрист ЮФ "Василь Кисиль и Партнеры" Татьяна Мацюк. Такую практику особенно широко используют в IT-компаниях. В частности, из-за этого в высокотехнологичные фирмы в последнее время зачастили силовики с проверками и обысками.
Занижение реального оборота товаров или услуг, по информации управляющего партнера, адвоката АО "Вдовичен и партнеры" Олега Вдовичена, целенаправленно используют юрлица, которые массово переходили из общей системы налогообложения на упрощенную систему группы ІІІ. "Этот способ оптимизации новая модель налоговой реформы от Минфина должна ликвидировать. При этом схема с ФЛП (вместо штатного персонала – Фокус) трансформируется под новые условия, хотя требование наличия кассовых аппаратов существенно усложнит возможности дальнейшей оптимизации налогообложения", — комментирует Вдовичен.
Налоговое послевкусие
Законопроект Минфина делает неизбежным существенное сокращение количества предпринимателей на едином налоге. "Проект Минфина имеет в первую очередь фискальное направление, основной целью которого является искоренение существующих схем оптимизации налогообложения в упрощенной системе. При этом проект не учитывает тот факт, что большинство предпринимателей именно работают на упрощенной системе, а не минимизируют налоги", — отмечает Олег Вдовичен.
По самым скромным оценкам, количество упрощенцев снизится на 30-40%. Как отмечает управляющий партнер в ЮФ "Мисечко и Партнеры" Владимир Мисечко, права быть плательщиком единого налога лишатся юрлица, ФЛП с десятью и более наемными сотрудниками и предприниматели-импортеры. Они будут вынуждены перейти на общую систему налогообложения.
- Читайте также: С новым налогом. 5 главных фискальных новаций от Кабмина
Однако правительству вряд ли стоит рассчитывать на арифметическое прибавление всех ушедших из упрощенки бизнесменов к числу плательщиков на общей системе налогообложения. "Очень короткий срок до вступления в силу новых правил не оставляет бизнесу шанса выбрать для себя новую модель. Поэтому многие предпочтут прекращение деятельности. При этом Минфин не учитывает переход даже части предпринимателей-упрощенцев в получателей социальной помощи в качестве безработных", — предупреждает адвокат, управляющий партнер АО "Юскутум" Артем Афян.
Альтернативой прекращения деятельности для некоторых бизнесов может стать уход в тень. Предприниматели, которые из-за сокращения лимита по обороту будут обязаны перейти на общую систему, могут вместо этого предпочесть дробление операций для оптимизации налогообложения за счет использования большего количества ФЛП.