Разделы
Материалы

Отнять и поделить. Почему фермеры бастуют против новых налогов

Евгений Гордейчик
Фото: agriacta.com

Новая схема налогообложения лоббирует интересы крупных агрохолдингов и, по мнению фермеров, уничтожает украинское село

28 декабря фермеры перекрыли большую часть центральных трасс страны и объявили всеукраинскую аграрную забастовку. Заблокированы трассы Киев — Одесса, Хмельницкий — Винница, Хмельницкий — Тернополь, Харьков — Симферополь в Запорожской области, Антоновский мост через Днепр в Херсонской области и граница Черновицкой области в Снятыне. Аграрии вывели на дороги сельхозтехнику и разрешают проехать только военным, автобусам с детьми и машинам, в которых находятся беременные женщины. Бастующие борются за отмену изменений в Налоговый кодекс, которые предполагают взимание в бюджет от 15% до 85% НДС, заплаченного работающими на внутреннем рынке агропроизводителями. До этого государство всю сумму НДС возвращало аграриям.

Фермеры уверены, нововведения выгодны лишь крупным агрохолдингам — экспортерам и уничтожают украинское село. В случае если президент не наложит вето на Налоговый кодекс, они обещают пустить в ход "тяжелую артиллерию" — блокировать порты, прекратив поставки зерна на экспорт.

Что не так

Изменения в схеме налогообложения агросектора нельзя назвать новостью. Перевод сельского хозяйства с упрощенной схемы, когда аграрии платят лишь фиксированный налог за каждый гектар возделываемой земли, на общую — налог на прибыль и НДС — это одно из требований МВФ, на которые согласилось украинское правительство. В 2016 году будет действовать так называемый переходной режим.

Налог на прибыль с аграриев по-прежнему не взимается. Вместо этого фиксированный сельхозналог увеличивается на 80%, но НДС будет оставаться у производителей лишь частично. При производстве зерновых и технических культур 15% НДС остается производителю, а 85% перенаправляется в бюджет; для скотоводства — 80% от НДС остается производителю, а 20% — в бюджет; для свиноводов, птицеводов, садоводов и овощеводов НДС распределяется 50% на 50%.

Нынешняя редакция Налогового кодекса лоббирует интересы крупных агрохолдингов, для которых мелкие фермеры создают серьезные проблемы с арендой у пайщиков земли

Крупный агробизнес воспринял эти изменения позитивно. "Принятый законопроект дает возможность всем аграрным производителям подготовиться к изменениям в налогообложении в 2017 году и уменьшить в течение следующего года риски наложения штрафов и других конфликтов с фискальной службой", — считает гендиректор Ассоциации "Украинский клуб аграрного бизнеса" Тарас Высоцкий.

Фермеры куда более категоричны. "Я возделываю 120 га земли, если придется платить НДС, соберу осенью урожай и буду пробовать сдать землю в субаренду крупным агрохолдингам. Дальше работать не смогу", — поясняет бастующий под Уманью фермер Александр Пастушенко. По его словам, накопленный на спецсчетах казначейства возврат НДС позволял ему закупать новую технику. Больше такой возможности у него не будет. Кроме того, так как аграрии вообще не платили НДС, государство без проблем возвращало НДС с закупленного топлива и удобрений. Сейчас фермер опасается, что режим налогообложения станет более сложным, и с возвратом НДС за солярку и топливо возникнут проблемы.

Мелкие не пролезут

Новые правила затронут практически весь небольшой агробизнес, уверен фермер из Черкасской области Василий Драч. "На едином налоге останутся лишь производители, годовой оборот которых не превышает 2 млн грн. Для сельского хозяйства это ничего. Такие обороты разве что у овощеводов, у которых рядом с домом пара теплиц. Простой пример. Средняя урожайность картофеля — 20 т с гектара. Очень маленькое фермерское хозяйство с площадью возделываемой земли в 50 га собирает урожай 1 тыс. т. Оптовая цена — 3 грн за кг. То есть доход уже 3 млн грн. А 50 га — это очень мало. На юге Украины фермеры возделывают в среднем по 200 га", — поясняет он. При этом, по его словам, всю прибыль "съедают" растущие цены на топливо и удобрения и необходимость вкладываться в модернизацию сельхозтехники советских времен.

Не лучше дела и у животноводов. "После закрытия российского рынка закупочные цены на молоко упали как минимум на 20%, до 5 грн за литр", — объясняет Иван Дунаец, ферма которого в Цюрюпинском районе Херсонской области насчитывает 20 коров. "Введение НДС — это еще 15 коп. с литра. Денег даже на ремонт коровника не останется, не говоря уже о постройке молокопроводов и холодильников, необходимых для повышения качества молока", — поясняет он.

"Существующая система налогообложения в сельском хозяйстве Украины идеальна — ее администрирование не стоит ничего, она стимулирует эффективное землепользование, а государство очень легко может предсказывать объемы поступлений в бюджет"

Андрей Ярмак эксперт инвестиционного центра FAO по Украине

Выгодно экспортерам

Глава ассоциации фермеров и частных землевладельцев Черкасской области Виктор Гончаренко утверждает, что изменения в законодательство лоббируют интересы крупных холдингов, которые продают значительную часть своей продукции на экспорт, получая возврат НДС, как и все экспортеры. По его словам, фермеры понимают необходимость повышения налогов и готовы их платить, но хотят, чтобы правила не были дискриминационными и государство проводило одинаковую политику по отношению к агропроизводителям, работающим как на внешнем, так и внутреннем рынке. Нынешняя же редакция Налогового кодекса, по его мнению, лоббирует интересы крупных агрохолдингов, для которых мелкие фермеры создают серьезные проблемы с арендой у пайщиков земли.

Эту точку зрения подтверждает и источник Фокуса в одном из крупных агрохолдингов с иностранным капиталом. "Уговорить пайщиков сдавать нам в аренду землю становится тяжелее с каждым годом. Фермеры предлагают чуть более высокую ставку арендной платы, а из-за того, что у них меньше бюрократии, рассчитываются с арендаторами раньше. К тому же фермер — это чей-то кум, сват, брат, поэтому им отдают землю в аренду охотнее, чем крупным компаниям", — поясняет собеседник Фокуса.

Сохранение существующей схемы налогообложения аграриев поддерживают и в продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO). "Существующая система налогообложения в сельском хозяйстве Украины идеальна — ее администрирование не стоит ничего (землю не спрячешь), она стимулирует эффективное землепользование, поскольку не зависимо от того, сколько ты получаешь с 1 га, платишь одинаковую сумму за этот гектар. Государство очень легко может предсказывать объемы поступлений в бюджет и легко повышать налог, увеличивая денежную оценку земли", — поясняет эксперт инвестиционного центра FAO по Украине Андрей Ярмак.

"Принятый законопроект дает возможность всем аграрным производителям подготовиться к изменениям в налогообложении в 2017 году и уменьшить в течение следующего года риски наложения штрафов и других конфликтов с фискальной службой"

Тарас Высоцкий гендиректор Ассоциации "Украинский клуб аграрного бизнеса"

По его словам, некоторые агрохолдинги уже давно лоббировали переход агросектора на общую систему. Контролируя большое количество предприятий и имея высококлассных финансовых консультантов и юристов, они смогут минимизировать в этом случае налоговую нагрузку. "Подумайте, сколько налога на прибыль уплатили бы агрохолдинги в 2014 году? Или в 2015 году? Правильно — ноль. Потому что прибыли нет. И если будет выгодно, ее и не будут показывать. И скрыть это крупным предприятиям гораздо легче, чем мелким", — говорит он.

Впрочем, новый Налоговый кодекс еще не подписан президентом и у властей есть время, чтобы пересмотреть свое решение. Возможно, аграриев все же оставят на упрощенной схеме налогообложения, лишь увеличив размер фиксированного сельхозналога с гектара земли.