Разделы
Материалы

Желтая карточка МВФ. Что означает для Украины резкое заявление главы фонда

Мария Бабенко
Фото: Пресс-служба президента Украины

Что случится с Украиной, если программа расширенного финансирования МВФ будет приостановлена из-за возможной отставки правительства и перевыборов Верховной Рады

Пока Киев надеется на получение третьего транша расширенного финансирования от МВФ, руководство фонда угрожает свернуть сотрудничество с Украиной. "Я обеспокоена ослаблением реформы системы государственного управления, борьбы с коррупцией, а также снижением влияния закона и законности в формировании политики государства. Без стремления оживить реформы, усилить борьбу с коррупцией будет трудно понять, как фонд сможет продолжить программу (сотрудничества с Украиной. – Фокус) и поможет сделать ее успешной", – заявила глава МВФ Кристин Лагард.

В рамках действующей программы финансирования МВФ Украина в 2015 году получила от фонда два транша на сумму $6,7 млрд. Запланированные на 2015-й третий и четвертый транши в Украину так и не поступили. Фактически сотрудничество с МВФ стоит на паузе с осени 2015 года. Причиной задержки выделения третьего транша стало промедление с принятием изменений в налоговую систему и бюджета на 2016 год вплоть до последних дней декабря 2015 года. Вступление в силу с 1 января 2016-го согласованной с МВФ налоговой реформы должно было разблокировать приостановленное кредитование. Отложенный транш в $1,7 млрд Украина рассчитывала получить в феврале.

Примечательно, что в процессе выполнения предыдущих программ кредитования МВФ Украина в большинстве случаев выходила из игры, так и не получив полного объема предусмотренного финансирования. Причинами приостановки кредитования чаще всего становились невыполнение рекомендаций фонда и медленные реформы. Несколько раз сотрудничество с МВФ обрывалось перед получением "рокового" третьего транша. Фокус выяснил, почему главный кредитор сердится на Украину и как будет жить страна во время затянувшегося ожидания транша.

Последнее американское

Резкому выступлению главы МВФ в этот раз предшествовала эскалация политического кризиса в Украине — громкое заявление об отставке главы Минэкономразвития АйварасаАбромавичуса, обвинения в коррупции первого зампреда фракции Верховной Рады "Блок Петра Порошенко" Игоря Кононенко, отсутствие поддержки правительства со стороны нескольких участников парламентской коалиции и т.п.

Для разблокирования финансирования МВФ в первую очередь необходимо разрешить политический кризис

В МВФ понимают, что обострение противостояния сторон конфликта может привести к отставке правительства. А если в государстве некому вести диалог с международными донорами и выполнять обязательства перед ними, финансирование обычно приостанавливается. "Если правительство в отставке, обычно меморандум заемщиком не подписывается и решение МВФ не принимается, поскольку нет политической гарантии выполнения обязательств по кредитной программе", – объясняет исполнительный директор Центра экономической стратегии Глеб Вышлинский.

Консервация существующего положения также не спасет ситуацию. Продолжение работы правительства, лишенного поддержки парламентской коалиции, и отсутствие адекватной реакции на коррупционные скандалы вряд ли добавят позитива в кредитную историю Украины. Тем более что в МВФ уже выразили обеспокоенность и дали понять Киеву, что продолжение программы под вопросом.

Для разблокирования финансирования МВФ в первую очередь необходимо разрешить политический кризис. Чем больше времени потребуется для его преодоления, тем дольше придется ждать следующего транша. Наиболее короткий путь – консолидация коалиции и правительства вокруг неотложных реформ и борьбы с коррупцией. "Уговорить министров вернуться, за исключением АйварасаАбромавичуса, смогли оперативно. Теперь дело за расследованием фактов давления на Абромавичуса и принятием мер. К сожалению, расследование НАБУ не может быть проведено столь оперативно. Поэтому украинскому президенту стоило бы выступить с заявлением о расследовании всех фактов, о которых заявил Абромавичус, и заверить МВФ в готовности продолжать борьбу с коррупцией", – считает аналитик ИК Adamant Capital Инна Звягинцева.

Быстрый и убедительный выход из политического кризиса сделает возможным получение финансирования от МВФ в начале весны. "Если правительство останется, транш в размере $1,7 млрд без дополнительных коммуникаций (c МВФ. – Фокус) поступит в течение одного-двух месяцев, – говорит эксперт Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин. – Если Кабмин уйдет в отставку, придется ждать приезда миссии МВФ и согласования политических условий продолжения программы сотрудничества уже с новым правительством". Таким образом, при реализации альтернативного сценария с отставкой Кабмина Яценюка и перевыборами Верховной Рады восстановление сотрудничества с международными донорами может быть отложено на год.

"Без работающего правительства выделение третьего транша МВФ невозможно. Это означает неполучение привязанной к кредиту МВФ макрофинансовой помощи ЕС, кредитных гарантий США и кредитов Всемирного банка. Потери могут превысить $7 млрд, необходимых для пополнения резервов НБУ и финансирования дефицита бюджета в 2016 году"

Глеб Вышлинский исполнительный директор Центра экономической стратегии

Не вышли ростом

Без финансирования международных доноров украинская экономика в 2016 году вряд ли сможет преломить негативный тренд и показать рост, который обещало большинство макропрогнозов. В частности, расчеты МВФ предполагали увеличение ВВП Украины в 2016 году на 2%, прогноз Всемирного банка – на 1%. Падение экономики Украины продолжается с конца 2012 года, а прогнозы авторитетных организаций из года в год корректируются в сторону ухудшения.

Без зонтика МВФ, который, по словам главы Нацбанка, защищает украинскую валюту от девальвации, гривна окажется в зоне риска. "Так сложилось за последний год, что сам по себе факт сотрудничества с МВФ влияет на ожидания относительно курса гривны, – объясняет руководитель аналитического отдела ИК Concorde Capital Александр Паращий. – Если из-за политического кризиса наше сотрудничество с МВФ, равно как и с другими донорами, отложится, негативного влияния на экономику через курс гривны будет сложно избежать".

Взаимосвязь валютного рынка с выполнением программы МВФ можно проследить на примере прошлого года. В феврале 2015 года, когда МВФ пересматривал программу финансирования Украины, официальный курс гривны достиг исторического максимума – свыше 30 UAH/USD, а на наличном рынке приблизился к 40 UAH/USD. Тогда, чтобы остановить девальвацию, НБУ ввел ряд ограничений на валютном рынке. Затем в марте 2015 года получение первого транша в рамках программы расширенного финансирования вернуло курс гривны в коридор 21-23 UAH/USD, в котором нацвалюта находилась вплоть до конца октября 2015 года. Как только кредитование поставили на паузу – гривна заколебалась.

Неопределенность в отношениях с МВФ усилит психологическое давление на курс гривны

По состоянию на 10 февраля 2016-го официальный курс гривны уже достиг уровня в 25,94 UAH/USD. "Неполучение очередного транша приведет к дальнейшему падению курса гривны к доллару и росту инфляции. Ведь страна зарабатывает валюты все меньше, а в кредит берет все больше. По предварительным оценкам, в январе 2016 года украинский экспорт по сравнению с январем 2015-го упал на 31%, импорт снизился на 26%, а отрицательное сальдо составило $190 млн", — объясняет действие экономических механизмов Олег Пендзин. Собеседник Фокуса также напоминает, что ожидаемый третий транш должен попасть в резервы НБУ, которые без поступления денег МВФ неизбежно начнут истощаться.

Неопределенность в отношениях с главным кредитором также усилит психологическое давление на курс гривны. "Новость о приостановлении сотрудничества с МВФ способна вызвать панику у бизнеса и населения, что традиционно может привести к дестабилизации валютного рынка, усиления недоверия к банковской системе и ухудшению деловых настроений. В такой ситуации компании не станут инвестировать в новые проекты, население ограничит потребление, а рост экономики не возобновится", – предупреждает Инна Звягинцева.