Участники блокады и эксперты рассказали Фокусу о том, зачем она нужна и к чему приведет
"Медвежья" блокада российских грузовиков уже проходит в десяти областях Украины. Сначала задерживать фуры начали активисты в Волынской, Закарпатской, Ивано-Франковской и Львовской областях, позже к ним присоединилась Днепропетровская, Житомирская и другие области. Сейчас у российских грузовиков вообще нет шансов попасть на территорию ЕС — на днях о запрете транзита для фур из России заявила Польша.
Среди участников блокады — общество ветеранов АТО "Побратими України", организация "Карпатська Січ", бойцы батальона "Азов", активисты Правого сектора и другие. Главное требование — на законодательном уровне запретить торговую деятельность России на территории Украины.
Украинские власти не спешат делать заявления по поводу блокады. Косвенно отреагировал только Кабмин, опубликовав сегодня решение о приостановке транзита российских грузовиков по территории Украины. Но пока временной. "Российская Федерация в нарушение правил и процедур Всемирной организации торговли и двустороннего межправительственного соглашения относительно автомобильных перевозок в одностороннем порядке остановила движение украинских грузовых автотранспортных средств по территории России. До момента получения объяснений от российской стороны и решения данного вопроса Украина временно прекращает транзитные перевозки грузовыми автомобилями, зарегистрированными в России, по территории Украины", — говорится в заявлении Кабмина.
Фокус выяснил, как отреагировали на это решение Кабмина организаторы блокады, а также как блокада повлияет на экономику Украины и российско-украинские отношения.
глава ОО "Побратими України" в Ужгороде, один из координаторов Всеукраинской мирной акции блокирования транзита российских грузовиков по территории Украины
— Решение Кабмина — это по сути компромисс с врагом. Поэтому мы не считаем, что наша цель достигнута, и продолжаем блокаду. Срок, который мы даем властям для принятия решения о прекращении торговой деятельности России на территории Украины, до 18:00 вторника, 16 февраля. В противном случае мы рассмотрим возможность начала второго этапа блокады, а именно: блокирования въезда в Украину транзитных грузовиков из Евросоюза. В любом случае блокада продолжится до полного запрета транзита российских грузовиков через Украину.
директор информационно-аналитического центра "Перспектива"
— Кабмин должен был как-то отреагировать на ситуацию с блокадой, поэтому и принял такое решение. Таким образом он убивает двух зайцев: показывает готовность к радикальным действиям в отношении агрессора и делает вид, что считается с мнением активистов, которых на самом деле боится и не может с ними совладать.
Но, какой бы ни была мотивация, решение о приостановке транзита российских фур было безответственным. Никто не подумал, что оно ударит в первую очередь по нашим перевозчикам, которые ездят по территории России. Вряд ли блокада как-то отразится на российско-украинских отношениях. Они сейчас настолько напряжены, что блокада — это мелочь, на которую во время диалога между странами никто не обратит внимание.
экономист
— Думаю, перевозчики сейчас будут искать альтернативу: или перегружать товары на границе в грузовики с номерами той страны, для которой транзит разрешен, или использовать железнодорожный транспорт. Конечно, это приведет к дополнительным затратам для перевозчиков, но какие у них варианты? Лучше так, чем вообще никак.
К негативным для экономики последствиям приведет не сама блокада, а продолжение сокращения взаимного товарооборота на востоке Европы. Российско-украинская торговая война перешла в следующую стадию. Думаю, дальше это приведет к вынужденному ребрендингу российских товаров в Украине, как это уже произошло, например, с МТС, который в Украине теперь работает под маркой Vodafone. Таких примеров со временем будет становиться все больше.