Бренд "Новый Свет" первым вернулся на украинский рынок – новосветское шампанское теперь выпускают в Харькове. На очереди – "Массандра"
Советник министра аграрной политики Александр Лиев начинает разговор о будущем крымских брендов на материковой Украине с демонстрации нового продукта. Он извлекает из белой бумажной обертки бутылку шампанского, на которой написано "Новий Свiт".
– Никогда до этого на новосветских этикетках не было украинского языка, – говорит Лиев, переворачивает бутылку обратной стороной и показывает надпись "Крим – це Україна". – Это мое "творчество", я настаивал на этом, оказывается, не все можно размещать на этикетке, еле уговорил.
– Вы сравнивали это вино с новосветским? – интересуюсь я, разглядывая этикетки и надпись "Харкiв" на золотистой бумаге, которой обернуто горлышко бутылки.
– Хорошее шампанское. Надо признать, Харьковский завод шампанских вин не славится лучшим в мире вином. Но это лучшее из того, что они делали. До того как им разрешили выпускать вино под этим брендом, образцы оценивала высшая дегустационная комиссия. Из отобранного ею на харьковском заводе начали выпускать нескольких марок шампанского.
– Что им раньше мешало выпускать вино такого качества?
– Во-первых, они нашли хороший виноматериал. Во-вторых, завод сейчас находится в кризисном состоянии. Новому директору мы сказали, что если для завода это спасение, пусть сделают такое вино, чтобы нам было не стыдно передать им бренд. Для них это стало серьезным мотивом поработать с хорошим виноматериалом, с технологией. Это принесло плоды.
"Когда мы подавали в Кабмин документы на увольнение гендиректора "Массандры", там спрашивали: "На основании чего мы его увольняем, где его заявление?" – "Так он же нас предал, флаг российский поднял". Значит, – возражали нам, – должно быть решение суда"
Харьковчане успели изготовить к новогодним праздникам 100 тыс. бутылок. Брют в рознице стоил около 100 грн. От потребителя не скрывали, что это не крымское шампанское, тем не менее вино хорошо разошлось. Советник министра считает, что на продажи позитивно повлиял патриотический лозунг, к тому же покупателям было приятно узнать, что "Новый Свет" – живой бренд. Он первым вернулся на украинский рынок, на очереди – "Массандра".
"Были и остаются украинскими"
Министерство аграрной политики заботит не продвижение крымских марок на отечественном рынке, а их сохранение. По украинским законам, если бренд не используется в течение нескольких лет, он считается свободным, и заявку на него может подать кто угодно. "Мы уже знаем, что в России есть желающие купить бренды "Новый Свет", "Массандра", "Ливадия", поэтому сейчас задача – продолжить производство вин", – говорит Александр Лиев.
С "Нового Света" начали неслучайно: это госпредприятие, директор которого назначается министерством. Утверждение нового легитимного руководителя и передача бренда харьковчанам не заняли много времени, и вскоре вино, произведенное на материке, уже можно было попробовать. Теперь настал черед бренда "Массандра", здесь все оказалось сложнее. Переметнувшегося на сторону россиян бывшего директора предприятия Николая Бойко долго не могли уволить, это прерогатива Кабмина.
– Когда мы им подавали документы, там спрашивали: "На основании чего мы его увольняем, где его заявление?" – "Так он же нас предал, флаг российский поднял". "Значит, – возражали нам, – должно быть решение суда". То есть у нас юридически нет никакого видения того, что в Крыму произошла оккупация, – рассказывает Лиев.
Александр Лиев демонстрирует новосветскую этикетку с надписью "Крим – це Україна"
Наконец Бойко уволили, и в канун нового года назначили нового исполняющего обязанности руководителя – Генриха Микаэляна. Он крымчанин, экс-директор винодельческого предприятия "Ливадия", входившего в концерн "Массандра", в Киев перебрался после аннексии.
– Мы хотим делать более качественные вина, – говорит Микаэлян. – Зная, как они производились в Крыму, крепились по украинским стандартам спиртом-ректификатом, мы планируем делать так, как положено на европейском рынке: крепить виноградным спиртом. Из-за крепления спиртом-ректификатом у "Массандры", кстати, возникли проблемы в России, там ее продукцию признали винными напитками. Здесь политики очень много. Наша задача – не дать крымчанам, нашим коллегам, так сказать, ни малейшего повода для критики.
Нового производителя "Массандры" отберут на конкурсе. Из технических требований – свои виноградники, подходящий сортовой состав, похожая почва. Победитель будет обязан гарантировать определенный объем реализации в Украине и за рубежом.
– Он должен обеспечивать экспорт по той географии, которую раньше имела "Массандра", – говорит Лиев. – Понятно, что география ужмется, потому что не все вина мы сможем поставлять, но ординарные вина должны будут напомнить о себе на экспортном рынке.
Еще одно требование: производитель должен вкладываться в раскрутку и поддержание бренда. В министерстве надеются, что уже к лету первые партии вин будут готовы. По своим характеристикам они будут схожи или идентичны продукции "Массандры".
Александр Лиев подчеркивает, что производители, выигравшие конкурсы, получат права на крымские бренды не навсегда. Он уверен, что Украина обязательно вернет Крым, и тогда производство вернется на полуостров.
"Да, часть марок мы не сможем пока производить из-за отсутствия необходимых для их производства сортов, сложности технологий, количества сахара в исходном сырье. Но оставшаяся часть нам по силам"
Продукт местности
Из-за климатических особенностей региона – яркого солнца и, соответственно, высокого содержания сахара в винограде – "Массандра" специализировалась на десертных и крепленых винах.
– Многие производители говорят, что не проблема закупать подходящий виноматериал в Болгарии или Испании. Но я бы не хотел таким образом все это развивать, – говорит Микаэлян. – Например, производство портвейнов и мускателей мы стопроцентно сможем возобновить на территории Украины, здесь есть все условия, сортовые виноградники. Большой вопрос насчет хереса и мадеры.
Технология производства мадеры предполагает выдержку в дубовых бочках под солнцем не менее трех лет. Соответственно, и отечественная мадера не сможет появиться раньше этого срока. Чтобы потребитель не забыл о ней, сейчас рассматривают возможность временно закупать уже готовую продукцию в Испании или Молдове, которая после российского эмбарго значительно подтянула качество своего виноделия и в чем-то даже превзошла крымских коллег. А спустя несколько лет импортную мадеру на рынке заместит собственное вино.
Когда в прошлом году Александр Лиев объявил в Facebook о планах возобновить производство вин крымских брендов на материковой Украине, крымчане подняли его на смех, утверждая, что "Новый Свет" и "Массандру" можно делать только в Крыму. Однако Генрих Микаэлян эти нападки игнорирует.
– Начнем с того, что шампанским имеет право называться вино, произведенное во французском регионе Шампань. На этом можно было бы закончить, – улыбается он. – Что мы знаем о заводе "Новый Свет"? Основан князем Львом Голицыным в 1878 году. Предприятие выпускает игристые вина только по классической технологии, предусматривающей вторичное брожение в бутылках с последующей выдержкой в подвалах от года до трех лет. Основные сорта: "Шардоне", "Пино Фран", "Алиготе", "Рислинг", "Каберне Совиньон", "Пино Нуар". Выращивают ли на материковой Украине такие сорта винограда? Да, выращивают. Можем ли мы производить вина по классической технологии? Да, можем. Сможем ли им создать условия для выдержки? Да, сможем. Со Львом Сергеевичем Голицыным, конечно, загвоздка, но тут уж ничего не поделаешь.
Министерство аграрной политики занимается реанимацией только государственных винодельческих предприятий
Микаэлян отмечает, что "Новый Свет" еще до аннексии закупал виноматериал в Севастопольском регионе, в Одесской области и в Молдове. Да и сейчас в Крыму с ним напряженка, его начинают завозить из Чили, Молдовы окольными путями через Краснодарский край. По данным руководителя "Массандры", недавно "Новый Свет" приобрел 22 виновоза молдавского виноматериала, адресатом для таможенной очистки стал завод "Абрау Дюрсо", затем виноматериал переправили в Крым. Впрочем, покупка виноматериала на стороне – стандартная мировая практика.
– Да, вино – это продукт местности. Да, часть марок – мускат белый Красного Камня, Пино-Гри Ай-Даниль, мадеру "Массандра", херес мы не сможем пока производить из-за отсутствия необходимых для их производства сортов, сложности технологий, количества сахара в исходном сырье. Но оставшаяся довольно внушительная часть нам по силам, – уверенно заявляет он.
Министерство аграрной политики занимается реанимацией только государственных винодельческих предприятий. Однако в украинских розничных сетях представлена продукция нескольких частных крымских предприятий, которые наладили производство на материке задолго до аннексии, например, "Коктебель" и "Инкерман". Впрочем, советник министра не исключает, что и эти предприятия захотят производить вина на территории, подконтрольной Украине, чтобы сохранить свои экспортные позиции и украинский рынок. Ведь сейчас в Крыму для виноделов сложилась неблагоприятная ситуация: сказываются санкции, затруднившие экспорт, к тому же до сих пор не закончилась адаптация к российским реалиям. Например, федеральный закон 171-ФЗ предусматривает отмену лицензии и конфискацию продукции в случае, если предприятие работает на арендованном оборудовании. Это бьет по большинству виноделов, ведь в Украине действовали другие нормы и правила, и перестроиться, приватизировать, переоснастить производства многие не в силах.