Разделы
Материалы

Не выходя из дома. Кто и как зарабатывает на электронной коммерции в Украине

Мария Бабенко
Фото: Getty Images

Электронная коммерция в Украине переживает бум. Фокус разбирался, кто и как зарабатывает на онлайн-торговле

Основатель самого посещаемого в Украине интернет-магазина rozetka.com.ua Владислав Чечеткин обиделся на владельцев сети строительных супермаркетов "Эпицентр К", фактически обвинив чету Герег в недобросовестной конкуренции. "Представители Эпицентра проводят переговоры с поставщиками с заявлениями, что они создают убийцу Розетки. Этот посыл мне передавали многие поставщики", — написал Чечеткин на своей странице в Facebook. По его словам, Эпицентр требует от своих поставщиков не продавать товар Розетке: "Это вымогательство звучит так: если ваш товар окажется в Розетке, вас не будет на полках Эпицентра. От тех поставщиков, которые крупнее и Эпицентр не может их задавить, требуют цены на полке ниже, чем в Розетке. В самом Эпицентре обвинения Чечеткина оставили без внимания.

Убийцей Розетки вот уже несколько месяцев называют интернет-магазин 27.ua, который планируют запустить Александр и Галина Гереги. Их поход в е-коммерцию ретейлеров не удивил. Розничный товарооборот в 2015-м в сравнении с предыдущим годом снизился на 20,7%. А вот коммерсанты, предпочитающие онлайн-торговлю, рассказывают о противоположной динамике развития их бизнеса. По оценке гендиректора группы компаний EVO (ранее Prom.ua) Николая Палиенко, количество заказов в украинском e-commerce в 2015 году увеличилось на 20–30%, а товарооборот в гривне — на 40–60%. В 2016-м он прогнозирует еще 30–40% прироста.

В условиях падения платежеспособности населения популярность интернет-магазинов растет, поскольку здесь можно купить товар дешевле. "Увеличение оборота электронной коммерции обеспечивает активизация покупок онлайн по мере проникновения интернета и желание экономить на издержках со стороны крупных ретейлеров, которые все больше инвестируют в увеличение доли онлайн-продаж", — комментирует тенденцию управляющий партнер GrowthUP Group Денис Довгополый. В интернете украинцы чаще всего покупают бытовую технику и электронику. Доля таких приобретений в Сети уже превысила показатели традиционной розницы. Второй по популярности сегмент в украинском e-commerce — одежда. Здесь наиболее сильные позиции занимают шопинг-клубы, где модники и модницы могут приобрести одежду известных брендов с большими скидками.

Игры на площадках

"В Украине е-коммерция в основном выполняет функцию технологической надстройки над обычным торговым бизнесом — задействуются только самые необходимые функции. В первую очередь развита торговля в сегменте товаров. А вот заключение сделок в электронном виде среди предпринимателей не настолько популярно. Пока борьба с интернет-мошенничеством в Украине не особо эффективна, бизнес не доверяет возможностям электронной торговли (в сегменте "бизнес для бизнеса". — Фокус)", — делает вывод директор Ассоциации "ИТ Украины" Виктор Валеев.

Активнее всего с помощью онлайн экспортируются продукты и напитки, сельхозпродукция, дерево и пиломатериалы, стройматериалы

Но оживление наблюдается и на торговых онлайн-площадках (маркетплейсах), к услугам которых все чаще прибегают представители малого и среднего бизнеса, — при помощи таких сервисов они могут самостоятельно создать свой сайт или интернет-магазин без участия ІТ-специалистов. Пример подобной бизнес-модели — всеукраинский торговый центр в интернете Prom.ua, на котором представлено более 60 млн товаров и услуг от 547 тыс. компаний. По мнению Дениса Довгополого, проект Prom.ua смог стать платформой, которую предпочитает малый и средний бизнес при переходе в онлайн. В 2015 году товаро­оборот этой торговой площадки достиг 4,9 млрд грн (+106% в сравнении с 2014-м).

Развиваются, хоть и медленнее, и торговые интернет-площадки в сегменте B2B (бизнес для бизнеса). Количество сделок, которые украинский бизнес заключает с помощью онлайн-площадок, растет даже на фоне сокращения промышленного производства. На таких сайтах одни компании вывешивают объявления о своих товарах и услугах, другие, наоборот, размещают заказы. Освоив интернет-торговлю с локальными партнерами, украинские компании начали выходить на международные рынки. К примеру, с помощью ua.all.biz украинские предприниматели заметно активизировали продажи на рынках ЕС и Северной Америки. По словам гендиректора Международного центра интернет-торговли Allbiz Дмитрия Лисицкого, экспортное сальдо (разница между экспортом и импортом) по заявкам на Allbiz за 2015 год почти утроилось. Активнее всего с помощью онлайн экспортируются продукты и напитки, сельхозпродукция, дерево и пиломатериалы, стройматериалы. Например, с помощью Allbiz украинский производитель древесных гранул заключил контракт на сумму 250 тыс. евро на поставку топливных брикетов в Бельгию, а с производителем мясной продукции из Кривого Рога связался заказчик из Египта и запросил товар на 4,5 млн грн.

Потребитель потребителю

Посредством онлайн-сервиса заказа услуг "Метнись кабанчиком" украинцы ежедневно выполняют более 400 поручений друг друга. Одни на kabanchik.ua быстро находят тех, кто поклеит обои, напишет текст для сайта или доставит груз, другие — возможность подработать, оказывая подобные и многие другие услуги. Особенно популярным сервис стал в период кризиса. Благодаря ему более 65 тыс. исполнителей получили возможность подработать, а для более 8 тыс. человек такое сотрудничество стало основным источником дохода. Николай Палиенко из группы компаний EVO утверждает, что рост kabanchik.ua сейчас достигает 600% в год. Наиболее востребованными на портале оказались "люди с руками", то есть мастера (сантехники, плиточники, уборщики, грузчики, швеи и др.), которые выполняют почти 42% заказов пользователей ресурса. На втором месте — услуги по доставке (21%), на третьем — фриланс разработчиков сайтов, копирайтеров, дизайнеров и т. п. (16%). Конкуренция между желающими подработать жесткая — количество зарегистрированных на сайте исполнителей вдвое превышает число заказчиков. Возможно, именно из-за этого заработки исполнителей небольшие. По словам гендиректора kabanchik.ua Романа Киригетова, средний чек сервиса составляет около 370 грн, но наиболее работоспособные исполнители могут заработать около 3–10 тыс. грн в месяц.

На 40-60% вырос товарооборот украинских интернет-магазинов в 2015 году

Высокая активность и на сайтах бесплатных объявлений, которыми пользуются как частные лица, так и самозанятые предприниматели. К примеру, количество продавцов на сервисе OLX в конце 2015 года достигло 1 млн. Больше всего объявлений публиковалось в таких категориях, как одежда, обувь, детские товары, электроника и бытовая техника. Количество закрытых объявлений на этой площадке за последнее полугодие 2015-го выросло на 150%. Больше всего успешных сделок в разделах "Электроника", "Детский мир", "Мода и стиль".

На волне патриотизма

Расширение ассортимента и рост продаж товаров украинского производства стал одной из главных тенденций 2015 года в онлайн-коммерции. Например, на Prom.ua товарооборот продукции украинских производителей за год увеличился на 202%, что заметно превышает показатели по всем товарам в целом. Самые популярные украинские товары — одежда, обувь и аксессуары (почти 510 тыс. покупок). Многие операторы онлайн-торговли обратили внимание на украинских производителей из-за подорожания импортных товаров и снижения покупательной способности населения на фоне девальвации гривны. В частности, в онлайн-магазине одежды LeBoutiqe начали заказывать в Украине производство продукции под собственными торговыми марками, наладив сотрудничество с несколькими украинскими швейными фабриками.

Другие компании и вовсе сфокусировались только на украинском производителе, как, например, интернет-магазин детской одежды "Гарна мама". Этот проект основали женщины, которые, подыскивая одежду для своих детей, открыли для себя продукцию украинских швейных фабрик — качественную, недорогую и практически не известную широкому кругу потребителей. Протестировав украинскую одежду на своих детях, они придумали идею для стартапа и запустили проект в 2014 году. Однако в 2016 году бум продаж украинских товаров сменяется более рациональным отношением к выбору. "Если год назад украинское разлеталось на эмоциях, просто из соображений патриотизма, то сегодня покупатель будет сравнивать все за и против. Соответственно, сейчас явно видна тенденция — какие-то украинские бренды растут из месяца в месяц, а другие просто "сдуваются", — говорит директор по маркетингу интернет-магазина одежды и обуви Юлия Шилова. По ее наблюдениям, украинская одежда в интернет-магазинах часто стоит дороже китайских, а иногда и европейских аналогов.

Магазин в смартфоне

Вместе с развертыванием в Украине мобильных 3G-сетей интернет-предприниматели отмечают рост количества покупок, которые совершаются при помощи смартфонов или планшетов. В частности, на foxtrot.ua за 2015 год количество продаж с портативных устройств возросло с 8% до 13%. "По итогам 2015 года покупки со смартфонов в LeBoutique составили 25%, а если учитывать планшеты, то и все 30%, — рассказывает о тренде Юлия Шилова. — Эта тенденция позволяет выровнять сезонные проседания, например, в период отпусков". Сегмент C2C (потребитель для потребителя) мобилизуется не менее активно. К примеру, на сервисе OLX около 30% продавцов публикуют свои объявления с помощью портативных устройств. Мобильных посетителей на OLX еще больше — в октябре 2015-го их доля достигла 48%.

На волне "всеобщей мобилизации" традиционная розница также пытается проникнуть в смартфоны потенциальных покупателей

Такие показатели в OLX объясняют наличием приложения для смартфонов. "В 2016 году можно ожидать увеличения количества онлайн-магазинов с адаптированной версией для мобильных устройств. Если раньше с помощью мобильной версии пользователи в основном просматривали информацию в интернет-магазине, то с развитием 3G и ростом популярности смартфонов можно ожидать увеличения количества заказов через мобильные устройства", — прогнозирует руководитель отдела электронной коммерции Киевстара Тарас Берчак.

Операторы мобильной связи тоже спешат занять свою нишу в онлайн-торговле. В частности, в декабре 2015 года собственный интернет-магазин запустили в компании "Киевстар". В его ассортименте представлены мобильные телефоны, смартфоны, планшеты и т. п. Имея в своем распоряжении данные о профилях пользователей, мобильные операторы могут обращаться именно к той аудитории, которой будут интересны те или иные их предложения. В этом случае охват потенциальных покупателей впечатляет, ведь в базе Киевстара свыше 25 млн абонентов.

На волне "всеобщей мобилизации" традиционная розница также пытается проникнуть в смартфоны потенциальных покупателей. В нескольких украинских торговых центрах внедрили технологию iBeacon. Стоит потенциальному покупателю только приблизиться к такому торговому центру, как на его смартфон начинают поступать сообщения об акциях и событиях в магазинах, расположенных в этом ТЦ. Если человека что-либо заинтересовало, он может проложить маршрут до дверей магазина с помощью мобильной карты. Руководитель службы digital-маркетинга торговой сети "Фокстрот" Евгений Карпенко ожидает появления нового тренда под названием Conversational Commerce ("Разговорная коммерция"). Новая технология позволит пользователю смартфона устанавливать контакт со специальным ботом (программой-роботом), который поможет выбрать товар и совершить покупку.

Но что интересно, несмотря на рост популярности интернет-магазинов, расплачиваться украинцы предпочитают по старинке — налом курьеру или наложенным платежом. "Нежелание оплачивать услугу или товар картами объясняется невысоким уровнем финансовой грамотности населения и недостаточным вниманием банков-эмитентов к функции оплаты в интернете. Кроме того, многие онлайн-торговцы не предоставляют удобного механизма оплаты — при расчете картой может выполняться переадресация на страницу платежного сервиса, а необходимость вводить данные карты на постороннем сайте отпугивает многих пользователей", — объясняет менеджер по развитию бизнеса электронной коммерции представительства MasterCard Europe в Украине Игорь Березанский. Кроме того, многие украинцы по-прежнему не доверяют виртуальным продавцам, а инструментов для проверки их репутации нет. "Фактически кроме рейтингов прайс-агрегаторов (hotline.ua, price.ua и др.) у нас нет адекватной оценки надежности того или иного онлайн-магазина. Это удерживает украинцев от безналичных расчетов", — отмечает Виктор Валеев из Ассоциации "ИТ Украины". В то же время, по данным отчета MasterCard, в европейских интернет-магазинах уже более 42% расчетов осуществляется с помощью платежных карт.