Разделы
Материалы

Добро пожаловаться. На что чаще всего жалуются украинские бизнесмены и как им помочь

Екатерина Мещерякова
Фото: УНИАН

Бизнес-омбудсмен Альгирдас Шемета рассказал Фокусу о том, как поменялся бизнес-климат в Украине, чего он ждет от очередной налоговой реформы, а также о том, на кого чаще всего жалуются предприниматели и как удается им помочь

Бывший министр финансов Литвы и еврокомиссар по налогообложению и таможенному союзу Альгирдас Шемета постоянно колесит по Украине. Полтора года назад он возглавил украинский офис бизнес-омбудсмена и уже объездил практически все области, встречаясь с предпринимателями. Он собирает жалобы бизнесменов на государственные органы и отстаивает их интересы. Шемета признает, что Украина прогрессирует медленно, бизнес-климат в стране пока далеко не дружественный. Тем не менее позитивные сдвиги есть. И даже украинские дороги, до сих пор шокирующие его своим состоянием, местами стали лучше.

КТО ОН

Бизнес-омбудсмен Украины

ПОЧЕМУ ОН

Защищает интересы в основном традиционно угнетаемого в Украине малого и среднего бизнеса перед органами власти

Вы недавно вернулись из командировки по Западной Украине. Как вам дороги?

— Дороги в Украине везде не очень хорошие. Я много ездил, могу дать оценку. На Сумы дорога ужасная, из Запорожья в Мариуполь тоже. Во время последней командировки навигация повела нас не по основной дороге Львов — Ужгород, а окольными путями — ехали мы со скоростью 10 километров в час. Хотя в некоторых местах дороги все же ремонтируют: и не просто ямы латают, а реально обновляют покрытие. Так что прогресс даже в этой сфере есть.

Бизнес-климат, по вашим ощущениям, тоже поменялся в лучшую сторону?

— Медленно, но он все-таки улучшается. Конечно, и бизнесу, и обществу хотелось бы, чтобы это было быстрее. Но даже по тем вопросам, которые поступают к нам от предпринимателей, мы видим прогресс. Допустим, если взять сферу регистрации бизнеса и прав на собственность, жалобы поступать практически перестали. Хотя в прошлом году их было значительное количество. Это результат той реформы, которая была проведена в сфере регистрации. С начала года к нам практически перестали поступать жалобы по текущему возмещению НДС, хотя есть незакрытые вопросы по прошлым периодам. Сокращен перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, и это тоже дало позитивный эффект. Хотя, откровенно говоря, проблем остается очень много и их нужно решать гораздо быстрее.

Вы похвалили реформу в сфере регистрации, но только лишь за последнее время произошло несколько рейдерских атак на бизнес с иностранным капиталом: Novus, Укрсоцбанк, Arricano. Вы вмешиваетесь в подобные ситуации?

— В масштабах страны проблема рейдерства возобновиться не должна. Эти несколько случаев — повод обсудить, как улучшить систему, чтобы подобное не повторялось. Для этого мы сейчас организовываем встречу с Министерством юстиции на уровне экспертной группы. Наш офис уже предлагал внедрить достаточно простые вещи, например, информирование людей при помощи СМС, если происходят какие-то регистрационные действия по имущественным правам. Минюст над этим работает.

"Количество жалоб на налоговую службу наибольшее — 45–46% всех заявлений"

Лично я вижу также проблему в квалификации сотрудников, занимающихся регистрационными процедурами. К примеру, регистрацию можно провести на уровне исполнительных органов местных советов. Считаю, что это неправильно. Такими операциями должны заниматься компетентные сотрудники, квалификация которых соответствует современным требованиям.

Какие жалобы бизнеса за прошедшее время запомнились больше всего — можете рассказать о реальных кейсах?

— Один из крупнейших наших кейсов связан с налоговой проверкой автомобильного бизнеса. ГФС насчитала предприятию штрафов и дополнительных налогов на 387 млн гривен. После нашего вмешательства и участия в процедуре апелляции результаты проверки были аннулированы.

Работа нашего органа с госструктурами все-таки помогает. Например, перед встречей с премьер-министром по накопившимся жалобам одной компании вернули НДС в размере 58 млн грн.

А недавно у нас закончилась сага с Киевской городской администрацией, точнее с ее экологической инспекцией. Маленькое предприятие, которое занимается покраской металлических изделий, более года не могло получить необходимую лицензию. Чиновники предъявляли расплывчатые требования, всячески затягивали процесс. Дошло до того, что я поднял эту проблему на встрече с мэром Киева Виталием Кличко. Только тогда мы смогли решить вопрос в пользу бизнеса.

Есть и успешные кейсы по жалобам на правоохранительные структуры. На собственника одной фирмы завели уголовное дело за увольнение сотрудника. В компанию пришли с обыском, изъяли все 45 компьютеров. Но это же полный абсурд! После нашего вмешательства сразу вернули половину техники. Через месяц отдали оставшуюся часть.

Вам хватает полномочий, чтобы защищать интересы бизнеса в Украине?

— Нет. Чтобы это исправить, был разработан законопроект об институте бизнес-омбудсмена — он уже принят в первом чтении парламентом. В нем есть несколько пунктов, которые повысят нашу эффективность.

Например, сейчас мы не имеем доступа к служебной информации. А закон предусматривает такую возможность. Особенно это важно при решении проблем с силовыми структурами.

По этому закону госорганы обязаны сотрудничать с советом бизнес-омбудсмена — за отказ предусмотрены административные санкции. Чиновники будут мотивированы реагировать на наши рекомендации: если они их проигнорируют, то им придется объяснить причины. Когда законопроект будет принят, полномочия омбудсмена в Украине станут такими же, как и в любой другой демократической стране.

По словам Альгирдаса Шеметы, ГФС выполняет 70% рекомендаций офиса бизнес-омбудсмена

Жалуются все

Много обращений от бизнесменов вы уже рассмотрели за время работы в Украине?

— Было начато 563 расследования, из которых завершены 433. Это 77%. По каждому из них мы либо добились конкретного результата для бизнеса, либо дали рекомендации по изменению законодательства или подзаконных актов. Часто мы решаем проблемы бизнеса еще в ходе расследования. Зачастую добиваемся отмены результатов проверок или закрытия уголовных производств.

Сколько всего жалоб было подано?

— В месяц мы получаем 70–80, в июле переступим отметку в 1000 обращений с начала нашей деятельности. При этом в офисе работает всего 15 сотрудников и нагрузка очень высокая. Каждый инспектор совета бизнес-омбудсмена ведет около 30 дел одновременно. А так как я регулярно посещаю регионы, количество обращений только растет. Практически весь бизнес страны уже знает о нашей деятельности.

Жалуются в основном столичные бизнесмены?

— Половина всех жалоб действительно поступает из Киева и Киевской области. Дальше следуют промышленные центры: Харьков, Днепр, Одесса, Львов, Полтава. Есть регионы, из которых количество обращений маленькое, например, это Хмельницкий или Черновцы. То ли они хуже знают о нас, то ли у них все так хорошо. Вообще из западных областей нам поступает меньше обращений. Хотя иногда тамошние предприниматели приятно удивляли меня тем, что пытались решить собственные проблемы на уровне местной власти.

К вам чаще обращается крупный бизнес?

— Нет, в основном это как раз малый и средний бизнес — 80% всех обращений. В денежном выражении дела крупного бизнеса, конечно, затягивают на сотни миллионов гривен, но количественно их меньше. Большим компаниям легче себя защитить.

Старые приемы

Вам легче работалось при прежнем правительстве или при нынешнем?

— С нынешним правительством мы наладили очень конструктивные отношения. Впервые за время моей работы на встречу с премьером были приглашены конкретные виновники неправомерных действий. И они давали объяснения. Это очень серьезный сигнал, люди поняли: неправомерные действия ведут к последствиям.

В каких ведомствах за последнее время произошел наибольший прогресс?

"Нужно убрать ежедневные проблемы бизнеса: неправомерные проверки, трудности с электронным администрированием НДС и его возмещением, уголовные производства. Это значительно улучшит бизнес-климат"

— Я бы отметил Министерство юстиции. Там хорошо реагируют на все наши запросы.

Есть у нас меморандум о сотрудничестве с ГФС, в котором предусмотрены регулярные встречи на уровне экспертов офиса бизнес-омбудсмена и департаментов государственной фискальной службы. А раз в квартал мы встречаемся с главой ГФС Романом Насировым, чтобы обсудить самые важные проблемы.

Конечно, количество жалоб на налоговую службу наибольшее — 45–46% всех заявлений. Но, объективно говоря, нам удалось наладить конструктивный диалог с ГФС. Экспертные группы рассматривают те проблемы, которые не удается решить на местном, районном, областном уровне. ГФС выполнило 70% рекомендаций, которые мы им дали. Такой показатель говорит о высоком уровне сотрудничества, хотя это не значит, что проблем нет. Так что на встрече с премьером Владимиром Гройсманом мы поднимали множество спорных вопросов, начиная от уголовных производств против бизнеса, возмещения НДС и заканчивая вопросами оценки таможенной стоимости, затягивания процедуры растаможивания. Вопросов много.

С какими ведомствами у офиса бизнес-омбудсмена диалог не ладится?

— Сложнее всего с силовыми структурами. Наладить с ними контакт и найти приемлемые решения довольно сложно. Правда, за последний квартал уровень выполнения рекомендаций улучшился, но нам по-прежнему очень тяжело с той же прокуратурой. Часто сталкиваемся с простыми отписками в ответ на наши обращения. Надеюсь, что сейчас, с утверждением нового руководства Генпрокуратуры, ситуация изменится.

На кого, кроме налоговой, жалуются чаще всего?

— На втором месте — правоохранительные органы, а потом идут пожарные, экологическая инспекция и т. д. У нас много претензий к контролирующим органам. Например, мы очень недовольны затягиванием реформы Государственной архитектурно-строительной инспекции и сейчас готовим системный отчет по регулированию вопросов строительства.

В Грузии к реформам некоторых ведомств подошли просто — к примеру, ликвидировали пожарную инспекцию. Может, и нам стоит?

— Это работает до первого крупного пожара. А потом все начнут говорить, мол, где же были власти, почему пострадали люди? Может, их не должно быть много, но такие службы нужны. Проблема в том, что даже постановление правительства о реформе контролирующих структур до сих пор не выполнено полностью. А в парламенте уже давно лежат четыре законопроекта по реформе этих органов. Если все это будет выполнено и принято, то контролирующие органы в Украине заработают так же, как в Литве. Предприниматель будет заранее получать список пунктов, которые подлежат плановой проверке на предмет соответствия законодательству. После проверки он получит время на устранение недостатков. То есть между государством и бизнесом будут нормальные деловые отношения, чиновники не смогут использовать административное давление.

Альгирдас Шемета: "Если бизнесмены увидят, что уплачиваемые ими налоги используются прозрачно, а не идут в карман нескольких людей, уровень тенизации экономики снизится"

Платить по-новому

Правительство сейчас готовит очередные изменения в Налоговый кодекс. Что предлагаете вы?

— Системный отчет по администрированию налогов мы представили еще в октябре 2015-го. Небольшая часть этих рекомендаций уже отражена в последних изменениях Налогового кодекса. В этом году мы попытаемся добиться еще нескольких важных вещей.

Основные наши рекомендации связаны с ведением электронного кабинета налогоплательщика, где он сможет управлять всей информацией о налогах. Также мы настаиваем на внедрении новой системы апелляций бизнеса, с включением в нее третьей стороны, то есть и нас. Необходимо решить проблемы, связанные с электронным администрированием НДС. В ГФС есть практика расторжения в одностороннем порядке договоров о признании электронных документов. В результате бизнес в какой-то момент просто не может зарегистрировать налоговую накладную. В теории это должно происходить, только если предприниматель закончил свою деятельность. На практике такое случается довольно часто — в первой половине этого года к нам поступило много жалоб по этой проблеме.

Также в парламенте рассматривается законопроект, связанный с порогом открытия уголовного производства из-за уклонения от уплаты налогов. До девальвации гривны в долларовом эквиваленте он составлял $59 тыс., сейчас — $27 тыс. Предложенные изменения в кодексе предполагают его увеличение более чем в два раза.

Наконец, мы хотим ограничить возможность правоохранителей заводить на бизнес уголовные дела. К примеру, запретить открывать уголовное производство против бизнеса по результатам проверок, если не закончилась процедура урегулирования. А также в тех случаях, когда бизнес обжаловал действия госоргана и окончательное решение по этому делу еще не принято.

Снижение ставок налогов не собираетесь лоббировать?

— Ставки налогов в Украине вполне конкурентные, если сравнивать со странами ЕС. Какими они должны быть, пусть решают политики. Самые важные проблемы все равно связаны с администрированием налогов. Нужно убрать ежедневные проблемы бизнеса: неправомерные проверки, трудности с электронным администрированием НДС и его возмещением, уголовные производства. Это значительно улучшит бизнес-климат.

Государство давит на бизнес, бизнес еще глубже уходит в тень. Кто должен первым пойти навстречу?

— У государства есть возможность взять инициативу в свои руки. Если бизнесмены увидят, что уплачиваемые ими налоги используются прозрачно, а не идут в карман нескольких людей, уровень тенизации экономики снизится. Предприниматели часто говорят: "Зачем я должен платить второй раз за те услуги, которые должны предоставляться за счет уже уплаченных налогов?"