Разделы
Материалы

Время денег. Глава фискальной службы Роман Насиров о том, чего ждать от налоговой и таможни

Олег Сорочан
Фото: УНИАН

Главный налоговик страны Роман Насиров рассказал Фокусу о коррупционных скандалах в фискальной службе, нововведениях на таможне, инициативах по расширению налоговой базы, а также о том, когда он может уйти из ГФС

В мае 2015 года выходец из инвестиционного бизнеса Роман Насиров сдал удостоверение народного депутата БПП и возглавил Государственную фискальную службу. Итоги его 15 месяцев в кресле главы ГФС оцениваются неоднозначно. С одной стороны, раздутый штат ведомства за это время сокращен почти на треть, до 42 тыс. человек. Планы по доходной части бюджета выполняются. С другой — Роман Насиров весьма консервативно подходит к вопросу обновления кадров в ГФС. А у бизнеса более чем достаточно претензий к фискальным органам.

КТО ОН

Глава Государственной фискальной службы

ПОЧЕМУ ОН

Управляет государственным органом, который лидирует по количеству жалоб со стороны бизнеса

В августе на взятках поймали замглавы управления ГФС в Николаеве и одного из начальников в Харьковской области, НАБУ начало расследовать дело о получении взяток должностных лиц Киевской таможни через счета двух офшорных компаний — Iris Assets Limited и Abital LP. Люстрация в ГФС провалена?

— Перечисленные вами задержания проведены по материалам органов внутренней безопасности фискальной службы. К сожалению, коррупция в ГФС на каком-то уровне остается. Но работа по идентификации должностных лиц-коррупционеров, которую активизировали в этом году, дает результаты. Сейчас мы быстро выявляем взяточников и сразу же обращаемся в СБУ и прокуратуру, чтобы никто не смог выкрутиться и откупиться. Что касается дела по офшорам и Киевской таможне, сейчас мы первые, кто заинтересован расследовать это дело до конца и ответить на вопрос, действительно ли ведут эти офшорные компании к сотрудникам ГФС. Я уже обратился в НАБУ, чтобы совместными усилиями отработать эту историю, будем также связываться с нашими прибалтийскими коллегами.

Почему так много коррупционных скандалов произошло в прошлом месяце?

— Я бы не сказал, что август чем-то отличался от других месяцев. За январь — август Управление внутренней безопасности ГФС открыло 378 уголовных производств, из которых по фактам взяточничества — 69. Непосредственно в августе заведено 27 дел, 4 из которых касаются взяточничества. Просто в августе был спокойный новостной фон, и новости о коррупционерах в ГФС вышли на первый план. На самом деле это обычная текучка.

Департамент по вопросам люстрации Минюста утверждает, что в органах ГФС руководящие должности на 40% до сих пор заняты чиновниками времен Януковича. Это вас тоже не смущает?

— 40% — это цифра, которая была прошлой осенью. Сейчас ситуация поменялась, многие люди ушли. Но я не хочу, чтоб тех, кто остался, называли преступниками или ворами. Да, у нас был в стране такой себе Янукович, это свершившийся факт, мы не можем поменять его. Но он не означает, что в 2010–2014 годах все 100% сотрудников ГФС были людьми Януковича. Мы все выбираем профессию после окончания университета, и многие госслужащие в ГФС пришли сюда работать еще задолго до Януковича — во времена Ющенко, Кучмы, а иногда даже и Кравчука.

"Возможности для дальнейшей детенизации экономики есть, но не такими темпами, как в этом году. Поэтому предлагаем различные варианты, начиная с легализации игорного бизнеса и заканчивая увеличением акцизов, которые нужно постепенно доводить до европейского уровня"

Конкретный пример: столичную налоговую возглавляет скандально известная Людмила Демченко, которую киевские предприниматели хорошо запомнили по временам Александра Клименко — главы Министерства доходов. Действительно ли она достойна своей позиции?

— Люстрационные проверки проводил Минюст. И в ГФС сейчас нет людей, которые не прошли люстрации. Все остальное — это слухи.

Более года назад из ГФС со скандалом и обвинениями в ваш адрес ушел руководитель таможенного направления Константин Ликарчук. С тех пор вы так и не нашли себе зама по таможне на постоянной основе. Почему?

— Назначение замглавы ГФС — это компетенция Кабинета министров. Так как с прошлого лета фискальная служба курируется Минфином, то мы можем обратиться туда с предложением своей кандидатуры, а министерство вынесет ее на обсуждение правительства. Начиная с сентября 2015-го, мы регулярно обращались в Минфин и говорили, что нам нужен заместитель, и желательно не один и не только по таможне. Для размеров ГФС двух существующих позиций заместителей явно недостаточно.

Другое дело, что найти человека на вакантную позицию не так просто. Мы хотели привлечь экспата, но ни с кем не смогли договориться о контракте и размере зарплаты. К тому же позиция предусматривает получение украинского гражданства, а многим иностранцам это неинтересно. В июле и. о. замглавы по таможенному направлению назначен Мирослав Продан.

Это временный человек или вы его рассматриваете в качестве кандидата на постоянную должность?

— Как показали первые два месяца, Продан быстро вошел в курс дела, он давно работает в ГФС.

А это не ахти какое преимущество.

— Давайте не будем так говорить. Стать налоговиком или таможенником — это вопрос не одного дня. Есть узкие специальности, которым нельзя научиться за три месяца. Люди, которые работают в ГФС, — профессионалы своего дела. Попадаются коррупционеры, но это единичные случаи, если учесть, что в фискальной службе работают более 40 тыс. человек. А люди с опытом нам нужны. Найти замену руководителю департамента, областной инспекции и уж тем более замглавы ГФС очень трудно. Поэтому, если бы вопрос замыкался только на мне, то я бы рекомендовал назначить Продана своим заместителем на постоянной основе.

Граница на замке

В мае премьер Владимир Гройсман дал вам три месяца, чтобы навести порядок на украинских таможнях. Время истекло, какие успехи?

— Этот вопрос ставился перед нами еще в прошлом году. Процесс детенизации, борьбы с нарушением таможенных правил, занижением таможенной стоимости товаров, контрабандой для нас был, есть и какое-то время будет одним из приоритетных. Отчитываться перед Владимиром Гройсманом мы будем в сентябре, и у нас есть хорошие новости. Эффект от нашей работы виден по сборам НДС. Если в прошлом году мы собирали при растаможивании товаров ежемесячно в среднем по 9–11 млрд грн НДС, то сейчас — 14–15 млрд.

Вы инициировали создание межведомственных мобильных групп и Межрегиональной таможни. Зачем нужны новые образования?

— Мобильные группы (заработали с 5 сентября. — Фокус) — это бригады быстрого реагирования на дорогах, зеленой границе, таможенных терминалах. Они состоят из пограничника, таможенника, налогового милиционера и полицейского. Каждая служба укомплектовывает своих людей, а Нацполиция предоставляет мобильным группам маркированные автомобили. Если у таргетингового центра ГФС появляются какие-либо претензии к перемещаемому грузу, то мобильная группа получает от него оперативную информацию и выходит на перехват. Пока таргетинговый центр работает в тестовом режиме.

Что касается Межрегиональной таможни, то это структура, которая позволит ликвидировать пиковые нагрузки на региональных таможнях. К примеру, сейчас у нас непропорционально высокая нагрузка на украинско-молдавской границе. Но это сезонное явление, нет смысла держать там постоянно большое количество таможенников. Просто требуется укомплектовать штат на полтора месяца. Такая же ситуация недавно была на львовской границе — в Польше проходил саммит НАТО, образовались заторы, и все ринулись на волынский пункт пропуска. В таких случаях сотрудники Межрегиональной таможни будут выезжать в регионы, чтобы ускорять оформление. Кроме того, в отдельных случаях они смогут выполнять функции аудиторов, если из-за коррупционных рисков появится необходимость заменить смену или таможенный пост.

"До 2008 года руководители среднего уровня получали около $1000, и нам хотелось бы снова выйти на эту цифру. Но сначала пусть это будут хотя бы 10 тыс. грн. Тогда мы сможем брать на работу квалифицированных людей, а хорошие кадры не станут уходить. И коррупционные риски уменьшатся"

Оправдано ли создание новых структур с экономической точки зрения?

— В месяц мы собираем 20 млрд грн таможенных платежей, и даже если эти структуры помогут добиться роста на 1%, то есть на 200 млн грн, это уже будет оправданно. С их помощью мы планируем увеличить сборы на таможнях, но пока не могу назвать конкретной суммы. Все зависит от более точной работы по классификации товаров, определению таможенной стоимости, борьбы с нарушениями таможенных правил и контрабандой. Каждый из этих факторов понемногу будет влиять.

С осени 2015 года вы уволили 250 руководителей таможен. Что за люди пришли им на смену?

— В основном сотрудники ГФС, которые работали на более низких должностях в этих же или других региональных подразделениях таможен. Некоторые начальники постов стали начальниками таможен или их заместителями. Кто-то из начальника смены вырос до руководителя поста. Но это профессиональные люди, которые в состоянии выполнять управленческие функции.

Вы обновляете в ГФС все что угодно, включая даже форму таможенников, но при этом полагаетесь на старые кадры. Почему?

— С конца прошлого года мы существенно оптимизировали штат и функции ГФС. Если в прошлом году у нас работали 59 тыс. человек, то сейчас всего 42 тыс. Что касается качеств людей, то руководителей центрального аппарата, областных управлений бизнес знает с хорошей стороны. Они не нуждаются в презентации.

Высокий урожай

Вы ежемесячно отчитываетесь о выполнении плана по сборам в бюджет. За счет чего вы перекрываете недобор по рентным сборам с добычи газа, нефти, янтаря?

— За счет НДС, подоходного налога, налога на прибыль. 7 месяцев мы идем с перевыполнением плана. В августе собрали 59,3 млрд грн, это второй по успешности месяц после мартовских 60 млрд. И хотя последние 4 месяца года будут напряженными, думаю, план мы выполним.

378 уголовных производств за январь — август открыло Управление внутренней безопасности ГФС, из которых по фактам взяточничества — 69

Что касается непосредственно рентных платежей, то там несоответствие сборов плану составляет около 8 млрд грн. Это результат плохого планирования: в бюджет-2016 заложили стоимость нефти $60 за баррель, а она никогда не была такой в этом году. Кроме того, слишком завышенные ожидания были по добыче газа. С янтарем вообще беда — вместо 1,5 млрд грн мы собрали только 10 млн. Плюс после изменений в спецрежиме НДС для аграриев мы получили от них всего 4 млрд грн, а ожидали 20 млрд по итогам года.

Говорят, у вас разногласия с министром финансов Александром Данилюком по проекту госбюджета-2017. Якобы вы боитесь, что не потянете запланированное увеличение доходной части почти на треть, до 785 млрд грн. Так ли это?

— В 2015-м доходная часть бюджета пересматривалась несколько раз, и за счет детенизации нам удалось собрать фактически на 50 млрд грн больше плана. Доходы бюджета в итоге составили 486 млрд грн. В 2016 году планку подняли до 611 млрд грн, это увеличение более чем на 20%. Сейчас мы справляемся с этой задачей, при этом не задерживаем возмещение НДС, не берем переплат. Но увеличения сборов еще на 20% в 2017 году будет сложно достичь без пересмотра хотя бы налоговой базы, я уже молчу о повышении ставок. К сожалению, в проекте изменений в Налоговый кодекс пока нет никаких норм, касающихся расширения базы налогообложения. Возможности для дальнейшей детенизации экономики есть, но не такими темпами как в этом году. Поэтому предлагаем различные варианты, начиная с легализации игорного бизнеса и заканчивая увеличением акцизов, которые нужно постепенно доводить до европейского уровня. Мы работаем над введением электронной акцизной марки. Также рассматриваем несколько вариантов увеличения сборов за счет изменений рентных ставок.

МВД просит заложить на реформу полиции дополнительные 23 млрд грн в проект бюджета-2017. Каковы ваши аппетиты с учетом того, что Александр Данилюк пообещал обновить ГФС по примеру Нацполиции?

— Если доходная и расходная части бюджета увеличиваются, возникает вопрос: почему наша смета не растет пропорционально? В 2015–2016 годах бюджет ГФС был меньше, чем в предыдущие годы. Мы полностью убрали капитальные и операционные расходы, сейчас 95% нашего бюджета — это зарплатный фонд. Но объективный запрос превышает объем выделяемых средств в четыре раза. Тем более что мы активно внедряем различные электронные сервисы, а это недешевые штуки: программное обеспечение, лицензии, серверы. При этом в ГФС зарплаты ниже, чем у других органов центральной исполнительной власти. В Нацполиции средняя зарплата 7–8 тыс. грн, у военных тоже где-то до 8 тыс. подняли, в Минфине до 9,5 тыс. А в фискальной службе получают в два раза меньше. До 2008 года в долларовом эквиваленте руководители среднего уровня зарабатывали около $1000, и нам хотелось бы снова выйти на эту цифру. Но сначала пусть это будут хотя бы 10 тыс. грн. Тогда мы сможем брать на работу квалифицированных людей, а хорошие кадры не станут уходить. И коррупционные риски уменьшатся.

"Упрощенная система налогообложения давно переросла те рамки, которые были отведены ей законом. И этот вопрос мы ставим перед Минфином. Нужна новая классификация единщиков, ограничение количества услуг, попадающих под "упрощенку"

Никого не жалко

Недавно ГФС заявила о желании доначислить 6,4 млрд грн налогов двум крупным компаниям — Philip Morris Ukraine и Киевстару. Обе фирмы считают претензии необоснованными, а в Киевстаре вообще заявили, что вы хотите взыскать налог по второму разу. Какие у вас аргументы?

— Мы не обсуждаем конкретных налогоплательщиков. Киевстар может подавать апелляцию, идти в суд, если не согласен. Скажу только одно: наша позиция по обеим компаниям остается неизменной.

Хорошо, давайте без персоналий. Вот один аграрий жалуется: говорит, что при Клименко НДС не возмещали на основании операций с якобы ненадежными контрагентами, а вы не даете относить на затраты суммы таких контрактов.

— К сожалению, большая часть аграрного сектора работает в тени. В некоторых областях половина земель неучтенная: они убираются, там что-то сеется, но нет договоров аренды, нет документов на происхождение товара. Некоторые аграрные компании за кэш или иностранную валюту покупают такую продукцию, а потом берут документы от какого-то другого юрлица. Но это фиктивный бизнес, на это есть статья в Уголовном кодексе. И если какая-то компания взяла документы на то, что она купила товар у предприятия, у которого нет земли, нет сотрудников, а директор живет в зоне АТО, то мы, естественно, считаем это фиктивной операцией.

Но, к примеру, компаниям беглого депутата Александра Онищенко, Игоря Коломойского ГФС, наоборот, благоволит, вы реструктуризируете им налоговые долги.

— Мы не различаем компании по их акционерам. А если, говоря о Коломойском, вы подразумевали Укрнафту, то это на 51% государственная компания. Договор о реструктуризации долга подписывается согласно нормам Налогового кодекса. Если компания соответствует всем критериям, подает заявку и соблюдает реструктуризацию, то она, помимо рассроченных платежей, платит еще и процентную ставку. В прошлом году это 36%. Если же реструктуризация не выполняется, то в обычном порядке насчитывается пеня и штрафы. Никакого особого подхода нет: мы видим директоров и бухгалтеров предприятий, на акционеров не смотрим.

Народного депутата Виталия Хомутынника называют серым кардиналом таможни. Случайно ли агрохолдинг "Кернел", в котором у него есть пакет акций, стабильно наращивает объемы возмещения НДС?

14 млрд грн составляет объем невозмещенного вовремя бизнесу НДС, по состоянию на август 2016-го

— У нас есть и. о. замглавы ГФС, который курирует таможню. Его зовут Мирослав Продан. Никакого вовлечения народных депутатов и уже тем более "кардинальства" я не вижу. Кернел — крупнейший экспортер подсолнечного масла в Украине, поэтому претендует на большие объемы возмещения НДС. При этом он не самый крупный получатель — по этому показателю лидирует Арселор Миттал. Никаких преференций компании не получают. В подтверждение своих слов скажу, что месяц назад мы проводили расследование по деятельности Кернела и Каргилла.

А такая схема олигархов вам знакома? ГОК продает сырье по заниженной цене через офшорную фирму-прокладку, а прибыль от реальной сделки потом оседает где-нибудь в Лондоне.

— Эти схемы были распространены в прошлые годы. С 2015-го, могу заверить, они уже не работают. Мы существенно увеличили контроль не только во время аудита, но и ежемесячно мониторим ситуацию, следим за соответствием цен.

Вы говорите об успехах в детенизации экономики, но, по вашим же данным, 60% предприятий платят зарплаты в конвертах.

— Такая проблема есть. Официально работающих людей, получающих зарплату, в Украине 10,5 млн человек. В других странах где-то половина населения официально трудоустроена. А у нас еще порядка 40–45%, к тому же получают минималку. Мы думаем, что это не так на самом деле. Фактически на сегодняшний день реальная минималка приближается к 4–5 тыс. грн.

К тому же большое количество граждан оформлены как частные предприниматели. Но это не люди, которые стоят на базарах. Это кафе, бары и рестораны, в которых вы получаете чеки от физлиц-предпринимателей. Упрощенная система налогообложения давно переросла те рамки, которые были отведены ей законом. И этот вопрос мы ставим перед Минфином. Нужна новая классификация единщиков, ограничение количества услуг, попадающих под "упрощенку".

Двукратное снижение единого соцвзноса до 22% не стимулировало бизнес выводить зарплатные фонды из тени?

— Почему же? Ставка ЕСВ уменьшилась в 2 раза, а сборы только на треть: если в прошлом году мы собирали в среднем 15 млрд грн ЕСВ в месяц, то сейчас около 10 млрд. Это хорошая динамика, если говорить о детенизации, хотя в абсолютных цифрах выглядит плохо, так как дефицит Пенсионного фонда вырос с 80 млрд до 140 млрд грн. Но мы изначально говорили, что одного лишь снижения ставки ЕСВ для вывода экономики из тени мало. Потому что 22% ЕСВ плюс 18% налога на доходы физлиц несравнимы с 300 грн или 5-процентным налогом, который платит единщик.

В прошлом году у государства была многомиллиардная задолженность перед бизнесом: переплаты по налогу на прибыль плюс невозмещенный НДС. Удалось сократить долг?

"Упрощенная система налогообложения давно переросла те рамки, которые были отведены ей законом"

— На начало года переплаты по налогу на прибыль составляли около 26 млрд грн. После первого квартала мы вышли на цифру в 22,5 млрд, по итогам полугодия, думаю, сократим ее еще на 3 млрд. Долг уменьшился исключительно за счет перевыполнения плана по сборам. Никакие средства на его погашение в бюджете заложены не были.

Что касается объемов невозмещенного НДС, то в прошлом году эта цифра близилась к 30 млрд грн, а сейчас мы пришли к 14 млрд. Стараемся ускорить этот процесс. Обычно это происходит так: предприятие подает заявку на возмещение, дальше у нас есть месяц камеральной проверки и так называемый месяц хронологической очереди, в итоге НДС возмещается на третий месяц. К концу года мы хотим уменьшить этот срок до двух месяцев. Вопрос частично упирается в погашение этих 13–14 млрд грн, из-за которых и формируется очередь. Если ее убрать, то мы начнем возмещать НДС сразу после месяца камеральной проверки.

Личные финансы

В Украине введено электронное декларирование доходов чиновников. Вы должны будете раскрыть больше деталей о своем имущественном положении. Увидим ли сюрпризы в вашей новой декларации: квартиры в Лондоне, дорогие часы, о которых писали некоторые СМИ?

— Все, что у меня было, уже задекларировано. Я заполню электронную декларацию, но никаких сюрпризов там не ждите.

В вашей прошлой декларации указан взнос в уставный капитал частной компании. Что это за бизнес?

— Это взнос в уставный фонд одного предприятия, который сделала моя жена много лет назад. К сожалению, эта компания давно обанкротилась. Но у жены был только взнос, она не имеет контроля над предприятием, соответственно не занимается вопросами снятия его с учета. То есть реальной стоимости у этого бизнеса нет, но внести в декларацию мы его обязаны.

Бизнесмены, как правило, приходят на работу в госорганы на год-два: Айварас Абромавичус ушел из Минэкономразвития, Владислав Рашкован — из НБУ, сейчас вот Борис Ложкин — из Администрации президента. Надолго ли вы планируете задержаться в ГФС?

— Ложкин продержался более двух лет, около 800 дней. Я проработал в ГФС 15 месяцев. Думаю, что у меня еще есть год, когда могу себе позволить поработать на государство, но потом придется вернуться в бизнес, чтобы обеспечивать семью. Я получал большую зарплату в 2014 году, в 2015-м были некоторые инвестиции, благодаря им сейчас и живем. Но, по сути, просто проедаем их.