Разделы
Материалы

Дело принципа. Кого боятся украинские фискалы

Евгений Гордейчик
Фото: из личных архивов

Одной из главных жалоб предпринимателей на ГФС до сих пор остается невозможность вернуть переплаты по таможенным платежам, даже если неправота фискалов признана судом

Фокус совместно с Советом бизнес-омбудсмена в Украине продолжает спецпроект "БИЗНЕС ПРОТИВ СИСТЕМЫ". Это истории реальных предпринимателей, столкнувшихся с коррупцией и произволом в украинских госорганах. Истории бизнесменов, не побоявшихся бросить вызов системе и отстаивать свои права

**********

Игорь Черешинский, совладелец одесской компании "Новая линия", занимается импортом кондитерских изделий и бакалеи с 2010 года. Открывая бизнес, он решил, что никогда принципиально никого не будет "подмазывать".

"При Януковиче представители налоговой инспекции Малиновского района Одессы постоянно от нас требовали какие-то документы, угрожая внеплановой проверкой, — вспоминает предприниматель. — У меня на это всегда был один ответ: вот Налоговый кодекс, в котором перечислены основания для внеплановой проверки, — покажите мне основание. Они ни разу это основание не могли назвать, на этом наезды заканчивались".

Когда в сентябре 2013 года инспектора Киевской таможни без каких-либо причин завысили таможенную стоимость ввезенной компанией Черешинского партии соусов, предприниматель сразу же решил, что будет отстаивать свою правоту в суде. "Мы предоставили таможенникам контракт, в котором была указана стоимость товара, — рассказывает Игорь Черешинский. — Инспектора "Минсдоха" посчитали контрактную цену товара заниженной и откорректировали стоимость растаможки по так называемому третьему, резервному методу. В итоге сумма растаможки оказалась на 10,3 тыс. грн больше, чем следовало из указанной в контракте цены".

Завышение фискалами таможенных платежей было обычным делом. Сумму платежей в большинстве случаев устанавливали в 1,5–2 раза выше, чем по контракту, чтобы закрыть спущенный сверху план наполнения госбюджета. Большая часть предпринимателей воспринимала это как должное. Тем более если речь шла о столь незначительной сумме, как у "Новой линии". Но Черешинский пошел на принцип: "Сразу было понятно, что на судах мы потеряем гораздо больше, чем составила переплата по таможенным платежам, но для меня было принципиально важно добиться справедливости".

Еще во времена Януковича состоялся первый суд, но даже он признал неправоту Министерства доходов и сборов — "Новая линия" предоставила все необходимые для расчета таможенных платежей по контракту документы и выяснилось, что применять третий метод у инспекторов не было никаких оснований. Таможенники предсказуемо оспорили решение суда первой инстанции, затягивая время. Тяжба "Новой линии" с фискалами в общей сложности тянулась более двух лет. Лишь в январе 2016 года Высший административный суд Украины вынес окончательное решение по делу, полностью признав правоту предпринимателя и оставив решение суда первой инстанции без изменений.

Но даже вступившее в силу решение суда не помогло "Новой линии" вернуть переплаченные таможенникам 10 тыс. грн (которые к этому времени из-за девальвации уже превратились из $1,3 тыс. в $400). Ответ представителей Киевской таможни (уже не Миндоходов, а Государственной фискальной службы) "Новой линии" был предельно прост: "По данным информационной системы "Инспектор", указанная в заявлении сумма не учитывается как ошибочно или излишне уплаченная, следовательно, основания для ее возврата отсутствуют". Обращение в прокуратуру Черешинскому также не помогло.

Как поясняет зампредседателя Киевской таможни Каститис Панкявичус, решение суда об отмене корректировки таможенной стоимости товаров свидетельствует лишь о недействительности первоначального решения таможни. Процедура контроля правильности определения таможенной стоимости товаров при этом остается незавершенной. Чтобы ГФС сделала вывод о факте излишней уплаты в бюджет налогов и их размере, необходимо сначала провести документальную проверку контракта. Поэтому "Новой линии" следовало обратиться по месту регистрации о проведении такой проверки, и лишь тогда можно было бы принять решение о возврате переплаченных средств.

Измотанный скитаниями по госорганам, Игорь Черешинский решил обратиться в офис бизнес-омбудсмена. Именно там ему помогли выйти на прямой контакт с руководством ГФС. В итоге лишь личная встреча с чиновниками, организованная бизнес-омбудсменом, наконец дала результат: спустя несколько недель 10 тыс. грн вернулись к своему законному владельцу без всяких дополнительных процедур. Черешинский говорит, что не ожидал такой быстрой развязки: "Я сам удивился, но обращение к бизнес-омбудсмену оказалось самым действенным методом. Почему-то в ГФС боятся этой структуры даже больше, чем прокуратуры".

"Мы потратили на суды три года. доказали свою правоту. но никто из чиновников, выдвинувших нам незаконные требования, так и не был наказан. Она дальше пошли вверх по карьерным лестницам"

Игорь Черешинский

о безнаказанности украинских чиновников

В самом офисе бизнес-омбудсмена признают: благодаря меморандуму между бизнес-омбудсменом и ГФС им удается "точечно" решать проблемы предпринимателей по возврату некорректно начисленных таможенных платежей, но до системного решения проблемы еще далеко. "Аргументация ГФС сводится к тому, что вопрос возврата переплат не был предметом рассмотрения в суде. Формально это так. Отдельный вопрос — почему суды отказываются принимать к рассмотрению ходатайства плательщиков с прошением обязать таможенные органы вернуть переплаты. Но даже из решения суда об отмене необоснованных решений таможенных органов логически следует необходимость вернуть плательщику переплаты, связанные с исполнением уже отмененного решения таможенного органа", — поясняет суть проблемы Юлиана Ревюк, ответственный за работу с ГФС инспектор Совета бизнес-омбудсмена.

Сам Игорь Черешинский считает, что подобные случаи будут продолжаться, пока суды не начнут защищать права предпринимателей и наказывать чиновников, виновных в нарушении этих прав. "Мы потратили на суды три года. Доказали свою правоту. Но никто из чиновников, выдвинувших нам незаконные требования, так и не был наказан. Они дальше пошли вверх по карьерным лестницам", — резюмирует предприниматель.

Три вопроса предпринимателю

  1. Вы ощутили реформы в стране?
    — Ощутил. Раньше таможенный инспектор мог бросить поданные документы вам в лицо и сказать, что какой-то бумажки не хватает. Сейчас я все подаю в электронном виде и растаможиваю товар за два часа. Это большой прогресс.
  2. Что нужно изменить в налоговой системе в первую очередь?
    — Администрирование НДС. Сейчас налоговые накладные — это мрак. Нужно максимально упростить процесс. Фискалы и так знают обо всех "налоговых ямах". Если бы захотели, то уже давно их всех бы прикрыли.
  3. Как отучить чиновников требовать взятки?
    — Перестать их давать. Большинство предпринимателей абсолютно неграмотные, не знают законов. Когда возникают трения, они стараются поскорее договориться, рассчитаться и "закрыть вопрос". А надо отстаивать свои права. Мой опыт показывает, что честно платить все налоги и требовать от чиновников выполнять свои обязанности в итоге выходит дешевле и проще, чем постоянно "решать вопросы".