Разделы
Материалы

Герман Стерлигов: миллионер из чащоб

Один из первых российских миллионеров Герман Стерлигов, пожив пять лет отшельником, в смутные времена взялся учить большой бизнес обходиться без денег

Он живет в глухом лесу на хуторе в самом отдаленном уголке Московской области, где разводит овец и гусей. Пятеро его детей не ходят в школу – учителей им выписывают домой. Герман Стерлигов ненавидит города, уверяет, что банкрот, и счастлив в своем поместье, куда иначе как на тракторе не доберешься. Может, так и довольствовался бы он фермерством, если бы не грянувший кризис. Вот уже несколько месяцев в снятом в центре Москвы офисе трудится команда из нескольких десятков человек. "Антикризисный расчетно-товарный центр, АРТЦ" – так называется ноу-хау Стерлигова.

Копайте, Шура
По сути, АРТЦ – это структура, которая сводит между собой клиентов, желающих приобрести товары, но не напрямую, а выстраивая цепочку из 3–5 компаний. Замыкают цепочку деньги.

Для участия в схеме достаточно зарегистрироваться, указать, какой товар продаешь и какой хотел бы получить взамен. Ну и внести 2% от стоимости товара в качестве гарантийного взноса.
Взаиморасчет внутри сети будет проводиться в единой валюте – "алиске". Рассчитываться "алисками", по словам Стерлигова, смогут как предприятия внутри страны, так и компании из разных государств. Бизнесмен замахнулся даже на неплатежи за газ и электричество и заверяет, что АРТЦ по силам решить и эту проблему – обменять долг на товар.

Герман Стерлигов1989 г.1990 г.1993 г.2003 г.2004 г.2006 г.С сентября 2008 года

Идея создать АРТЦ пришла ему в голову в августе 2008 года, когда он в один из ничем не примечательных дней сидел на пеньке возле своей усадьбы. Уже через полгода Стерлигов начал подписывать первые договоры с клиентами.

Идея пришла спонтанно, как когда-то мысль создать "Алису". Подзабытое сегодня название было невероятно популярно в начале 90-х. Именно тогда Стерлигов создал первую в России товарную биржу и назвал ее именем своей собаки.

"Алиса" работала по бартерной схеме – сводила потенциального покупателя с продавцом, в результате чего те получали возможность обменяться товарами. Биржа моментально стала популярной, и деньги в нее потекли рекой. Для раскрутки своего детища Стерлигов одним из первых в стране использовал телевизионную рекламу.

Миллионером он стал буквально за месяц. Но уже через полтора года популярность "Алисы" сошла на нет: контрагенты знакомились друг с другом и начинали работать напрямую.

В нынешней схеме Стерлигов попытался учесть ошибки прошлых лет. Теперь потенциальных покупателей сводит друг с другом компьютерная программа, на разработку которой ушло $1,5–2 млн. Откуда у отшельника Стерлигова деньги на проект? "Исключительно свои", – лукаво говорит он.

– Они у меня были зарыты под дубом, – раскрывает секрет Стерлигов. – Под одним дубом было 20 млн. евро, к другим дубам я еще не притрагивался. По мере необходимости будем и под ними копать.

Нэпом по бездорожью
Стерлигов уверяет, что АРТЦ поможет всему миру выйти из кризиса и станет зародышем новой мировой экономики. Прежде всего позволит предприятиям сберечь средства, которых им и так не хватает.

– Если мы "протыкаем" деньгами несколько товаров, то получается, что денег нужно на столько раз меньше на всю сделку, сколько товаров в цепи. И это решение финансовой проблемы, – убеждает он.

Но самое главное, по словам Стерлигова, – это отсутствие банков и процентов, которые он называет кабалой и корнем экономического зла. Бизнесмен так распаляется, говоря об этом, что переходит почти на крик:

– Роль банков в стране ничтожна. Банки сейчас только пытаются выбить свои долги и больше ничем не занимаются. Поэтому их роль на сегодняшний день приближается к нулю. Они не справились с поставленной задачей. За 100 лет все ухайдакали. Мы обслуживаем не эту систему. Мы создаем новую.

В успехе своего предприятия Стерлигов не сомневается. И, судя по висящей на стене карте мира, утыканной красными флажками, планы у АРТЦ наполеоновские.

– Из кризиса выходят не за счет больших денег и связей, а за счет того, кто первый выбрал правильный путь, – говорит он.

Прощай, Рублевка
Личного кабинета у Стерлигова нет. Он сидит в просторной комнате за большим овальным столом. Здесь же вместе с ним работает все руководство компании, в персональных кабинетах сидят сотрудники. Несмотря на впечатляющий урбанистический вид из окна небоскреба, престижному деловому центру Стерлигов по-прежнему предпочитает хозяйство в лесу. И вообще считает, что человеку не место в мегаполисах, которые плодят "бездельников" – лишних охранников, юристов и прочих. Все беды, по словам собеседника Фокуса, от нежелания работать.

– Заставить их может только кризис. Чтобы жрать стало нечего. И тогда хочешь – грызи стол, хочешь – иди работай, – обрисовывает перспективы Стерлигов.

Работать эта "банда" должна непременно в поле. Или рыть каналы. Самому Стерлигову ближе сельское хозяйство, о преимуществах которого он рассуждает со знанием дела: к фермерству его тоже когда-то подтолкнул кризис. Правда, не мировой, а личный. В начале 2000-х он решил заняться политикой. Баллотировался в губернаторы Красноярского края, в мэры Москвы. А под конец 2004 года и вовсе замахнулся на президентское кресло.

Но в самый последний момент Центризбирком отказал ему в регистрации. В результате пришлось отдавать деньги, взятые в долг на предвыборную кампанию. Тогда он распрощался и с домом на Рублевке, и с офисом на Красной площади. Стерлигов продал практически все, что у него было, и с семьей уехал в лес. Но, очевидно, такой поворот его ничуть не расстроил:

– Я очень признателен нашим властям за то, что у меня так круто изменилась жизнь, – говорит Стерлигов. – Иначе я никогда бы не узнал, как это – жить на вольной воле, работать руками, выращивать овечек и разводить гусей. Попробуйте! И вам понравится.

Сейчас у него 37 гектаров земли. Он возделывает поля и разводит скот. Для одних авантюрист, для других гуру, Стерлигов не отказывает в консультациях бизнесменам и дает советы по финансовым и юридическим вопросам. Новый бизнес, уверен вчерашний отшельник, фермерству не помеха. А пока глава семейства в отлучке, за хозяйством присматривает его старший сын.

Все поделить
Герман Стерлигов, в добротном деловом костюме, с дорогими часами на мозолистых руках, которые не вписываются в антураж офиса на 26-м этаже одного из самых дорогих деловых центров Москвы, с энтузиазмом рассказывает Фокусу еще об одной своей теории. По словам Стерлигова, люди скоро с радостью будут уезжать из крупных городов в глубинку. Теория "переселения народов из мегаполисов", как и все проекты бизнесмена, масштабна и авантюрна. Чтобы народ потянуло к земле, всего-то и нужно, что нарезать землю на маленькие участки. А дальше – раздавать наделы по жребию, по едокам. Как жребий выпал, там землю и получай. Для контроля над процессом создается специальное агентство, призванное содействовать переселенцам в освоении новых "обетованных земель".

– Агентство будет выдавать технику, стройматериалы, удобрения. В собственность, без кредитов, навсегда, чтобы человек передавал по наследству, – рисует безоблачное фермерское будущее Стерлигов. – Но без права продажи. Иначе будут спекуляции и миллион дармоедов.

Работать на земле может научиться каждый, уверен бизнесмен.

– Вы посмотрите на меня. Я тоже не умел. Ничего, работаю, всему научился. Как нищим стал и детей нечем было кормить, сразу научился. Мы же не так давно бездельники, всего 100 лет. Вот это и есть новая экономика. Нам надо вернуться в прошлое, где этого бреда не было, и пойти с этим в будущее, – с энтузиазмом подводит итог Стерлигов.