Разделы
Материалы

Со страны по нитке. Как привлечь средства на украинских краудфандинговых платформах

Виталий Хворостяный

Отечественным краудфандинговым платформам по объемам собираемых средств пока далеко до глобальных игроков наподобие Kickstarter и IndieGoGo. Тем не менее благодаря им уже удалось воплотить несколько важных для украинского общества инициатив 

Немецкая овчарка Баста в 2015 году несла службу в зоне АТО — помогала саперам искать закладки со взрывными устройствами. Когда подразделение, к которому она была приписана, попало под огонь вражеской артиллерии, бойцам пришлось срочно отступать. Ее дрессировщика — солдата по имени Петр ранило осколком в позвоночник.

В спешке о собаке забыли. Баста осталась в одиночестве на передовой, запертая в своем вольере. В нем она просидела под плотным артобстрелом несколько суток. Басте чудом удалось уцелеть под градом осколков. Когда огонь прекратился, о собаке вспомнили. Басту нашли в плачевном состоянии — она была обезвожена, истощена и панически боялась любого шороха. О продолжении работы речи не шло. Животное передали волонтерам, которые переправили ее в Киев.

В столице волонтеры попросили совета по реабилитации животного у отставного капитана вооруженных сил Канады, кинолога Марка Ле Поинта. Он приехал в Украину, чтобы помочь украинским специалистам в подготовке служебных собак для работы в зоне АТО по стандартам НАТО. Капитан согласился поработать с Бастой и впоследствии забрал ее в Канаду. Год потраченных на Басту усилий не прошел зря. Из затравленного зверя овчарка вновь превратилась в веселую любопытную собаку, которой была до обстрела.

Нажмите для увеличения

Но на этом история Басты не закончилась. В прошлом году капитан Ле Поинт с Бастой снова приехали в Украину. На одной из его встреч с ветеранами оказался и друг Басты по АТО — Петр. Врачам не удалось полностью его вылечить. Солдат на всю жизнь оказался практически прикован к инвалидному креслу и из-за этого пребывал в глубокой депрессии. Но встреча с Бастой буквально преобразила его. Ле Поинт понял, что для Украины более актуальна не подготовка собак для АТО, с чем отечественные кинологи и так неплохо справляются, а другой проект — подготовка собак для психологической поддержки ветеранов АТО.

В Украине так называемая канис­терапия — использование специально подготовленных собак в качестве психологической поддержки для инвалидов и переживших сильный стресс людей — практически не применялась. Хотя на родине Ле Поинта, в Канаде, этот прием реабилитации успешно используется более 10 лет. В частности, благодаря собакам, удалось "вернуть к жизни" канадских военных, после боевых действий в Афганистане столкнувшихся с проблемами посттравматического стрессового расстройства, с которым сейчас борются и украинские бойцы, участвовавшие в АТО.

Вместе с канадскими волонтерами из украинской диаспоры Ле Поинт запустил проект "Друг Героя". Несколько собак команда Ле Поинта подготовила на свои средства. Однако обучение собаки необходимым для выполнения функции психотерапевта навыкам занимает около года и является достаточно затратным. Встал вопрос о привлечении финансирования. Чтобы подготовить около 20 таких собак (минимальное количество, нужное для покрытия потребностей украинских ветеранов), требовалось около 200 тыс. грн.

Поначалу канадцы планировали попросить помощь у государства, однако их украинские друзья пояснили наивность такого шага. Один из единомышленников, маркетолог Андрей Нагорный, вместо этого предложил запустить краудфандинговую кампанию на платформе "Спильнокошт". Эта идея сработала — за три месяца волонтерам удалось собрать более 100 тыс. грн. Хотя сумма оказалось меньше, чем они рассчитывали, она дала возможность начать реализацию проекта.

Продвинутый капитализм

В мире с каждым годом набирает обороты так называемая новая экономика — экономическая инфраструктура постиндустриального общества, в которой движущей силой прогресса становится не капитал, а нематериальные активы — идеи и технологии.

Одна из характерных черт этого явления — совместное использование ограниченных ресурсов формально не связанными друг с другом людьми. Именно по этому принципу работает популярный сервис по поиску совместных поездок BlaBlaCar и краудфандинговые платформы по привлечению финансирования под потенциально интересные проекты.

Краудфандинговая модель поиска стартового капитала предполагает наличие независимой интернет-платформы, на которой стартаперы могут разворачивать кампании по сбору средств на свои идеи. При этом модели кампаний могут быть кардинально различными — кто-то использует платформы для сбора предзаказов на находящееся на стадии разработки инновационное устройство, а кто-то хочет снять артхаусную короткометражку и взывает к чистой благотворительности, обещая жертвователям лишь открытку с благодарностью. Общее в идее краудфандинга то, что независимая платформа оценивает перспективность проекта, гарантирует, что его инициаторы не занимаются мошенничеством, и перечисляет собранные средства авторам идеи, беря за свои услуги комиссионные в размере 3–8% от общей суммы полученных средств.

Нажмите для увеличения

"Краудфандинг — это не только деньги. Прежде всего это построение партнерских отношений, донесение ваших идей публике и создание четкого бизнес-плана ваших проектов", — проясняет суть явления замдиректора Программы развития ООН в Украине Блерта Чела.

Сам термин "краудфандинг" возник в 1997 году, когда музыканты британской рок-группы Marillion решили попросить деньги на турне по США непосредственно у своих фанатов. А двадцать лет спустя, в 2016 году, американские краудфандинговые платформы, среди которых наиболее известны Kickstarter и IndieGoGo, собрали свыше $17 млрд.

При этом темпы развития подобных сервисов растут. "За 2015 год в ЕС краудфандинговый рынок вырос на 144% по сравнению с 2014-м. В денежном эквиваленте прирост составил около $3 млрд", — говорит сотрудник хорватской "Академии краудфандинга" Сандра Власич.

Украинские стартапы успешно привлекают средства на глобальных площадках. Из наиболее ярких примеров можно привести систему для дистанционной игры с домашними питомцами Petcube, которая собрала на Kickstarter более $250 тыс., и сенсор для экономии электроэнергии Ecoisme, собравший на IndieGoGo $67 тыс.

Впрочем, выйти на глобальный уровень удается немногим. Так, чтобы запустить проект на Kickstarter, нужно быть резидентом США, Канады, Австралии, Новой Зеландии или самых богатых стран ЕС. Конечно, можно воспользоваться услугами посредников — резидентов США, но в таком случае им придется дополнительно заплатить за услуги до $2 тыс. или поделиться долей в стартапе.

Да и сама кампания на глобальных площадках требует немалых вложений. К примеру, при подготовке к размещению предзаказов на сенсор на IndieGoGo, СЕО Ecoisme Ивану Пасишнику пришлось нанять американских маркетологов. По его словам, из-за разницы менталитета нашим специалистам очень сложно понять способы коммуникации с целевой аудиторией из США.

Большинству отечественных старт­аперов приходится довольствоваться сбором средств на украинских краудфандинговых ресурсах, которые пока находятся в стадии зарождения. Две отечественные платформы "Спильнокошт" (он же BigІdea) и Na-Starte несопоставимы по объемам собранных средств с глобальными гигантами. К примеру, на самой крупной из украинских платформ — "Спильнокоште" за три года ее существования реализовали 157 успешных проектов, средства на которые пожертвовали 21,5 тыс. человек, собрав в общей сложности 10 млн грн.

Но все же возможностями отечественного краудфандинга пренебрегать не стоит. Одно из главных достоинств украинских сервисов — они заточены на сбор средств под локальные проекты, которые никогда не заинтересуют американцев. Кроме того, отечественные платформы предлагают более лояльные условия сотрудничества. Например, большинство заграничных ресурсов работают по принципу "все или ничего". Если проект не собирает за условленное время как минимум 80% запрошенной суммы, средства возвращаются жертвователям. На украинских же платформах необходимо собрать лишь 50% необходимой суммы, чтобы получить собранные средства.

Трудности перевода

Главная особенность украинских платформ — это то, что они собирают средства в основном на социальные проекты. Так, "Спильнокошт" появился в 2012 году, но получил известность во время Майдана как ресурс для сбора средств на финансирование "Громадського" телевидения, призванного объективно освещать события в стране.

Наиболее успешные из украинских краудфандинговых проектов объединяет то, что они несут социальную нагрузку. Так, уже упомянутое "Громадське" трижды использовало краудфандинг для сбора средств на свой проект. И все три кампании оказались успешными. Лишь в 2015 году проект сумел собрать свыше 100 тыс. грн.

Одно из главных достоинств украинских сервисов — они заточены на сбор средств под локальные проекты

Еще один громкий проект "Спильнокошта" — ресурс VoxCheck, проверяющий высказывания политиков на популизм и некомпетентность. Активистам VoxCheck удалось в общей сложности собрать свыше 370 тыс. грн.

Успешно использует краудфандинг и Prometheus — украинская платформа для онлайн-обучения. Prometheus собирал деньги на внедрение в 10 крупнейших университетах страны так называемой системы смешанного обучения — когда студенты смотрят онлайн-лекции ведущих профессоров мира, а затем обсуждают полученные знания на семинарах с преподавателями своих вузов. На призыв основателя Prometheus Ивана Примаченко о сборе средств откликнулись 1,7 тыс. человек, было собрано около 500 тыс. грн, что на 25% превысило первоначальные ожидания инициаторов кампании.

Однако не стоит думать, что успех к этим проектам пришел исключительно благодаря тому, что они уловили востребованные обществом идеи. "Мы внимательно следили за тем, чтобы не создавать ситуаций, когда добродетели чувствуют себя оторванными от дела, которое они спонсировали", — поясняет менеджер "Спильнокошта" Ирина Славинская, которая вела вышеупомянутые кампании. Попросту говоря, "Громадському", Prometheus и VoxCheck удалось хорошо сделать медийную часть кампании. Не только снять промо-ролик с кратким изложением сути проекта, но и постоянно заниматься его продвижением в социальных сетях, каждый день придумывать информационные поводы для того, чтобы подогревать интерес потенциальных жертвователей.

Но даже хороший пиар и громкое имя стартапера не помогут собрать средства, если проект не имеет социальной направленности. К примеру, одесский комик Георгий Делиев сейчас на Na-Starte собирает средства на съемки полнометражного фильма по пьесе "Одесский подкидыш" из репертуара своего театра "Маски". "Государственная поддержка связана с рутиной и коррупцией. Обращаться в кинопроизводственные компании тоже не хочется. Продюсерское кино всегда навязывает свои стандарты. А наш фильм очень тонкий", — объясняет комик свое решение прибегнуть к краудфандингу. Впрочем, пока Делиеву из заявленных 3 млн грн удалось собрать лишь около 10%. И хотя до окончания кампании остается еще две недели, судя по всему, проект провалился.

Делай деньги

Социальная направленность кампаний совсем не означает, что они должны быть неприбыльными. К примеру, жертвователи очень хорошо восприняли идею активистов из Николаевской области Олега Деренюги и Александра Максименко по строительству кемпинга в Актовском каньоне вблизи природного заповедника "Бугский Гард". Менее чем за две недели кампания собрала 80 тыс. грн, которых с лихвой хватит для обустройства места для отдыха. Актовский каньон — одно из красивейших мест страны, однако из-за отсутствия минимальной инфраструктуры его потенциал остается нераскрытым. "Мы уверены, что любая туристическая деятельность должна идти на пользу соответствующей местной общины, чтобы она вкладывала эти средства в решение социальных вопросов местного населения", — поясняет Максименко пользу для общества от воплощения его идей.

Наиболее успешные из украинских краудфандинговых проектов объединяет то, что они несут социальную нагрузку

Высоки шансы на то, что успешными окажутся и творческие проекты, но снова-таки — если они будут как-то связаны с патриотической тематикой. К примеру, художник-карикатурист Юрий Журавель уже второй раз успешно собирает средства на издание серии своих альбомов-комиксов "Карика-Дурка" с шаржами известных украинцев и сцен отечественной истории. В общей сложности посредством краудфандинга художник привлек более 650 тыс. грн. По сути, он попросту размещал предзаказы на еще неизданные книги и благодаря этому знал необходимый тираж. При этом оба раза число покупателей превзо­шло первоначальные ожидания автора.

Традиционно хорошо идет сбор средств и на проекты, связанные с помощью воинам из зоны АТО. "Друг Героя" — далеко не единственная успешная кампания. Около 30 тыс. грн удалось собрать стартапу студентов и преподавателей факультета биомедицинской инженерии Киевского политеха — TECHNOX. Цель проекта — приобретение оборудования для изготовления протезов. Даже если стартаперы в рамках этого проекта сосредоточатся исключительно на социальной работе по протезированию ветеранов АТО, наработанные технологии в дальнейшем они смогут использовать для коммерческих инициатив.

В целом, как утверждают сотрудники краудфандинговых платформ, доля среди кампаний успешных бизнес-проектов в последнее время растет. В ближайшем будущем их может стать еще больше. В начале февраля Программа развития ООН запустила в Украине "Академию краудфандинга", слушатели которой будут изучать способы проведения кампаний. Пока в число ее студентов вошли лишь 15 начинающих предпринимателей — переселенцев из Донбасса. Однако это только начало пути.