Разделы
Материалы

Не хлебом единым. Зачем лендлорды инвестируют в IT-компании

Мария Бабенко, Ольга Прядко
Фото: Getty Images

Украинские аграрии уже поняли выгоду от внедрения в своих хозяйствах высоких технологий. Поставка конкурентам IT-решений в обозримом будущем может стать для агрохолдингов более прибыльным делом, чем торговля зерном и сахаром

В декабре прошлого года "Астарта" Виктора Иванчика и Borsch Ventures Евгения Уткина создали совместное предприятие Agro Сore, которое займется разработкой IT-решений для агробизнеса. "Основная цель — создание комплексной технологической платформы, которая объединит различные уже функционирующие в нашей компании IT-сервисы. Потребность в интеграционном подходе есть у многих украинских агрокомпаний, и после запуска в "Астарте" мы представим рынку свои решения", — поясняют стоящие перед Agro Core задачи в "Астарте".

Интерес одного из крупнейших агрохолдингов к инвестициям в высокие технологии очевиден. Сельское хозяйство сейчас очень прибыльный бизнес. Зерновые культуры и жиры — одни из немногих позиций, экспорт которых сохранился на уровне 2015 года или показал рост ($6,1 млрд, или 100% от объемов 2015 года, и $4 млрд, или 120% соответственно).

Однако украинский агробизнес долгие годы развивался экстенсивно, исключительно за счет увеличения размера возделываемых земель и накопления производственных активов. Сейчас свободной земли и мощностей очень мало, стоимость аренды паев растет, а политическая нестабильность и кредитные риски заставляют хорошо подумать о целесообразности масштабных инвестиций. Перевод же агросектора на общую систему налогообложения, на чем настаивает МВФ, грозит существенным падением прибылей.

Тем временем успешный IT-стартап можно продать за миллиардные суммы при относительно небольших вложениях. Перспективны также поставки технологических решений на рынок в качестве дополнительной диверсификации бизнеса.

Учет и контроль

Удивительно, но аграрии лишь несколько лет назад начали массово осваивать простейшие системы автоматизированного учета, которые для них разрабатывают украинские программисты. "Когда я пришла на предприятие в 2013 году, в конторе даже компьютера не было. Все прибыли и расходы записывались в какую-то амбарную книгу", — рассказывает владелица агрофирмы "Заря" в Житомирской области Ирина Костюшко.

$2,4 тыс. стоит беспилотник PD 1900 разработки Drone.UA. Это почти в 10 раз дешевле европейских аналогов

Между тем один лишь хорошо налаженный учет способен экономить существенные средства. К примеру, система GPS-мониторинга земельного банка позволяет эффективно бороться с недобросовестными владельцами паев: достаточно нанести координаты участка на карту, чтобы увидеть, что в аренду предлагают взять участок леса или затопляемый луг, не пригодные для земледелия. Кроме того, такие системы учета позволяют корректировать нормы выдачи семян и удобрений.

В специализирующейся на разработке систем учета земельных банков компании Smartfarming подсчитали, что экономический эффект от внедрения подобного решения для хозяйства с земельным банком в 10 тыс. га составит около $375 тыс. при стоимости внедрения $3 на гектар. То есть инвестиции окупятся в течение одного сезона.

Еще больше позволяют сэкономить системы мониторинга использования топлива и отслеживания передвижения техники. Суть этой технологии в том, что на каждый трактор и комбайн ставятся GPS-трекеры и датчики контроля топлива. То есть если тракторист решит поработать "налево" или просто продать кому-то солярку, это сразу видно. "После установки датчиков расход топлива по некоторым предприятиям сократился на треть. Хотя датчики еще не были подключены к информационной системе", — говорит исполнительный директор Agricom Group Петр Мельник.

Система контроля за перемещениями техники стоит относительно недорого: $300–500 придется отдать за оборудование для каждой единицы техники и 100–200 грн в месяц за учет и обработку данных. Большинство крупных агропроизводителей уже внедрили у себя такие системы, а сейчас этот процесс активно происходит в средних и мелких компаниях. По словам главы ассоциации AgTech Ukraine Юрия Петрука, мониторингом топлива пользуются около 40% сельхозпроизводителей, и количество компаний, которые устанавливают такие системы, растет на 30–40% в год. "Система контроля перемещения техники окупается максимум за два месяца сельхозработ. Многие компании долго присматривались, но в конце концов поняли, что им это нужно", — поясняет Петрук.

То есть только создание программных комплексов систем учета и установка на технику недорогих трекеров может стать для IT-компаний неплохим бизнесом, ступенькой, которая позволит им перейти от аутсорсинга чужих проектов к созданию собственных продуктов с высокой добавочной стоимостью.

Точно, как в аптеке

Гораздо меньше компаний пока могут позволить себе так называемые системы точного земледелия — те самые дроны и роботизированные сеялки. "Если GPS-трекер стоит $200, то автопилот (для комбайна или сеялки) — более $10 тыс.", — приводит порядок цен СЕО Smartfarming Артем Беленков.

Однако именно эта отрасль сулит наибольшие перспективы украинским инженерам. Брендовая техника дорога, а китайские аналоги обладают низкой точностью. Украинское же оборудование по характеристикам приближается к брендовым устройствам, но по цене может конкурировать с поделками из Поднебесной.

Украинские компании активно работают по этому направлению. Так, херсонские компании Monada и TRAK успешно производят датчики для сеялок. Один из харьковских заводов наладил производство GPS-антенн для сельхозтехники. А голландская компания с украинскими корнями eFarmer успешно производит систему так называемого параллельного вождения — платформу, которая позволяет со смартфона контролировать траектории движения нескольких тракторов, избегая таким образом пропуска необработанных участков поля.

Любопытно, что некоторые оте­чественные разработки активно используются за границей, хотя в Украине не прижились. "Ребята из Kray Technologies разработали систему опрыскивания полей дронами. Но этот проект никто не воспринимал всерьез", — сетует Петрук. А вот в Штатах и Канаде, где популярно опрыскивание полей самолетами, идею восприняли с восторгом. Цена предназначенного для этих целей дрона — около $20 тыс., гораздо меньше, чем у пилотируемого самолета для сельхозработ.

Впрочем, по отзывам аграриев, у украинских компаний есть одна слабая сторона, из-за которой проекты зачастую проваливаются: плохо налаженный маркетинг. Многие сельхозпроизводители даже не подозревают о существовании отечественного оборудования для точного земледелия. Кроме того, пока украинские производители не могут комплексно закрыть все потребности хозяйств, а закупать оборудование у разных поставщиков не всегда рационально из-за проблем с сервисом.

Тем не менее есть надежда, что в ближайшие годы все изменится. "Лендлорды" поймут потенциальную прибыль, которую способно принести создание технологических компаний, и по примеру Виктора Иванчика начнут инвестировать в стартапы.

Хвастаться будем

Фокус отобрал четыре примера ориентированных на агросектор стартапов. Удивить мир есть чем. Теперь дело за инвестициями и помощью государства в освоении новых рынков сбыта

1

Клубничка для роботов

Выращивание ягод без участия человека уже не кажется фантастикой

Название проекта: UAberry
Год основания: 2015
Основная продукция: системы автоматизации для тепличного хозяйства
Объем инвестиций и их происхождение: собственные средства, объем не раскрывают
Объемы продаж: не раскрывают
Рентабельность: не раскрывают
Основной сегмент покупателей: фермеры, HoReCa

Несколько лет назад семья инженера Владимира Петренко занялась выращиванием клубники на открытом грунте. Дело не особо шло из-за болезней, плохой погоды и сокрушительных набегов диких кабанов. Однако фермеры решили не сдаваться, а сменить подход. Идею позаимствовали в Польше. Там как раз начали выращивать клубнику по голландской технологии, на специальных конструкциях с использованием капельного полива и автоматизированных процессов. Петренко тогда занимался бизнесом по производству изделий из проволоки. На своих мощностях он и изготовил первые конструкции.

Далее встал вопрос об автоматизации, так как ручной полив и внесение удобрений — дело хлопотное, отнимающее много времени и ресурсов. Владимир разработал устройство, которое автоматически смешивает удобрения в нужных пропорциях и доставляет их растениям вместе с поливом. А его сын Алексей, программист по образованию, написал софт для дозирования удобрений.

Так родилась автономная мини-ферма Garden Berry. Управлять ею можно из любой точки земного шара. Датчики собирают данные о температуре и влажности в разных точках теплицы и сохраняют их на облачном сервере. Информацию о состоянии дел в хозяйстве можно просматривать через смартфон.

По словам предпринимателей, их хозяйство имеет все шансы завоевать популярность у фермеров и рестораторов. В полной комплектации оно занимает 6 кв. м и за сезон позволяет собрать урожай около 55 кг. При этом стоит всего $500. Установить устройство можно даже на крыше.

2

Простота лучше воровства

Установка цифровой метки на комбайн позволяет на корню пресечь злоупотребления работников

Название проекта: BITREK
Год основания: 2010
Основная продукция: оборудование для GPS-мониторинга
Объем инвестиций и их происхождение: собственные средства, объем не раскрывают
Объемы продаж: не раскрывают
Рентабельность: не раскрывают
Основной сегмент покупателей: крупные хозяйства

Киевский предприниматель Сергей Качан c 2010 г. занимается выпуском оборудования, которое отслеживает перемещения сельхозтехники и не дает трактористам "колымить налево". Однако установка одного лишь GPS-трекера не устраняет все риски хищения продукции. Например, во время сбора зерновых к комбайну может подъехать чужая машина и загрузиться зерном. При этом в траектории движения комбайна не окажется никаких странностей и отыскать вора будет непросто.

В прошлом году Качан придумал, как решить эту проблему. И на комбайны, и на грузовики компании ставят цифровые метки, работающие приблизительно по такой же системе, что и оплата проезда бесконтактной картой в метро. Функцию выгрузки зерна из комбайна машинист может включить лишь в том случае, если эти метки совпадают. То есть насыпать зерно в чужой грузовик теперь уже не выйдет.

Решение Качана оказалось на редкость элегантным. Размещение цифровой метки на технике — процесс несложный, поэтому технология позволяет пресекать воровство даже на арендованных машинах.

Компания уже получила европейские сертификаты на основную линейку оборудования и открыла представительство в ЕС. Сейчас предприниматель работает над созданием парт­нерской сети и налаживанием логистики.

3

Интернет полей

Мировая паутина способна уменьшить количество рутинной работы не только у офисных клерков, но и у агрономов

Название проекта: Skok Agro
Год основания: 2015
Основная продукция: метеостанции, датчики, робототехника
Объем инвестиций и их происхождение: стартовали с $5 тыс., источник — средства родственников и друзей
Объемы продаж: около 500 тыс. грн в месяц
Рентабельность: 40%
Основной сегмент покупателей: крупные и средние хозяйства

Инженер Сергей Скок в конце 2015 года случайно оказался на одной из конференций, посвященной проникновению технологий в агробизнес, и понял, что нашел свое призвание. "Я осознал, что этот сектор будет бурно развиваться. Собрал команду из схемотехников и программистов, чтобы создать устройство для подключения измерительных приборов аграриев к интернету", — рассказывает предприниматель историю своего увлечения сельским хозяйством. Уже спустя несколько месяцев его команда предложила решения для мониторинга скорости ветра на самоходных опрыскивателях и создала первое в мире устройство для измерения твердости почвы с функцией одновременной фиксации GPS-координат и их онлайн-передачи на сервер.

В этом году Скок планирует заняться экспансией на мировые рынки. "Нам присылают запросы из Грузии, Казахстана, Польши и даже Чили. Но для заказчиков из этих стран мы пока делали только небольшие разовые разработки, так как возникает много расходов, связанных с сертификацией и открытием локальных офисов. Но в этом году мы планируем накопить необходимые ресурсы", — делится планами предприниматель.

Несмотря на трудности, инженер уверен, что Украина имеет все шансы стать лидером в разработке решений для точного земледелия. "Появляется все больше стартапов, и их основатели уже не хипстеры, а разработчики с опытом. Революция робототехники начнется с агро, и этот процесс нужно разгонять всеми силами", — утверждает он.

4

Дрон высокого полета

Украинские беспилотники уже долетели до Европы

Название проекта: Drone.UA
Год основания: 2013
Основная продукция: дроны, системы мониторинга и обработки данных
Объем инвестиций и их происхождение: собственные средства, реинвестиции, объем вложений не раскрывают
Объемы продаж: до 300 тыс. евро в месяц
Рентабельность: не раскрывают
Основной сегмент покупателей: крупные и средние хозяйства

Drone.UA вырос из увлечения ее основателей Валерия Яковенко и Февзи Аметова беспилотными технологиями в качестве хобби. Предприниматели решили превратить хобби в бизнес и вскоре выяснили, что направленные на продвижение продукции усилия конвертировались в сделки чаще всего именно в агросекторе. Чтобы убедить аграриев работать с их продукцией, порою хватало одного дня демонстраций.

В итоге основную модель компании — самолетную платформу PD 1900 решили разрабатывать именно исходя из потребностей агросектора. Производимый Яковенко дрон стоит $2,4 тыс. и по украинским меркам кажется дорогой игрушкой. Однако европейские аналоги обходятся раз в десять дороже.

В прошлом году Drone.UA открыл в Риге представительство, однако его работа не оправдала надежд. "Мы ожидали получить более 60% оборота за счет экспорта технологий. Но этого не произошло. На внешних рынках было сложнее контролировать персонал, а его эффективность оказалась ниже, несмотря на более высокие зарплаты по сравнению с украинскими специалистами", — поясняет Яковенко.

Однако предприниматель не унывает. Сейчас он намерен развивать направление аутсорсинговой обработки полученных при помощи дронов данных. Где бы ни находились посевные площади географически, клиенты могут самостоятельно собирать о них информацию, а ее анализ и интерпретацию отдавать Drone.UA на аутсорсинг. Таким образом рынки сбыта расширяются на весь мир. "Это и есть будущее технологий и перспектива на пять-семь лет", — говорит предприниматель.