Разделы
Материалы

Дань Фирташу. Справедлив ли новый принцип оплаты за газ

Антонина Бажан
Фото: УНИАН

Плату за распределение газа для потребителей, которые его используют меньше всех, подняли в восемь раз

С 1 апреля 2017 года Нацкомиссия, которая осуществляет регулирование энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), установила новые тарифы на услуги по распределению природного газа, проще говоря — на его транспортировку облгазами к конечному потребителю. А также отделила эту плату в отдельный счет.

Несмотря на соответствие этого шага европейским нормам, решение НКРЭКУ вызвало большой скандал в экспертной среде. Глава Комиссии Дмитрий Вовк утверждает, что потребители благодаря новым правилам сэкономят на абонплате за распределение газа. Эксперты же, наоборот, говорят, что новый тариф для подавляющего большинства клиентов облгазов вырастет в 4–8 раз. А люди, которые потребляют мало газа, ежемесячно будут платить за то, чем не воспользуются никогда.

Зачем это надо?

Ранее плата за распределение была заложена в тариф на сам газ и напрямую зависела от того, сколько потребитель его израсходовал за месяц. С 1 апреля же плату за распределение сделали ежемесячным фиксированным платежом (абонплатой) за пользование распределительными сетями, который никак не зависит от того, сколько газа потребитель израсходовал по факту. Ее будут начислять исходя из пропускной способности газовых счетчиков, которые установлены у потребителей. Она может варьироваться от 0,016 куб. м газа в час до 6 куб. м в час. Таким образом, даже если человек не пользуется газом, но подключен к сетям, он все равно будет платить абонплату за распределение.

Само по себе разделение счетов за потребленный объем газа и его распределение — правильный шаг. Во-первых, он сделает расчеты более прозрачными и позволит увидеть, сколько точно зарабатывают облгазы, 70% которых сейчас сосредоточены в руках Дмитрия Фирташа. Теперь оплата их услуг будет проходить по отдельному счету и перестанет смешиваться с платой за сам газ.

Даже если человек не пользуется газом, но подключен к сетям, он все равно будет платить абонплату за распределение

Во-вторых, разделение счетов — необходимый шаг для того, чтобы бытовые потребители в перспективе получили возможность сменить поставщика газа. Правда, разделение счетов — далеко не единственное условие для этого. Гораздо более серьезное препятствие для того, чтобы у бытового потребителя появилась альтернатива облгазам, это низкая платежеспособность населения. Ведь мало кто из коммерческих поставщиков решит прийти на рынок, где значительную часть платы за поставляемый ресурс составляют государственные льготы и субсидии. Ну и, наконец, сами облгазы не горят желанием пускать в свои сети конкурентов, которые могли бы у них отнять часть клиентуры. Несмотря на то, что формально облгазы разделены на транспортные и продающие компании, де-факто они все равно обслуживают интересы одного собственника, который вряд ли захочет добровольно пускать в свои сети конкурента. Для этого надо, чтобы тот же Фирташ продал часть своего бизнеса (либо распределительную, либо сбытовую). Но пока не слышно, чтобы власти об этом что-то говорили, не говоря уже о реальных действиях.

В-третьих, новые тарифы на распределение должны ликвидировать перекрестное субсидирование. Как и в электроэнергетике, на рынке газа услуги по его распределению для населения частично оплачивает промышленность. Поэтому регулятор заявил, что на протяжении трех лет повысит цену для населения за распределение газа до рыночной.

А что в Европе?

Хотя решение о разделении платы за объем и распределение газа НКРЭКУ принимала в соответствии с европейской практикой, в качестве возможных вариантов оплаты услуг по распределению газа в НКРЭКУ указывают лишь два варианта: фиксированную минимальную плату и плату за мощность (пропускную способность) точки, к которой подключен пользователь.

Однако, как поясняет директор программ DixiGroup Роман Ницович, НКРЭКУ перечислила далеко не все основные составляющие тарифа за распределение газа, которые существуют в ЕС. Так, из исследования компании Merkados, подготовленного по заказу Еврокомиссии, следует, что выбранный НКРЭКУ вариант оплаты за мощность точки присоединения (Capacity charge), попросту говоря — пропускной способности газового счетчика, далеко не самый распространенный в Европе.

Из 21 страны, в которых Merkados исследовала составляющие тарифов на распределение газа, Capacity charge используют лишь в четырех, а в 15 ее вообще нет.

"В ЕС большинство тарифов для домохозяйств строятся на основе фактических объемов потребления (energy charge) и в меньшей степени на основе фиксированной платы за мощность (fixed charge) и максимальной присоединенной мощности (capacity charge). Для населения fixed + capacity charge является исключением, для промышленности — в половине случаев. Поэтому НКРЭКУ стоит подумать над пересмотром методики, применив другой подход", — говорит Ницович.

Дмитрий Вовк считает, что energy charge — это исключительно плата за потребленный газ и не имеет отношения к плате за распределение газа

Эксперт подчеркивает, что многие потребители газа в Украине просто никогда не используют свои точки подключения на полную мощность, то есть по факту потребляют газа гораздо меньше, чем имеют возможность. Этот вывод подтверждают и данные статистики. В обосновании НКРЭКУ к новым тарифам указано, что при расчете учитывалась общая годовая присоединенная мощность распределения газа, которая для бытовых потребителей составляет 609 млрд кубометров в год.

Но реальные объемы потребления в Украине в десятки раз ниже. Так, по данным Минэнергоугля, в 2016 году население потребило чуть более 12 млрд кубометров газа, а вся страна вместе с промышленностью — около 32 млрд кубометров.

Однако Дмитрий Вовк считает, что energy charge — это исключительно плата за потребленный газ и не имеет отношения к плате за распределение газа.

Дороговато выходит

Как уже говорилось, если до сих пор плата за распределение была "зашита" в самом тарифе на газ, то автоматически она зависела от количества кубометров, потребленных за месяц. Теперь же абонплату за распределение рассчитывают исходя из максимальной пропускной способности (мощности) газового счетчика. То есть исходя из максимального количества кубометров газа, которое он способен пропустить в месяц.

Как утверждает министр социальной политики Андрей Рева, от этого размер платы за распределение не изменится. По его словам, тариф на газ просто разобьют на составляющие: стоимость газа и его распределение. "Если вы сложите их вместе — это те же самые 6,9 тыс. грн за тыс. куб. м", — говорит он.

Однако специалисты газовой отрасли считают иначе. По расчетам замначальника департамента энергоэффективности Нафтогаза Алексея Хабатюка, для домохозяйств, которые используют только газовую плиту и установили счетчик с минимальной пропускной способностью от 0,016 куб. м/ч до 2,5 куб. м/ч (так называемый G1,6), плата за распределение возрастет в среднем в 4–8 раз в зависимости от конкретного облгаза.

Например, если потребители установили счетчик G1,6 и потребляют около 17 кубометров газа в месяц (это среднее значение по стране), то, скажем для абонентов "Тернопольгоргаза" плата за распределение увеличится в 1,7 раза (с 179 грн в год до 300 грн), а вот для клиентов "Харьковгаза" — уже в 8 раз (с 139 грн в год до 1,1 тыс. грн).

Если же у потребителя с газовой плитой не установлен счетчик и он платит по норме 4,4 куб. м газа на одного члена семьи из расчета на трех человек, минимальное повышение тарифа будет снова же в Тернополе, но уже в 3,4 раза (со 139 грн в год до 480 грн), а максимальное — в "Закарпатгазе" — в 12,1 раз (со 139 грн в год до 1,7 тыс. грн).

Впрочем, самая большая проблема — это бытовые потребители, у которых стоят счетчики высокой пропускной способности. Они установлены преимущественно у тех пользователей, которые кроме плиты используют газовый котел для отопления. Преимущественно это частные дома, реже — квартиры. Наиболее распространенные счетчики здесь G4 (от 0,04 куб.м/ч до 6,0 куб. м/ч) и G6 (от 0,06 куб. м/ч до 10,0 куб. м/ч).

"При потреблении до 800 куб. м газа в год, что характерно для отопления квартиры, затраты существенно вырастут. В среднем в 2,3 раза для G4 и в 3,8 раза для G6, — говорит Хабатюк. — При средних объемах потребления 1,5 –2 тыс. куб. м (частный дом) в год в случае счетчика G4 плата в среднем будет сравнима с той, что была до сих пор. Но со счетчиком G6 при этих же объемах плата вырастет в среднем в 1,8 раза", — поясняет нюансы эксперт.

Как платить меньше?

Одним словом, больше всего пострадают потребители, которые в силу каких-то причин поставили себе счетчик с большей пропускной способностью, чем им необходимо в реальности. Это могло произойти как из-за незнания, так и из-за того, что в облгазе попросту не было на складе счетчиков с меньшей пропускной способностью. Таким людям глава НКРЭКУ Дмитрий Вовк советует заменить счетчик. У них для этого есть все законные основания.

Согласно Кодексу газотранспортной системы Украины, облгазы, устанавливая бытовые счетчики, должны подбирать их так, чтобы пропускная способность устройств максимально соответствовала тем объемам газа, которые в среднем потребляет клиент. Если максимальная пропускная способность счетчика в 1,6 раз больше или меньше, чем максимальное потребление клиентом, облгаз обязан заменить счетчик бесплатно в течение трех месяцев после письменного заявления клиента. Если облгаз этого так и не сделал, то на четвертый месяц оплата за распределение должна начисляться уже исходя из мощности счетчика с меньшей пропускной способностью.

Однако, несмотря на наличие законных оснований, сложно поверить в то, что облгазы добровольно побегут менять счетчики за свой счет. Ведь в таком случае они мало того, что должны потратиться на новый счетчик, но и отказаться от части дохода. Поэтому монополисту проще ничего не делать и продолжать начисления по уже установленному счетчику. Чтобы сломать сопротивление, клиенту придется судиться с облгазом не один месяц, а на такой шаг вряд ли пойдут многие.