Игры классиков. Пять наиболее удачных примеров взаимодействия бизнеса и общества
Украинские менеджеры зачастую не могут провести четкую грань между социальной ответственностью и благотворительностью. Фокус отобрал пять кейсов социальной политики мировых компаний, которые вошли в учебники как наиболее удачные примеры взаимодействия бизнеса и общества
Да будет свет!
OSRAM организует центры сбора и переработки отживших свое осветительных приборов и борется с керосиновыми лампами
19% мировой выработки электроэнергии человечество расходует на освещение. Рынок осветительных приборов делит между собой тройка крупнейших корпораций по производству ламп: OSRAM, Phillips и General Electric, на долю каждой из них приходится более 20% мирового рынка. Так что сохранность природных ресурсов Земли не в последнюю очередь зависит от этих компаний.
OSRAM решила заняться организацией и поддержкой центров сбора и переработки отживших свое осветительных приборов. Эти центры корпорация создает в сотрудничестве с другими производителями ламп.
Еще одно не менее важное направление — формирование системы энергоснабжения в тех регионах, где нет электросетей. Около 1,6 млрд человек в мире до сих по освещают жилища керосиновыми лампами, которые ежегодно выделяют в атмосферу 190 млн т углекислого газа.
Керосином в беднейших странах пользуются потому, что его можно покупать небольшими порциями, это удобно людям с нерегулярными доходами. Компания OSRAM предложила им альтернативу — компактные люминесцентные лампы и светодиоды, питающиеся от автономных аккумуляторов. Обратившись в координационный центр энергосбережения OSRAM, можно получить такую лампу и воспользоваться льготной системой оплаты, при которой клиент платит только за электроэнергию и может покупать ее маленькими порциями. Первый такой центр уже функционирует в Кении. Команда OSRAM работает над организацией еще нескольких подобных центров в Уганде и Индии.
Не так горячо
Procter & Gamble инвестирует в создание средств для стирки в холодной воде
Компания Procter & Gamble основана в 1837 году. Ее штаб-квартира находится в Цинциннати (штат Огайо), но офисы разбросаны по всему миру. На P&G работают 138 тыс. человек. В 2000 году генеральный директор корпорации официально объявил о том, что 50% идей, с которыми P&G выходит на рынок, отныне будут поступать извне. С тех пор их генерируют студенты и преподаватели университетов, сотрудники независимых инновационных центров, общественные деятели, а также активисты, которые связываются с представителями компании при помощи социальных сетей. Так достигается максимальная степень открытости проблемам общества. На сегодняшний день в инновационном портфеле компании более 29 тыс. патентованных технологий. P&G ежегодно инвестирует в исследования и разработки порядка $2 млрд, при этом "зеленые технологии" считаются приоритетными. Один из прорывов в этом отношении — создание средств для стирки в холодной воде. Снижение температуры воды при стирке позволяет потребителям сократить расход электроэнергии на 80%. P&G также финансировала масштабную международную промокампанию, призывающую потребителей стирать вещи при температуре не выше 30 градусов.
Солнечный душ
Bosch разрабатывает технологии, позволяющие отапливать дома и подогревать воду за счет энергии Солнца
Bosch Group — один из крупнейших в мире поставщиков потребительских товаров, промышленных и строительных технологий. Компания была основана в 1886 году. Тогда это была Мастерская точной механики и электротехники Роберта Боша. Сегодня в Bosch Group работают 271 тыс. человек.
При разработке новых технологий компания считает экологичность не менее важным условием, чем рентабельность производства. Сегодня в товарном портфеле Bosch есть душевые кабины, экономящие электроэнергию и воду, экологичные напольные и настенные отопительные котлы, бытовые и промышленные насосы, позволяющие обходиться меньшим количеством воды за счет усиления напора, а также "зеленые" когенерационые установки (то есть генераторы, в которых совмещено производство тепловой и электрической энергии). Но особенно перспективной руководство Bosch считает разработку технологии, позволяющей отапливать дома за счет энергии Солнца.
Можно нюхать
3M делает нетоксичный клей на водной основе. Такой продукт менее вреден как для пользователей, так и для окружающей среды
Компания 3M основана в 1902 году в США, на сегодняшний день в ней трудоустроены 79 тыс. человек. При этом более 50% персонала работают за пределами Соединенных Штатов. Dow Jones классифицирует бизнес 3M как "диверсифицированное промышленное производство". Компания выпускает потребительские товары, офисные принадлежности, медицинское оборудование, устройства связи, промышленное оборудование и системы безопасности. Ежегодно товарный портфель 3M пополняют 500 новых позиций. Одним из ключевых требований к новым продуктам является их экологичность и безопасность.
Пример экологичной инновации ЗМ — суперстойкий клей на водной основе. Когда требуется приклеить что-то к неровной поверхности или, к примеру, к металлу, как правило, используют клей, сделанный на основе токсичного растворителя. Закономерное следствие — вредные испарения, которые оседают в наших легких. Кроме того, в процессе производства обычного клея практически невозможно избежать токсичных отходов. Стремясь решить эту проблему, компания 3M финансировала разработку альтернативы — стойкого клеющего вещества на водной основе, которое по основным функциональным свойствам не уступает суперклеям на органических растворителях.
Реки превыше всего
Henkel создает стиральные порошки, не наносящие вреда водоемам. При этом концепция стабильного развития компании не меняется более 100 лет
Немецкая компания Henkel основана в конце XIX века. Первыми продуктами химика Фрица Хенкеля были детергенты и отбеливающая сода. А стиральный порошок под ТМ Persil, выпущенный в 1907 году, компания продает по сей день.
Еще на этапе становления компании пришлось столкнуться с проблемой защиты окружающей среды. Фермеры, жившие неподалеку от фабрик Henkel, были обеспокоены загрязнением воздуха и воды. Так что еще в начале XX столетия одним из приоритетов компании стало экологичное производство. В конце 1950-х годов для изготовления моющих средств использовали так называемые тензиды — вещества, образующие большое количество пены. Из-за них водоемы, находившиеся вблизи фабрик, тоже покрывались пеной. Чтобы избежать этого, Henkel финансировала разработку альтернативы, которая бы давала такую же пену, что и тензиды, но меньше вредила окружающей среде. Этой альтернативой стали фосфаты.
Однако компания на этом не остановилась и решила заменить фосфаты в стиральных порошках еще менее вредными веществами. С 1986 года Persil и другие ключевые продукты компании не содержат фосфатов. Современные разработки Henkel связаны с минимизацией расхода моющих и чистящих средств, а также расхода воды при стирке и уборке. В руководстве компании сформирован совет по устойчивому развитию, координирующий работу Henkel в этом направлении.