Разделы
Материалы

Экологическая льгота. Освободят ли электрокары от налогообложения

Мария Бабенко
Фото: ecocars.com.ua

  В октябре в Верховную Раду внесли сразу три законопроекта о популяризации авто с электрическими двигателями. Фокус выяснил, каковы шансы на одобрение парламентом подобных инициатив и какие льготы обещают владельцам электромобилей

Семья Абрамовых из Одессы решила продать свой прожорливый внедорожник и пересесть за руль экономичного электрокара. Авто, бывшее в употреблении, присматривали на аукционе в США. Ведь там и предложение авто радует изобилием, и цены кажутся приемлемыми.

Подобная особенность авторынка США объясняется тем, что американцы предпочитают менять авто каждые несколько лет, а вместо восстановления машины даже после незначительной аварии часто покупают новую. Так как внутренний спрос на бывшие в употреблении легковушки в США невелик, на американских аукционах все чаще приобретают автотранспорт жители Восточной Европы.

Абрамовы выбрали бюджетный электромобиль Nissan Leaf. Их электрокар переплыл Атлантику в контейнере и оказался в Одесском порту. Сопутствующие расходы при растаможке увеличили стоимость авто примерно на треть. Однако теперь бывший "американец" осваивает одесские улицы, а его владельцы очень довольны полученной многократной экономией, в сравнении с предыдущим опытом эксплуатации внедорожника.

Возможность сэкономить

В Верховную Раду в октябре 2017 года подали три законопроекта о внесении изменений в Налоговый кодекс относительно создания условий для распространения и популяризации электромобилей в Украине: №7156 и альтернативные №7156-1 или №7156-2. Если парламент примет один из них, затраты покупателей электрокаров заметно снизятся. Эти документы отличаются друг от друга лишь несколькими нюансами. Их главная задача — освободить ввоз электрокаров от налогообложения НДС до 31 декабря 2022 года.

"Сегодня общая сумма налогов и сборов (НДС, акцизный налог, ввозная пошлина), которую уплачивают при импорте автомобиля, составляет до 40% от его стоимости. В случае принятия законопроекта об удешевлении электротранспорта эти налоги не будут взиматься, соответственно, стоимость таких авто может сократиться на 30–35%", — комментирует член Экономического дискуссионного клуба Евгений Олейников. По оценке учредителя Tesla Club Ukraine Назара Шимоне-Давида, если Верховная Рада поддержит инициативы, авто подешевеют только на 17–18%. Зато в дальнейшем, по оценке собеседника Фокуса, эксплуатация автомобиля обойдется в семь раз дешевле, чем авто с бензиновым двигателем.

Учитывая, что сейчас на повестке дня Верховной Рады стоит множество неотложных реформаторских инициатив, вполне вероятно, что этой осенью до электрокаров у парламентариев попросту не дойдут руки

Соучредитель компании Electro Cars Александр Кравцов на конкретных примерах объяснил, как подешевеют автомобили. Самый популярный в Украине электрокар, бывший в употреблении Nissan Leaf, который сейчас стоит около $14 тыс., подешевеет до $11,7 тыс.; BMW i3 – с $30 тыс. до $25 тыс.; Tesla Model S – с $60 тыс. до $50 тыс. Аналогичная ситуация и с новыми авто: Nissan Leaf, стоящий без пробега около $35 тыс., подешевеет до $29 тыс., Tesla Model 3 — с $42 тыс. до $35 тыс.

Временное освобождение от налогов при ввозе в Украину не единственный бонус для электрокаров, который предлагается в законопроектах. Аналогичные налоговые льготы обещают ввести для таксистов, авто которых оснащены только электрическим двигателем, а также для лиц, сдающих такой транспорт в аренду или лизинг.

В альтернативных законопроектах пошли еще дальше. В одном из них предлагается до 2025 года любую коммунальную парковку сделать бесплатной для владельцев электротранспорта. Более того, есть предложение внести в правила дорожного движения дополнение, которое разрешит электрокарам и гибридам ездить вместе с маршрутками и автобусами по полосе для общественного транспорта.

Смутные перспективы

"Основная движущая сила введения чего-то нового — экономическая выгода. Количество фирм по поставке и продаже электрокаров растет и становится новой нишей для бизнеса с реальными шансами на успех", — говорит адвокат юридическо-консалтинговой компании "Де Юре" Игорь Фомичев. Однако, по его мнению, крупные компании, торгующие бензиновыми автомобилями, и продавцы нефтепродуктов, вероятно, попытаются "оттянуть" принятие подобных законопроектов.

Впрочем, со стороны официальных автодилеров подобные опасения пока не подтверждаются. По крайней мере на уровне публичной риторики. "От имени Автомобильного комитета Европейской Бизнес-Ассоциации (ЕБА) можем утверждать, что официальные дилерские сети заинтересованы в стимулировании рынка электромобилей, так как это приведет к борьбе с "серым" импортом", — заявила Фокусу координатор автомобильного комитета ЕБА Елена Бучка. По ее мнению, благодаря поддержке со стороны государства в виде программ стимулирования или субсидий, а также за счет роста количества подзарядных станций и создания инфраструктуры интерес к электрокарам в Украине возрастет.

Несмотря на это, уверенности в успехе инициативы операторы рынка не высказывают. "Пока мои личные ожидания пессимистичны — фракция "Самопомочи" уже не раз высказывалась против отмены НДС на электромобили, а в БПП мнения разделились", — рассказал Фокусу Александр Кравцов. По его мнению, препятствовать подобным законодательным нововведениям будут олигархические группы, которые опасаются потерять контроль над рынком нефтепродуктов.

"Разные политические силы хотят заработать баллы в случае принятия одного из этих законопроектов, которые очень похожи. Но в итоге они уже третий год не могут этого сделать", — отмечает Назар Шимоне-Давида. Он надеется, что на этот раз депутаты поймут, что на самом деле не имеет значения, чья подпись будет стоять под авторством закона. Однако, учитывая, что сейчас на повестке дня Верховной Рады стоит множество неотложных реформаторских инициатив, вполне вероятно, что этой осенью до электрокаров у парламентариев попросту не дойдут руки.