Разделы
Материалы

Внештатное расписание. Почему через три года каждый пятый украинец будет совмещать несколько работ

Мария Бондарь
Фото: Getty Images

Армия специалистов без определенного места работы увеличивается. Эксперты заговорили о новом эволюционном этапе в развитии мирового рынка труда — гигономике

Трудовая книжка Ирины Абрамович последние четыре года лежит дома. Все это время она работала в довольно напряженном графике — разрабатывала рекламную и сувенирную продукцию, занималась ивент-менеджментом, писала и редактировала всевозможные промотексты, консультировала и ассистировала при подборе персонала, иногда планировала PR-кампании. В штат ни к кому не нанималась, но могла одновременно сотрудничать с несколькими работодателями на условиях фриланса. Такая форма трудоустройства становится все более популярной, причем не только в Украине. Это глобальный тренд.

Согласно прошлогоднему отчету о тенденциях на рынке труда Global Contingent Workforce Study от EY (ранее — Ernst & Young. — Фокус), за последние пять лет количество внештатных сотрудников увеличилось в каждой второй крупной международной компании, принявшей участие в исследовании. 40% опрошенных специалистов по подбору персонала предполагают, что число привлеченных ими фрилансеров вырастет в течение следующей пятилетки.

Тренды гигономики

Армия специалистов без определенного места работы увеличивается. Эксперты заговорили о новом эволюционном этапе в развитии мирового рынка труда — гигономике (новая модель экономики, предполагающая совместное использование различных ресурсов, в том числе кадровых). Это когда работник может совмещать сразу несколько вакансий в разных компаниях. Одно из проявлений данной тенденции — удельный вес фриланса в организационной структуре компаний постоянно растет. По данным EY, среди американских работодателей к началу II полугодия 2016-го средний показатель совместителей — 17% от общего числа работников.

Прогноз таков: к 2020-му в каждой четвертой компании доля внештатников увеличится до 30%, а каждый пятый работающий человек будет фрилансером. Это означает, что концепции корпоративной культуры вскоре придется пересматривать.

Практика привлечения работников на непостоянной основе, конечно, существовала всегда, но, как правило, речь шла о краткосрочных задачах. И вот вам новые реалии: более трети компаний по всему миру приглашают внештатников на год и больше. Формально это все еще считается временным трудоустройством, но организационно оно мало чем отличается от постоянного.

Нажмите для увеличения

Инфографика: Александр Шатов

Развитие гигономики породило новую категорию сотрудников, и многие работодатели пока не вполне понимают, как выстраивать с ними отношения. 21% представителей бизнес-структур, участвовавших в опросах EY, не смогли ответить, кто именно в компании ответственен за найм фрилансеров. Каждый четвертый признался, что не знает, кто должен курировать работу такого персонала.

Особенно часто внештатников привлекают в операционные отделы, сервисные службы, департаменты IT. Закономерно, что они получают доступ к корпоративным базам данных и другой закрытой информации, имеющей коммерческую ценность. Самые дальновидные работодатели поняли, что в такой ситуации недостаточно просто заставить всех подписать временные трудовые договоры и соглашения о неразглашении — нужно позаботиться об организации программ повышения уровня лояльности. Для внештатников разрабатывают соцпакеты, системы премирования, их даже включают в корпоративные программы талант-менеджмента, предполагающие возможность обучения за счет работодателя.

Местная специфика

В нашей стране точно определить долю внештатного персонала на рынке труда очень сложно. Слишком уж многие работодатели ведут двойную бухгалтерию, да и сотрудники предпочитают скрывать источники заработка. Однако представления об объемах фриланса можно получить по результатам исследований того же EY и статистике сайтов, предназначенных для поиска работы.

В опросах EY в Украине участвуют более 200 компаний из разных отраслей. В прошлом году они констатировали такое соотношение штатных и внештатных сотрудников: соответственно 90% и 10%. Есть основания предполагать, что в обозримом будущем разрыв будет сокращаться. "В 2014–2017 годах компании оптимизировали затраты на персонал, в том числе меняя форму трудоустройства, — говорит Юлия Головко, старший консультант практики People Advisory Services компании EY в Украине. — Судя по результатам нашего прошлогоднего экспресс-обзора, 7% компаний уже пересмотрели форму трудоустройства и еще 6% запланировали такой пересмотр на 2017-й".

60% трудоспособных украинцев имеют опыт фриланса, 30% постоянно работают во внештатном режиме и 18% совмещают такую работу со штатным трудоустройством

В некоторых отраслях внештатному персоналу предлагают заведомо более выгодные финансовые условия, чтобы мотивировать переход "на вольные хлеба" и компенсировать неудобства, связанные с юридическим оформлением альтернативных форматов сотрудничества. К примеру, некоторые IT-компании предоставляют своим сотрудникам возможность выбора формы трудоустройства. "Если специалист выберет штатное трудоустройство, его зарплата будет выражена в гривне, а если станет подрядчиком — в иностранной валюте", — комментирует Елена Бойченко, директор практики People Advisory Services компании ЕY в Украине.

На момент написания статьи на сайте Rabota.ua были размещены четыре тысячи вакансий, предполагающих работу на фрилансе. Причем среди них встречаются должности, еще недавно по умолчанию предполагавшие место в штате и полную занятость. К примеру, заведующий по хозяйственной части или главный бухгалтер. "Иногда такие предложения появляются из-за того, что работодатель отчаялся найти подходящего человека в штат, — объясняет Татьяна Пашкина, HR-эксперт Rabota.ua. — Это не значит, что на рынке нет свободных специалистов нужной квалификации. Обычно они есть, просто их не устраивают низкие зарплаты".

Не от хорошей жизни

Судя по результатам опросов, которые проводит Rabota.ua, 60% трудоспособных украинцев имеют опыт фриланса, 30% постоянно работают во внештатном режиме и 18% совмещают такую работу со штатным трудоустройством.

Глобальный тренд — подработка, как правило, связана с основной квалификацией и дает сотруднику возможность освоить какие-то новые навыки в своей сфере деятельности. Например, графический дизайнер хочет попробовать себя в мультипликации и присоединяется к команде, создающей анимационный ролик, или психотерапевт во время, свободное от приема пациентов, курирует группу психологической поддержки, эколог-исследователь проводит экологический аудит производственных процессов на предприятии и т. д.

Но в Украине связи между основной и дополнительной работой может не быть вовсе. Мотивацией поиска фриланса для наших соотечественников служит не столько желание расширить свою компетенцию, сколько банальная нехватка денег. Поэтому обычное дело, что "белый воротничок" после окончания офисного дня становится таксистом, а врач скорой помощи в свободное время отвечает на звонки в каком-нибудь колл-центре.

"Зарплаты, которые сегодня готов предложить работодатель, в среднем на 18% ниже ожиданий сотрудников, и этот разрыв увеличивается из квартала в квартал, — говорит Татьяна Пашкина. — Тем, кто формировал штат, когда доллар стоил 8 грн, до сих пор кажется, что 8–10 тыс. грн — достаточное вознаграждение для профессионала с полной занятостью. Впрочем, даже те, кто адекватно оценивает ситуацию, часто просто не могут предложить больше".

"Тем, кто формировал штат, когда доллар был по восемь, до сих пор кажется, что 8–10 тыс. грн — достаточное вознаграждение для профессионала с полной занятостью"

Татьяна Пашкина о нюансах взаимоотношений между сотрудниками и работодателями

Как следствие — сотрудники недовольны своими зарплатами и многие из них постоянно находятся в поиске. Из тех, кто заполнил анкету Rabota.ua , 64% отмечают, что работа у них есть, но они открыты для предложений. В последнее время увеличилось количество пользователей, которые просматривают вакансии, но ни на одну не откликаются. Вывод сделать несложно: люди хотят сменить работу, но не желают менять шило на мыло. Разница в зарплате в 1–2 тыс. грн для жителей крупных городов не стоит хлопот и рисков, связанных с переходом на новое место, а больше никто не предлагает. Самый логичный выход — остаться на прежней позиции, но найти подработку.

Интересная деталь: мировая практика показывает, что в кризисных ситуациях, когда население беднеет, уровень лояльности сотрудников по отношению к работодателям, как правило, растет. В Украине почему-то происходит обратное.

Татьяна Пашкина не без оснований предполагает, что все дело в чувстве несправедливости. В прессе постоянно появляется информация о том, что в прошлом году 100 лучших украинских компаний заработали 4 млрд грн. В стране инфляция, при этом зарплаты, зафиксированные в гривне, либо не индексируются вообще, либо увеличиваются незначительно. "Человек, давно недовольный своими заработками, видит, что компания, где он работает, делает какие-то дорогостоящие приобретения, запускает новые проекты, но в ответ на его просьбу о прибавке к зарплате начальники разводят руками: извини, мол, кризис. Вывод напрашивается сам собой: деньги у работодателя есть, но на сотрудника он их тратить не хочет. О какой лояльности можно говорить при таких настроениях?" — задает риторический вопрос эксперт.

Развитие рынка фриланса может отчасти сгладить эти противоречия, но породить другие. Украинским работодателям придется подстраиваться под новые тренды и, возможно, менять корпоративную культуру.