Разделы
Материалы

Какое все зеленое. Лауреаты Stanford Bright Award о том, как "озеленить" украинскую энергетику

Анна Синящик
Фото: Александр Чекменев

Основатели проекта Greencubator Роман и Андрей Зинченко рассказали Фокусу о том, как создавался инкубатор для зеленых бизнес-проектов, о том, на что потратят крупную стэнфордскую премию, и пояснили, что мешает украинцам жить богаче

$100 тыс. — именно такую сумму Стэнфордский университет ежегодно вручает лауреатам Stanford Bright Award, защитникам природы и "зеленым" активистам. В этом году премия поедет в Украину. Комиссия решила отметить братьев Зинченко, основателей и координаторов проекта Greencubator. "Сеть энтузиастов и экспертов в области устойчивой энергетики Greencubator поддерживает технические, социальные и экономические энергетические инновации с помощью просветительской деятельности, инициатив в СМИ, наставничества и мероприятий, в том числе крупномасштабных хакатонов", — так поясняет выбор жюри корреспондент Stanford News Тейлор Кубота.

Разваливающийся дом

Проект Greencubator братья Зинченко основали восемь лет назад. "В 2008-м упало все. Наши бизнесы просто исчезли, то, что нас кормило, испарилось, мы сидели без работы", — вспоминает Роман. Примерно тогда же братья-предприниматели приобрели домик под Барышевкой Киевской области, порадовали родителей, давно мечтавших об этом.

Приобретенная "коробка" с разваливающейся крышей нуждалась в капитальном ремонте, стоимость которого измерялась в тысячах долларов. Роман и Андрей поставили перед собой задачу — изучить "энергетическое лего", собственноручно произвести монтаж отопительной системы. У них получилось. "Оказалось, что достаточно двух безработных предпринимателей и их отца — профессора истории, чтобы за полгода это собрать. По ходу мы разобрались, как работают системы, что с чем взаимодействует", — не без гордости говорит Роман.

В каждой бочке меда — ложка дегтя. На этапе подключения дома к сетям сотрудники Киевэнерго потребовали у Зинченко взятку в 38 тыс. грн. Платить братья отказались. Андрей говорит, что именно тогда основатели Greencubator по-настоящему невзлюбили коррупцию.

Первые шаги

В статусе безработных братья пробыли недолго. Вскоре после завершения ремонта дома они включились в работу над различными муниципальными проектами, в том числе для севастопольской администрации. "Нас тогда безмерно удивило, что и в Севастополе, и повсеместно в Крыму, где много солнца и куча крыш, мы не увидели ни одного солнечного коллектора или батареи", — рассказывает Роман.

Братья решили, что нащупали перспективное направление: их опыт в экономике и пиаре мог бы пригодиться бизнесам, начинавшим работать с зеленой энергетикой. За границей это направление быстро развивалось и вызывало общественный интерес. Первое разочарование Зинченко испытали уже на этапе поиска потенциальных клиентов. Оказалось, что новоиспеченным "зеленым" пиарщикам некого поддерживать и продвигать: "зеленых" компаний на территории Украины просто не существовало.

Тогда братья сменили стратегию: решили популяризовать зеленую энергетику, заразить рынок этими идеями. "Сформулировали принцип: мы не можем переделать все дома, но попытаемся изменить людей, которые в них живут", — поясняет Андрей. У команды появилась целая философия, ее ключевой термин — brain ware, "софт", который находится в головах людей. Сделать его более дружелюбным по отношению к новой энергетике — основная задача адептов Greencubator.

Летом 2009-го состоялись первая конференция "Энергоэффективные университеты" для вузов Переяслава и первый Energy Camp на берегу Десны. Братья Зинченко с удовольствием констатируют: бюджет этой вылазки — 800 грн. "Поле, палатки, солнечные батареи. Людям, которые увлекаются зелеными темами, мероприятие понравилось. Стало ясно: стоит продолжать", — вспоминает Роман. На следующий год количество авторских мероприятий Greencubator умножил в разы: Energy Camp устраивали пять раз, провели шесть "зеленых" конференций.

Перезагрузка

Судить о собственном детище объективно — непростая задача, братьям Зинченко это знакомо не понаслышке. В какой-то момент им хватило смелости признать: разговоры об энергоэффективности не приносят главного — эффективности. Поэтому когда в 2013-м Energy Camp эволюционировал в Tesla Camp, изменился не только бренд, но и правила игры. Вместо красивых теорий Greencubator стал требовать от участников практических решений, готовых идей и бизнес-планов.

Отношение общественности к проекту изменилось к лучшему. Впрочем, Роман и Андрей относятся к этому философски: "Поначалу нам говорили "вы фрики", позже стали нас хвалить, мол, вы разбираетесь в мейнстриме. А мы просто продолжали делать свою работу. Наша задача — способствовать появлению большего количества игроков зеленой экономики".

На время Евромайдана инкубатор брал паузу — волонтерили. Соскучившись по любимой работе, набросились на нее с новыми силами. Организовали самый масштабный хакатон в Восточной Европе — форум, участники которого в режиме нон-стоп не только обсуждают проблему, но и готовят конкретные продукты в виде, например, сайтов или мобильных приложений. Вместе со Львовской бизнес-школой разработали зеленую просветительскую программу, борются за то, чтобы в 2019 году привезти в Украину Европейский экосаммит. Кроме этого, братья отправляют лучшие украинские стартапы на ClimateLaunchpad — самое масштабное соревнование климатических бизнес-идей, которое называют "климатическим "Евровидением". Эти большие и маленькие победы во имя зеленой энергетики и принесли команде Стэнфордскую премию.

Продолжение следует

"Награда, которую присудил Стэнфорд, принадлежит не только нам, но и огромному количеству людей, которые поддержали нас на том или ином этапе", — уверен Андрей. Часть стэнфордского приза братья используют для учреждения премии имени Анатолия Копца, покойного друга и ментора, который одним из первых поверил в их проект.

Награда Stanford Bright Award принесла не только удовлетворение от победы, но и новые хлопоты. Ведь помимо $100 тыс., которые предоставит Стэнфорд, братьям Зинченко предстоит администрировать 1 млн евро. Речь идет о "Климатических инновационных ваучерах", программе, запущенной Greencubator в партнерстве с Европейским банком реконструкции и развития. Ваучеры — финансовые гранты, которые будут предоставлены лучшим зеленым компаниям и стартапам, Greencubator будет отбирать самых достойных кандидатов.

Украина стала первой страной, в которой запущена эта программа. Братья признают: у западных партнеров есть определенные опасения по поводу нашего государства, имеющего репутацию крайне коррумпированного, но с предвзятым отношением можно бороться, показывая результат. При этом основатели Greencubator не скрывают, что им регулярно поступают и завуалированные, и прямые предложения лечь под разных политиков. На официальном сайте Greencubator.info есть примечание на этот счет: "Коли нас питають "Чиї ви будете", то спокійно відповідаємо: самі свої. Це значить, що ми не залежні від олігархічного капіталу або подачок із бюджету".

Эта позиция принципиальна. "Исследователи Робинсон и Аджемоглу написали книгу Why Nations Fail (в русском переводе "Почему одни страны богатые, а другие бедные". — Фокус), — напоминает Андрей. — Одна из главных причин бедности, которую выделяют специалисты, — превращение интересных рынков в закрытые торговые площадки "для своих".

Но у братьев Зинченко есть проверенная прививка от коррупции — родительский домик под Барышевкой.

Что мешает украинцам стать энергоэффективнее

Братья Зинченко назвали самые распространенные отговорки, которые используют украинцы, чтобы отложить знакомство с новыми технологиями и переосмыслить отношение к энергопотреблению.

Украина – на обочине прогресса

Андрей:Конечно, нам было сложно начинать работу. Когда мы рассказывали о себе, над нами смеялись: "Солнечные батареи? В нашей стране такого никогда не будет". Те, кто не верит в виртуальные электростанции, напоминают мне сотрудников IBM на заре компьютерной эпохи. Они тоже смеялись: "Кому придет в голову покупать персональный компьютер домой? Бизнес всегда будет покупать мейнфреймы — огромные мощные компьютеры". А потом пришел Стив Джобс: "Що ви, хлопці, казали?" Сегодня им уже не смешно.

Роман: — Многие говорят: "Нет-нет-нет, такая система не для нас, у нас это никогда не реализовать". У меня простой вопрос: вы помните свой домашний номер телефона? У вас его, скорее всего, нет. А ведь еще 30 лет назад люди становились в очередь и платили взятки, чтобы получить телефон с проводочком, и верили, что так будет вечно.

Зеленая энергетика лишает людей работы

Андрей: — Отказываться от новой энергетики, чтобы сохранить умирающие профессии, это все равно, что спрашивать, зачем нам интернет, если телеграф и так неплохо работает. С теми, кто оперирует подобными аргументами, мы стараемся не вести диалог, ведь получается разговор из серии "вот раньше было лучше". Мы в таких случаях говорим: "Слушайте, а в XIX веке было и вовсе шикарно: можно было устроиться трубочистом". То, что со временем какие-то профессии исчезают — абсолютно нормальное явление.

Все зеленые инициативы малоэффективны

Роман: — "Эта краска увеличит теплостойкость вашего дома на 50%" — к сожалению, иногда внимание людей отвлекают псевдоинновации или вера в то, что 2 см пенопласта способны сберечь тепло в доме.

Энергоэффективность — это не для всех

Роман: — Люди часто думают: энергетика — это трансформатор, большая станция или линия 110 кВт. Читая курс "Зеленые бизнес-модели" во Львовской бизнес-школе, я захотел показать, что энергетика это еще и люди, потребители и модели их поведения. Я включал студентам ролик популяризатора науки Алекса Ласки о письмах, которые мотивируют людей менять подход к энергопотреблению. Один из студентов, украинец с американским паспортом, заявил: "А я получал такие письма!" Говорит, все лампочки в доме поменял. Значит, это работает. У нас 4 гигаватта ночных провалов по энергопотреблению. Все энергетики талдычат: многие приборы было бы гораздо выгоднее использовать ночью. Сколько людей знают, где в их стиральной машине таймер? Большинство. Но самый важный вопрос: когда они им в последний раз пользовались? А ведь это и есть бытовой пример энергоэффективности.