Разделы
Материалы

Оставляй или плати. Кому нужен налог на выведенный капитал, и почему он не нравится МВФ

Ольга Прядко
Художник: Николай Гавриловский

МВФ раскритиковал инициативу внедрения революционного для Украины налога на выведенный капитал. Но правительство не отступает и попытается убедить фонд согласиться на изменение фискального законодательства

Ежегодно бизнес выводит из Украины $10–11 млрд. Это порядка 10% ВВП. Часто деньги покидают страну посредством не совсем легальных схем минимизации налогообложения. Большинство экономистов и инвестиционных банкиров уверены, что побороть схемы и активизировать вложения внутренних инвесторов поможет налог на выведенный капитал (НВК). По словам Татьяны Шевцовой, разработчика соответствующего законопроекта, партнера по аудиту аудиторской компании "Кроу Хорват Ей Сі Україна", налог уплачивается при выведении денег из бизнеса. Для налогообложения рассматриваются исключительно операции с неплательщиками НВК, операции же между плательщиками налогами не облагаются. Базой для НВК станет выплата дивидендов по решению собственника. Также налогообложению будут подлежать превышения лимитов по выплатам пассивных доходов (роялти, проценты); финансовая помощь и бесплатное предоставление имущества; инвестиции за границу (с зачетом в уменьшение налога при возврате); платеж за товары (услуги) на связанное физическое лицо-единоналожника, корректировка по трансфертному ценообразованию.

Откуда ноги растут

Разработка законопроекта о НВК началась еще в 2015 году правительством Арсения Яценюка. Практика НВК в мире непопулярна. В частности, подобные украинскому варианту налоги на выведенный капитал существуют в Эстонии и Грузии. Для этих стран фискальный прием сработал хорошо.

"В Эстонии похожая модель действует с 2000 года. Первичный спад поступлений в бюджет через три года восстановился, при этом существенно выросли инвестиции, что и было главной целью", — приводит пример Владимир Дубровский, старший экономист "CASE Украина", главный эксперт группы "Налоговая реформа" РПР.

Но остается риск, что в ближайшие годы после изменения системы налогообложения бюджет Украины недосчитается десятков миллиардов гривен. На начальном этапе разлет оценок впечатлял. В Государственной фискальной службе заявляют, что бюджет способен потерять около 80 млрд грн. "Это своего рода попытка скомпрометировать НВК, введение которого является обязательной частью реформы фискального ведомства", — поясняет Владимир Дубровский. По его словам, 80 млрд грн — это весь доход от налога на прибыль, заложенный в госбюджет.

Ежегодно бизнес выводит из Украины $10–11 млрд. Это порядка 10% ВВП

Министерство финансов Украины и Минэкономразвития и торговли совместно с экспертами сделали свой подсчет. По их оценкам, если в 2019 году налог на выведенный капитал введут (об этом с уверенностью на днях заявил министр финансов Александр Данилюк), то госбюджет потеряет около 25 млрд грн.

В то же время, по мнению Нины Южаниной, главы парламентского Комитета по вопросам налоговой политики, новая система налогообложения будет способствовать развитию малого и среднего бизнеса. "150 млрд грн в течение пяти лет — ожидаемый эффект для бюджета в результате замены налога на прибыль налогом на выведенный капитал", — считает народный депутат.

Скрытый потенциал

"Из собственной практики инвестиционного консалтинга могу сказать, что 90% предприятий имеют двойную бухгалтерию", — рассказывает Анатолий Амелин, директор экономических программ Института будущего. Изменение фискальной политики будет стимулировать бизнес переходить на прозрачную бухгалтерию, украинские компании станут более понятны инвесторам. По словам Амелина, отечественный рынок интересен китайским и американским инвесторам. Но их смущают высокие риски, включая административные и фискальные. Да и то, что внутренние инвесторы не очень активно вкладывают капитал в развитие собственного бизнеса, не способствует привлечению иностранного капитала в страну.

"НВК убирает необходимость прятать прибыль. Уходит потребность оптимизировать налоги, пользоваться серыми схемами. Это удешевляет бизнес компании, потому что такие схемы стоят денег", — говорит Амелин. Затраты на оптимизацию могут составлять от 3% оборота. Когда отчетность станет максимально прозрачной, можно будет рассчитывать на увеличение кредитного портфеля от банков на более выгодных условиях.

Кроме того, когда фискалы меньше времени будут тратить на проверки работы бизнеса, у них появится возможность заняться борьбой со схемами по уклонению от уплаты налогов. К примеру, такой механизм, как трансфертное ценообразование (когда экспортная цена товара ниже импортной цены на него), является одним из основных каналов вывода прибыли, а вместе с ней и капитала. Нормы, позволяющие это пресечь, в законодательстве есть, но работают плохо. "Налоговая крайне неэффективно контролирует такое ценообразование. Для этого нужны новые высококлассные специалисты. Их можно будет нанять вместо части инспекторов ГФС", — уверен Владимир Дубровский.

Эти меры гипотетически приведут к дополнительному росту ВВП на 1,5–2,5% в год. Дальше все будет зависеть от действий правительства. "Если случится упрощение регуляторного поля, промо страны для иностранных инвесторов, рост ВВП от новых инвестиций в Украину может составить 7–10% в год. В отдельные периоды 2003–2004 годов показатель доходил до 12%. Это производная от инвестиций", — поясняет Анатолий Амелин из Института будущего.

Обеими руками за

Среди тех, кто на 100% поддерживает обновление налоговой системы, компании с украинским капиталом. "При введении новой модели будет существовать исчерпывающей перечень операций, которые подпадают под налогообложение. От предпринимателя уже не будут требовать документального подтверждения каждого вида хозяйственной деятельности", — поясняет Екатерина Глазкова, исполнительный директор Союза украинских предпринимателей. По ее мнению, предприниматель сможет более эффективно заниматься подготовкой типовых документов для налоговиков, освобождать средства для вложений в развитие предприятий.

"Налог на выведенный капитал освобождает внутренние ресурсы предприятий для их развития. Нам нужно дать возможность и не вмешиваться в вопрос нашей доходности", — говорит Валерий Рыбас, генеральный директор одесской компании "ТК-Фурнитура". Предприниматель жалуется, что сегодня налоговым законодательством регламентированы даже такие вещи, как покупка автомобиля. "К примеру, купить автомобиль я могу только с прибыли, и никак иначе. Заправить автомобиль я тоже не могу за счет компании, даже если езжу по производственным делам", — жалуется Рыбас.

Приверженцы НВК уверены, что недовольны этим законом единичные компании. К таким игрокам рынка Тарас Козак, эксперт Реанимационного пакета реформ, относит три категории бизнеса. Первая — некоторые транснациональные компании, которые платят налог по низкой ставке. Для этого используются легальные офшорные схемы, трансфертное ценообразование, роялти, франшизы, а также специально завышенные проценты по кредитам от материнских компаний (по сути они являются дивидендами). Ко второй категории Козак относит консультантов, помогающих бизнесу минимизировать налоги. Третья категория — крупные компании, накопившие убытки. "За последние годы 1,5 трлн грн — накопленные убытки бизнеса. Большая часть из них — нарисованные", — поясняет Козак.

"Против нового налогообложения те, кто минимизирует налоги и кто консультирует минимизаторов. Их можно пересчитать по пальцам, это не весь бизнес", — добавляет Екатерина Глазкова. Единственной проблемой с НВК, по ее мнению, может стать неполное понимание, как налог будет работать. О повышении других сборов с бизнеса даже в случае потерь поступлений от налога на прибыль никто пока не говорит.

Стоп машина

Законопроект о переходе на НВК должен был попасть в парламент еще в конце 2017 года. Однако у бизнес-ассоциаций, объединяющих компании с иностранным капиталом, нововведение вызвало недовольство: не все игроки окажутся в равных условиях. "В одной компании, которая добросовестно платит и налог на прибыль, и инвестирует в страну, посчитали, что в течение года ей нужно будет заплатить 400 млн грн дополнительнo", — говорит Анна Деревянко, исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации. Кроме этого, бизнес беспокоит, что не существует точных расчетов относительно того, как правительство будет компенсировать дыру от недополученного налога на прибыль. "Хотим уверенности, что потери госбюджета, которые ожидаются в случае внедрения налога на выведенный капитал, не будут компенсировать путем увеличения налогов и сборов на оплату труда", — поясняет она.

Недоволен возможным изменением фискального законодательства и Андрей Гундер, президент Американской торговой палаты. "Для наших компаний, которые инвестируют в развитие Украины, макроэкономическая стабильность и уверенность в стойкости экономической ситуации в Украине является критически важной", — подчеркивает он. Чтобы сформировать четкую позицию относительно НВК, Американской торговой палате необходима "целостная и полная картина с точки зрения макроэкономических показателей, включая прогнозы по бюджету".

Эта риторика совпала с позицией МВФ относительно планируемых изменений в украинском налогообложении. Но украинские экономисты говорят, что экспертов Валютного фонда ввели в заблуждение, поскольку те анализировали информацию по недоработанному законопроекту. "У меня есть сомнение, что рабочая группа МВФ изучала сам текст закона. Скорее всего, она общалась с экспертами украинского рынка, которые были против налога на выведенный капитал", — комментирует ситуацию Тарас Козак. И добавляет, что многие расчеты поменялись, в документ внесли корректировки. Законопроект "подчищали" как эксперты, так и специалисты Администрации президента.

Осознанный риск

Даже с обновленным проектом закона подобная система налогообложения останется невыгодна транснациональным компаниям. Официально комментировать ситуацию их представители отказываются. Но на условиях анонимности говорят, что наиболее важная проблема для них — дискриминация капиталов. "Для иностранного инвестора нарушается конкуренция", — рассказал представитель одной из международных компаний Фокусу.

Елена Макеева, председатель Совета директоров аудиторской фирмы "Аксенова и партнеры", считает, что дискриминация кроется в "предохранителях" бюджетных потерь. "Ограничения касаются прежде всего выплат пассивных доходов нерезидентам. Например, выплата роялти более 4% чистого дохода станет считаться выплатой дивидендов и будет облагаться налогом по более высокой ставке налога на прибыль — 20%", — поясняет Макеева.

Кроме этого, по мнению Юрия Федчишина, эксперта по налоговой политике, изменение принципов налогообложения в одной стране может повлиять на общее международное налоговое планирование таких компаний. Еще одним риском для транснациональных гигантов может стать потеря накопленных в предыдущие периоды убытков (такой метод использует любой бизнес, чтобы сократить налог на прибыль: чем больше убытков, тем меньше налог).

И все же не стоит ожидать, что транснациональные компании начнут закрывать бизнес в Украине в случае внедрения НВК. Вряд ли они будут искать возможности обойти законодательство, снизив, к примеру, ставку роялти. Некоторые эксперты считают, что, скорее всего, они постараются вывести капитал через торговые операции (трансфертное ценообразование). Но новые правила игры могут сделать отношения между властью и международными инвесторами, уже работающими в Украине, куда более прохладными. "Не надо рассчитывать на лояльность иностранных партнеров, их помощь и по другим, в том числе политическим вопросам, по которым Украина очень часто обращается", — добавляет Елена Макеева.

Анна Деревянко предлагает не рубить с плеча и дать возможность бизнесу выбирать систему налогообложения: либо налог на выведенный капитал, либо налог на прибыль. По ее мнению, при наличии фундаментальных проблем, таких как неправосудная судебная система и коррупция, сложно говорить о притоке инвестиций и приросте ВВП даже при фискальных изменениях.