Украинский собственник польского меткомбината Huta Czestochowa нарвался на скандал с местными профсоюзами. Требования поляков, вероятно, придется удовлетворить. Но украинские олигархи уступать не намерены
Не успела утихнуть история с неожиданной отставкой Виталия Гайдука с должности секретаря СНБО, как за его политической неудачей последовал бизнес-скандал. Принадлежащая ему и Сергею Таруте корпорация Индустриальный союз Донбасса (ИСД) попала под "обстрел" польских профсоюзов. Собственник польского меткомбината Huta Czestochowa, корпорация ИСД, нарушает права работников и не выполняет кодекс законов о труде в Польше, уверен Марек Вуйцик, руководитель профсоюза "Солидарность" ченстоховского предприятия. Именно эта ячейка легендарного профсоюза выдвинула претензии к ИСД, якобы заручившись поддержкой других профсоюзов предприятия, хотя подвердить факт их участия в конфликте Фокусу не удалось.
— Все пять профсоюзов комбината письменно обратились к председателю правления и главе наблюдательного совета с тремя требованиями: повысить основную зарплату для всех работников на 300 злотых (около $107) с начала ІІ квартала 2007 г., выравнять уровень оплаты одинаковой работы и компенсировать переплаченные сотрудниками налоги, — сообщил пан Вуйцик.
Каждому по заслугам
Лидер "Солидарности" аргументирует требование повысить зарплату на 300 злотых ростом объемов выпуска продукции и соответственно прибыли меткомбината. Как утверждают в организации, в прошлом году Huta получила 200 млн. злотых ($71 млн.) чистого дохода, а уже в I квартале нынешнего — 90 млн. ($32 млн.) С момента приватизации производительность труда выросла на 39%. "Прибыль от этого идет лишь руководству, а сами работники имеют только индексацию в размере 1% от заработка, что покрывает потери от инфляции", — отмечает Марек Вуйцик. Но официального подтверждения этой информации нет. Кроме того, ИСД якобы не согласовало с профобъединениями повышение зарплат в некоторых подразделениях компании. В результате, утверждает профлидер, произошло разделение на "верхи" и "низы" — у 1800 человек, занимающих похожие должности, зарплата сильно отличается. По некоторым позициям разница достигает нескольких сот злотых.
Недовольна "Солидарность" и выплатами приватизационных бонусов, которые работники получили от инвестора при покупке предприятия в соответствии со стажем работы. ИСД выплатил эти бонусы из расчета 16 злотых за месяц работы на предприятиях, входящих в состав Huta Czestochowa. Но из-за того, что владелец предприятия не предоставил работникам всех необходимых для отчета в налоговой документов, с выплаченных сумм обладателям бонусов пришлось отдать больше налогов — по словам Вуйцика, не 19%, а 30%. "Многие лишились нескольких тысяч. Если вовремя не заплатить, налоговая начисляет большой штраф, а можно и в тюрьму попасть", — просит сочувствия пан Вуйцик. Теперь профсоюзы требуют, чтобы ИСД компенсировал работникам предприятия эти потери.
В принципе, требования выглядят вполне мотивированно: ведь на комбинате в Ченстохове зарплату с момента продажи ИСД не повышали. В то же время, по данным профсоюзов, на других польских предприятиях металлургии, которыми владеют иностранцы, зарплата регулярно растет. Например, американско-финские хозяева компании "Гута Заверче" повысили зарплату на 150-180 злотых ($53-64), на "Гуте Тарна-Варшава" — на 250 злотых ($89), на "плавильнях" Миттала оплата труда выросла более чем на 300 злотых. Как утверждают профсоюзные представители, если средняя зарплата на ченстоховской гуте на начало нынешнего года составляла 3620 ($1293) злотых, то на других — около 3700 злотых ($1321).
Справедливости ради стоит отметить, что даже "заниженная" зарплата на Hute Czestochowa значительно выше, чем на аналогичных предприятиях Украины. По подсчетам профсоюза металлургических компаний Украины, средняя зарплата в этой отрасли в I квартале нынешнего года составила 2423 грн./мес. ($477), на предприятиях черной металлургии несколько выше — 2658 грн./мес. ($524). При этом на украинских металлургических предприятиях, как рассказал Фокусу глава Конфедерации независимых профсоюзов Украины и нардеп (БЮТ) Михаил Волынец, попытки наладить работу независимых профсоюзов сопровождались угрозой для жизни тех, кто это пытался делать. "На предприятиях есть официальные профсоюзы, которые работают так же, как и 15 лет назад. Поэтому у нас никто и не отстаивает позиции работников, как это делают в той же Польше", — уверен г-н Волынец.
Когда номер готовился к печати, профсоюзы все еще ждали от руководства письменного ответа, который должен обязательно последовать, согласно польскому законодательству. Прибегать к открытым формам протеста активисты пока не собираются, надеясь, что все дискуссии окончатся принятием определенного решения.
— У нас такая философия: собственник и профсоюзы имеют общий интерес — и те, и другие хотят денег. Просто всегда нужно уважать другую сторону и любой ценой договариваться, — объяснил позицию своих единомышленников Марек Вуйцик.
По его словам, этот подход много лет себя оправдывал, теперь он должен сработать и в случае с украинским собственником.
Соцпакет "все учтено"
Достичь компромисса, судя по всему, будет непросто. "Я уже устал объяснять — там идут профсоюзные разборки за лидерство, когда делаются ничем не обоснованные заявления, чтобы нравиться людям", — прокомментировал Фокусу ситуацию на меткомбинате вице-президент консорциума "Индустриальная группа" (управляющая активами ИСД) Александр Пилипенко, который является и заместителем главы наблюдательного совета Huta Czestochowa.
При этом он напоминает, что ИСД реализует на предприятии 10-летний социальный пакет стоимостью 810 млн. злотых (около $289,3 млн.), который стал одним из условий для заключения сделки. "Там все учтено — сохранение рабочей массы, социальные гарантии. В рамках соцпакета мы все выполняем, и никаких претензий к нам нет. Кстати, в соцпакете участие в прибыли не прописано", — отметил Александр Пилипенко. Что касается повышения зарплаты, то тут украинский собственник готов идти навстречу, но только в обмен на отказ профсоюзов от неприкосновенности количества работающих.
— А по поводу приватизационных бонусов — мы их выплатили, так почему мы еще и налоги за кого-то должны платить? Это называется "как мед, так и ложкой", — возмущен г-н Пилипенко.
Решить же проблемы с налогами, по его словам, предлагалось с помощью юристов, которые, конечно, небесплатно защищали бы интересы работников Huta Czestochowa. Но результаты ИСД уже бы не гарантировала.
Таким образом, каждый пока остается при своих интересах. На вопрос, как ситуация может развиваться дальше, г-н Пилипенко ответил коротко: "Никак".
Откуда ветер
В отличие от Украины и большинства постсоветских стран, где у крупного бизнеса "карманные" профсоюзы, в Европе такие организации обладают куда большими правами и могут реально их отстаивать.
Профсоюзы сыграли ключевую роль в выборе стратегического инвестора для Huta Czestochowa. "Солидарность" во многом способствовала тому, что первый шанс купить в 2004 г. предприятие получила компания Лакшми Миттала LNM. Другое дело, что LNM тогда не нашла общего языка с другими профсоюзами этого предприятия. А уже со второй попытки требование польских профсоюзов в результате многочасовой дискуссии удовлетворил ИСД. Тогда этот договор назвали наилучшим в Польше. А теперь именно у "Солидарности" появились подозрения, что он выполняется неполностью.
По последним сообщениям польских СМИ, в нынешнем конфликте украинский инвестор, кажется, вновь решил прислушаться к профсоюзам, предложив увеличить размер ежемесячных премий. Это предложение уже поддержали два небольших профобъединения, которые с самого начала были лояльны к ИСД. Но "Солидарность" пока настаивает на своем — мол, премия это не зарплата, ее может и вообще не быть. Представители администрации предприятия полагают, что "Солидарность" хочет удовлетворения всех оглашенных требований сразу, поэтому не принимает предложенных условий. И уже кажется, что страсти на Huta Czestochowa могут подогреваться конкурентами, интересы которых представляет "Солидарность". Но эксперты придерживаются другого мнения. "Я не думаю, что за этой историей стоит какой-нибудь конкурент, тем более Миттал — у ИСД с ним нет противоречий", — отметил в разговоре с Фокусом глава департамента по вопросам металлургического комплекса центра "Зовнішінформ" Владимир Пиковский. Он полагает, что тут имеет место исключительно активность польских профсоюзов. "ИСД так себя позиционирует, что у него нет врагов. Но и друзей — тоже", — подчеркнул г-н Пиковский.
С другой стороны, появление в информационном пространстве этой истории именно сейчас, может означать, что профсоюзы почувствовали себя увереннее, после того как один из ключевых представителей ИСД потерял должность во властных структурах. Но менеджер ИСД Александр Пилипенко категорически отрицает связь между этими двумя событиями. Президент центра социальных исследований "София" Андрей Ермолаев также уверен, что после отставки Гайдука сегодня серьезных рисков для бизнеса ИСД нет. Ведь, несмотря на то, что крупный капитал оказался по разные стороны политических баррикад, коммуникации сохраняются. "Думаю, почвы для каких-то больших проблем, а уж тем более для угроз бизнесу, не существует", — сказал г-н Ермолаев.
Но договариваться с поляками все-таки придется. "Солидарность" обратилась в местное бюро Польской инспекции по охране труда — они надеются, что государственные органы пришлют посредника для урегулирования спора.