Чувство вина. Как побитая градом плантация виноградников превратилась в преуспевающую компанию
Как благодаря Укргазбанку побитая градом плантация виноградных саженцев превратилась в преуспевающую компанию и диверсифицировала бизнес
Виктор Димчев всегда следит за погодой. Он не метеоролог, но внимательное наблюдение за атмосферными явлениями — профессиональная привычка, от которой зависит его бизнес. "Я никогда не забуду 2015 год. Тогда сильный град за 20 минут уничтожил примерно 90% прибыли компании", — вспоминает он. С 2011-го Димчев руководит хозяйством "Придунайский", которое выращивает саженцы виноградной лозы.
"Придунайский" находится неподалеку от городка Рени в Одесской области. Предприятие основали в середине прошлого века. С тех пор компанией руководил отец Виктора Димчева — Иван, винодел с 30-летним стажем. В первые годы независимости Украины, когда из-за падения спроса на натуральные вина площадь виноградников в стране сократилась почти на 60%, Димчеву-старшему удалось удержать компанию на плаву. Стоило это немалых усилий, ведь даже во времена антиалкогольной кампании Горбачева в 1985–1989 годах сокращение виноградников в Украине составило не более 20%.
А справиться с кризисом 2008 года Иван Димчев уже не смог. Удобрения компания покупала за границей, так что бизнес "Придунайского" был подвязан к курсу доллара. Кроме того, финансовая нестабильность ударила по клиентам. "Мы часто продавали саженцы с отсрочкой платежа, — вспоминает Виктор Димчев. — Из-за кризиса некоторые клиенты обанкротились, другие долго не могли рассчитаться". В итоге предприятие оказалось на грани банкротства. Ситуацию осложнило одесское наводнение 2010 года, в результате которого многие виноделы закрыли свой бизнес. По словам Димчева, в те годы приходилось вести сразу два финоборота — текущий и затраты, связанные с винными банкротами. Проблемы с бизнесом ударили по здоровью Димчева-старшего. В тот момент сын понял, что пришло время взять бразды правления компанией в свои руки.
Под заказ
Управлять "Придунайским" Виктор Димчев начал в 2011 году, когда оборот компании составлял примерно $1 млн. Кроме общих проблем на винодельческом рынке, бизнесмен столкнулся с раздутым штатом сотрудников — 130 человек, большинство из которых проработали на предприятии более 30 лет и были предпенсионного возраста. После сокращения персонала и омоложения штата Димчев полностью изменил подход к бизнесу.
По его словам, большинство предпринимателей, решивших заняться продажей саженцев виноградной лозы, ориентировались на программу госдотаций на развитие виноградарства. Но в реальности получить госпомощь оказалось не так просто, как обещали чиновники. Поэтому на рынке виноградных саженцев выжило лишь несколько игроков. Если в начале двухтысячных, когда программа господдержки стартовала, в Украине работало более 60 компаний, выращивающих лозу, то к 2010-му их осталось около десятка. А сегодня и вовсе работают лишь две компании, у которых есть собственные маточники. Дотаций со стороны государства они практически не получают.
Еще одна причина сокращения количества производителей виноградной лозы — сложность ведения бизнеса и длительный возврат инвестиций. "После закладки маточников нужно ждать четыре года, и только на пятый начинаешь продавать саженцы, — объясняет Димчев. — А через 15 лет маточники нужно закладывать по новой. Это игра вдолгую, мало кто может пройти столь длинный путь".
Начиная с 2011 года, бизнесмен работает только по предварительному заказу. "Безответственно сажать то, что не сможешь продать", — рассуждает он, добавляя, что бизнесы, которые пользовались логикой "произведем, а потом продадим", обанкротились. На предприятии взялись также за диверсификацию рисков. Например, стали отказываться от заказов, в случае которых один клиент создает более 20% выручки "Придунайского". "Да, клиент может просить много, но через полгода вдруг откажется от заказа, и что тогда? — рассуждает Димчев. — Остаться с товаром и без денег не хочется". Дело в том, что закладка 1 га виноградника обходится примерно в $10 тыс. К тому же подготовка почвы к высадке саженцев начинается за полгода, и перепродать не выкупленные саженцы очень сложно. Поэтому бизнесмен ищет надежных и платежеспособных клиентов. "Наша цель — не продать, а найти партнера, который профинансирует закладку саженцев", — говорит он.
Новые горизонты
Одна из главных причин, позволяющая компании выстоять в кризис, — качество саженцев. Заграничные сорта лозы, которые любят высаживать украинские виноградари, зачастую не выдерживают испытание переменчивым украинским климатом. Чтобы добиться хорошей выживаемости посадок, предприниматель сотрудничает с Институтом виноделия им. Таирова, а также самостоятельно занимается селекцией: скрещивает средиземноморские сорта с украинскими. Кроме того, привитую лозу в "Придунайском" проращивают в торфе, который завозят из Ивано-Франковска. Благодаря этому кусты насыщаются влагой лучше, чем когда их проращивают в опилках, как в Европе. В итоге более 20 отечественных производителей вина покупают саженцы именно у Димчева.
Впрочем, украинский рынок виноделия ограничен. "Я не могу регулярно продавать большие партии саженцев из-за того, что наши клиенты закладывают новые виноградники не каждый год", — говорит Димчев. Возник вопрос: как нарастить объемы производства? У предпринимателя было две идеи: засадить саженцами всю страну или выйти на новые рынки. "Конечно, мы выбрали второе", — шутит глава "Придунайского". Теперь Димчев продает саженцы в Грузию и Молдову. До начала войны также торговал с Россией. Процент экспорта в структуре доходов "Придунайского" растет. Сегодня это порядка 30%. В планах — 70–80%.
Война с обстоятельствами
Одна из главных причин, позволяющая компании выстоять в кризис, — качество саженцев
Самым сложным годом в работе предприятия стал 2015-й, когда град уничтожил саженцы на сумму почти 10 млн грн. Чтобы минимизировать потери от непредвиденных рисков, Виктор Димчев решил, что нужно продавать не только лозу, но и виноград. В год средний урожай с плантаций "Придунайского" составляет 250 т. Главные покупатели — виноделы-любители. "Сейчас мы снова начинаем расти, выходим на оборот, сопоставимый с докризисными временами", — рассказывает Димчев.
Закрепить успехи ему помог кредит от Укргазбанка. В 2017 году он выделил "Придунайскому" 2 млн грн финансирования на пополнение оборотных средств. "Это единственный банк, который качественно проанализировал наш отчет, увидев, что кроме определенных трудностей у нас есть большие перспективы для роста", — делится предприниматель.
Также за деньги Укргазбанка бизнесмен приобрел специализированную технику для работы с виноградом, использование которой помогает экономить. В этом году компания Виктора Димчева получила еще один кредит. На этот раз 3,3 млн грн. В планах предпринимателя — создать собственный винный завод. Правда, говорить об этом он не любит, памятуя, что в его деле стихия способна в два счета спутать карты.