$2 тысячи и собственные знания стали первыми инвестициями бывших сотрудников Института кибернетики в бизнес, который сегодня приносит им огромные прибыли
– Я навожу курсор на здание и замеряю его параметры: четыре точки – углы, и две точки – уровень земли и высота. И так каждое здание, – комментирует свою работу фотограмметрист (специалист по расшифровке спутниковых снимков) Александра Гарпенич.
Перед ней двойной монитор – на каждом экране синхронно появляется снимок Тегерана, сделанный из космоса. Кажется, что между картинками на экранах нет никакой разницы. Но на самом деле снимок города сделан под разными углами. Благодаря отражателю, установленному между мониторами, картинки накладываются друг на друга. Фотограмметрист работает в стереоочках и видит Тегеран трехмерным. Это и позволяет ей фиксировать параметры домов. То, что делает Александра, лишь небольшой этап превращения космического снимка в высокоточную карту. Оцифровка всего Тегерана займет не менее трех месяцев. В этом городе на квадратный километр приходится полторы тысячи зданий, а это вдвое больше нормы.
– Наша карта будет участвовать в тендере. И если мы выиграем, то получим заказ на 200–300 тысяч долларов, – объясняет Фокусу Владимир Колинько, директор компании "Визиком".
Украинским потребителям эта компания больше известна картами для GPS-навигаторов. Однако основные заработки "Визикома" сегодня – составление сложных и подробных виртуальных карт для зарубежных заказчиков.
Умное вложение
В конце 80-х кандидат физико-математических наук Колинько и не предполагал, что когда-нибудь может стать бизнесменом. Молодой советский ученый работал над созданием баз данных в Институте кибернетики. Научная тематика казалась перспективной. Но тут грянул развал большой советской страны. И во времена, когда на науку махнули рукой, около десятка молодых специалистов во главе с Колинько объединились в фирму "Визиком". Для открытия предприятия потребовалось всего пара тысяч долларов.
– Когда мы начинали, нашим ноу-хау было создание цифровых картографических баз данных и геоинформационных систем, – вспоминает Владимир. – Мы фактически скрестили базы данных с картографией. На карты с традиционными объектами накладывали интересующую заказчика информацию – рестораны, бары, заправки.
Новорожденное предприятие рассчитывало на заказы коммунальных служб. Предполагалось, что городу могут потребоваться карты прокладки коммуникаций, телефонных линий, электропроводов, карты свалок и так далее. Но ожидание таких заказов оказалось бесплодным. "Визиком" еле сводил концы с концами. Один за другим фирму покинула половина ученых-энтузиастов.
– Чтобы сохранить оставшийся коллектив, мы несколько лет занимались продажей банковского оборудования. Еще у нас было небольшое производство ролетов и жалюзи, – вспоминает директор о тех временах.
Звездный час для "Визикома" наступил в 1998 году, когда в стране активно начала развиваться мобильная связь. Телекоммуникационным компаниям потребовались карты, по которым можно было просчитать оптимальное покрытие мобильной сети.
– В то время такие карты производили англичане и французы, – рассказывает Владимир. – Но у нас было ощутимое преимущество – уникальные программы для математических расчетов и обработки информации.
Благодаря научному потенциалу всего за несколько лет "Визиком" стал крупнейшим поставщиком цифровых карт для всех операторов мобильной связи, работающих на украинском рынке. Визикомовцы, как разведчики, выясняли, где какие мобильные операторы начинают свою деятельность, что предлагают конкуренты и как можно доказать, что они лучше. В итоге в Украине доля "Визикома" в этой сфере оценивается в 80%.
Среди их заказчиков операторы из Казахстана, России, Белоруссии, Грузии, Азербайджана, Турции, Норвегии, Израиля и Монголии.
– В общей сложности за эти годы удалось поработать с операторами из двух десятков стран, – говорит г-н Колинько.
Космические цены