Разделы
Материалы

Яблочный пас. Кто спасет украинских садоводов от рекордного урожая

Виталий Кравченко
Фото: Getty Images

Из-за нехватки мощностей  для хранения и переработки яблок украинские садоводы оказались в трудном положении. За килограмм самых популярных в Украине фруктов на крупном опте сейчас предлагают около 3 грн. Зимой цена будет расти со скоростью 2 грн за кг в месяц, но к этому моменту на рынке останутся далеко не все игроки

Урожай яблок, сопоставимый с тем, который Украина собрала в этом году, бывает раз в 12 лет. Садоводы не зря ориентируются на восточный календарь и уже давно заметили, что раз за двенадцатилетний цикл фрукты и ягоды плодоносят с невиданной щедростью. В 2018-м рекордные или близкие к рекордным результаты показывает производство практически всех категорий плодово-ягодной продукции — винограда, других фруктов, орехов, ягод. Но если в большинстве случаев хороший урожай — повод для радости, то для производителей яблок рекорд обернулся финансовой катастрофой.

В этом году на украинский рынок поступило свыше 1,3 млн т яблок. Цифра не окончательная, так как часть урожая еще на деревьях и, судя по текущей конъюнктуре, имеет высокие шансы так на ветках и остаться. Для пересечения точки безубыточности достаточно урожайности на уровне 50 т с га, но в этом году реальные показатели доходят и до 70–80 т.

Отметим, что рекордный урожай не был неожиданностью. Профильная Украинская плодоовощная ассоциация еще в марте прогнозировала, что валовой сбор яблок увеличится минимум на 15% благодаря поздней весне, снизившей вероятность майских заморозков, от которых традиционно страдают фруктовые деревья. Май 2018-го оказался самым теплым за всю историю метеорологических наблюдений, а деревья благодаря стабильной погоде зимой вошли в период плодоношения сильными и неповрежденными.

"На рынке яблок Украины следует ожидать резкого снижения цен. При этом качественные яблоки на внутреннем рынке будут продаваться на 30–50% дешевле, чем в предыдущем сезоне", — отмечали в ассоциации. Этот нерадостный прогноз тоже, к сожалению, сбылся.

Ценопад

Себестоимость одной только уборки яблок, в основном формируемая за счет затрат на ГСМ для заправки автомобилей, которые едут между рядами деревьев в саду, составляет в среднем по стране 85 коп. за килограмм яблок. С учетом расходов на обработку деревьев от вредителей, материалов, заработных плат себестоимость составляет около 3 грн за кг.

Цены, по которым садоводы имеют шанс сбыть продукцию, находятся приблизительно на том же уровне или даже ниже.

Парадоксально, но выбор, кому продать, у производителей яблок относительно широк: это прямые потребители — граждане (при посредничестве торговых сетей и товарных рынков), экспортеры и внутренние промышленные переработчики. Плохая новость в том, что в нынешнем сезоне все они оказались одинаково несостоятельными.

Цены на десертные яблоки для прямого потребления, которые реализуются на рынках и в торговых сетях, из-за затоваривания почти в два раза ниже, чем на эту дату годом ранее. При хорошем раскладе за килограмм на опте можно выручить 5–6 грн, максимум до 10 грн, однако базовые цены в садоводческих областях, где предложение яблок традиционно самое высокое, составляют около 3 грн за кг. Для сравнения: годом ранее садоводы легко получали за свою продукцию около 20 грн за кг. В довершение всего погода сдвинула производственные циклы и одновременно с яблоками на рынок вышли другие популярные фрукты — сливы, персики, виноград. "На этом фоне яблоки были в наименее выигрышном положении", — отмечает Дмитрий Крошка, глава Ассоциации "Укрсадпром".

Второй канал сбыта — промышленные предприятия, перерабатывающие яблоки в концентрат, который затем экспортируется. Закупочные цены тут существенно ниже (около 1 грн за кг), однако и объем спроса в разы превышает потребительский сегмент, а также отсутствуют высокие органолептические стандарты, применяемые к десертному яблоку. Но переработчики и сами заложники неблагоприятной рыночной конъюнктуры и стагнации рынка концентрата. По данным ФАО, за пять лет — с 2011-го по 2017 год объем мирового рынка сократился на 25%, а цены обвалились почти на 40%. При этом украинские переработчики имеют долгосрочные внешние контракты и не могут бесконтрольно наращивать производство, не подкрепленное спросом. Тем не менее за прошлый год из Украины было экспортировано концентрата на $46 млн.

И, наконец, третий вариант — прямой экспорт яблок. Уже несколько лет основной покупатель украинских яблок — Беларусь, и, судя по несопоставимым объемам закупок и емкости внутреннего рынка, скорее всего, имеет место реэкспорт в третьи страны, в первую очередь Российскую Федерацию.

В этом сезоне экспорт рекорд­но активизировался, однако все еще слишком мал, чтобы полноценно разгрузить внутренний рынок, несмотря на ускоряющиеся темпы. За первое полугодие экспортировано в четыре раза больше яблок, чем за первую половину 2017-го, — 24 тыс. т на $8,2 млн, за 9 месяцев экспорт вырос на 304%, составив в стоимостном выражении $9,9 млн. Однако возможности Беларуси ограничены, в первую очередь в финансовом плане. Что касается рынка Евросоюза, где цены значительно выше, то европейские страны и сами собрали близкий к рекордному урожай яблок.

Антон Рубан, директор "Дельтафрут", говорит, что часть урожая яблок заложил на сохранение в надежде получить за них в будущем хотя бы 4 грн за кг, сдал на переработку около 80% урожая, а оставшийся объем пытается реализовать на рынке.

"Производство и переработка собственного яблока в сидр или на сушку требуют времени. Нужно купить оборудование. Надо иметь помещение, подключиться к энергосетям. Это довольно длинные деньги, и, к сожалению, на многих предприятиях нет таких финансовых ресурсов. Я уже не говорю о кадрах, технологах для того, чтобы это делать. А взять кредит в наших реалиях невозможно, так как очень высокие процентные ставки банка и надо дать в три раза больше ликвидного имущества в залог", — отмечает он.

По мнению Рубана, глобально исправить ситуацию может снижение НДС для садоводов до европейского уровня, а также правительственная программа, которая будет учитывать потребности внешних рынков. "Сады, которые были заложены в 2011–2013 годах, ориентировались на рынок РФ, а сейчас, если выходить на экспорт, сортовой состав ограничен. Например, Индию интересуют лишь красные яблоки, а Европу только яблоки экстра-класса, а их в любом хозяйстве даже при интенсивном производстве в лучшем случае будет не более 30–40% от вала", — поясняет он.

Сливки снимает заграница

Цены на яблоки начинают неуклонно повышаться с декабря, прибавляя до 2 грн за кг в месяц. Этот процесс продолжается до поступления на рынок нового урожая. В зимние месяцы ценовой порог на десертное яблоко стартует от 50 грн. Но, к сожалению, все сливки снимают зарубежные производители — украинский запас к этому моменту в основном, как правило, исчерпан.

До конца ноября появится возможность компенсировать не менее 50% стоимости хранилищ фруктов, введенных в эксплуатацию в этом году

По оценкам Ассоциации "Укрсадпром", в Украине фруктохранилища рассчитаны всего на 270 тыс. т, это в пять раз меньше, чем нужно в этом году. Для такого дисбаланса есть несколько причин. Себестоимость фруктохранилища стартует от $1 тыс. за тонну хранения — непомерные затраты для небольших садоводов. Еще один сдерживающий фактор — никто не хочет инвестировать большие средства в мощности по хранению, которые могут пригодиться раз в 12 лет на пике урожая. К объединению в кооперативы, которые позволили бы раскинуть затраты на всех его членов, украинские аграрии не слишком тяготеют, как бы ни старалось правительство убедить их в обратном, запуская специальные программы господдержки, направленные на кооперацию.

В этом году на поддержку садоводства, хмелеводства и ягодничества в бюджете заложено 300 млн грн. Две трети этой суммы уже потрачены на компенсацию 70% стоимости саженцев при закладке новых садов и виноградников. Оставшиеся 100 млн пойдут на спасение производителей яблок от рекордного урожая. Предполагается, что до конца ноября появится возможность компенсировать не менее 50% стоимости хранилищ фруктов, введенных в эксплуатацию в этом году. Таким образом, джекпот сорвут те садоводы, которые и так собирались строить фруктохранилища и которые под елку получат неожиданный подарок в виде возврата до половины своих затрат (насколько известно, это несколько десятков фермеров средней руки, так как крупные агропромышленные компании, задействованные в садоводстве, обзавелись собственными мощностями по хранению намного раньше). Для остальных останется возможность заняться созданием необходимой инфраструктуры для выживания в условиях рекордного урожая уже в следующем году. Правда, как говорят опытные садоводы, повторения рекорда придется ждать 12 лет.

Инфографика: Леонид Лукашенко