Разделы
Материалы

От заката до рассвета. Почему госбюджет приняли под покровом ночи и что из этого вышло

Мария Бабенко
Фото: Николай Лазаренко / пресс-служба президента

Как принимая бюджет на 2019 год власть удовлетворила требования МВФ, не забыла о своих интересах и вместе с тем обеспечила относительную экономическую стабильность на ближайшее будущее, рассказывает Фокус

Утром 23 ноября Украина проснулась с новым бюджетом. Депутаты проголосовали за главную финансовую смету страны на рассвете, после многочасовых ночных бдений в стенах парламента.

Ранним бюджет 2019 года можно назвать не только из-за принятия в утренние часы. Ведь после многолетней порочной практики голосования "под елочку" или уже после Нового Года рассмотрение бюджета во втором чтение в ноябре не может не радовать само по себе. Для Украины это рекорд.

Пока документ не подписан президентом и не обнародован, точные показатели анализировать рано. Поэтому Фокус попытался найти ответ на вопрос, почему депутаты так торопились, какие свои "хотелки" протащили в бюджет, и как с этим всем страна будет жить в новом 2019 году

Куда спешили

Бюджет 2019 года хоть и приняли рано, но проголосовали за него, как обычно, в авральном порядке. Словно прокрастинатор (человек, с болезненной привычкой откладывать важные дела) государство затянуло работу над бюджетом до последнего момента. Вот только временем "Ч" на этот раз оказался отнюдь не Новый Год.

"Бюджет торопились принять, поскольку от того, как быстро его вместе с другими документами отдадут на рассмотрение МВФ, зависит получение согласия совета директоров фонда на транш в этом году, – объясняет Мария Репко, заместитель исполнительного директора Центра экономической стратегии. – В США декабрь заполнен праздниками, а заседаний совета не так много, отсюда и спешка".

Цена вопроса – $3,9 млрд, которые Украина должна получить в рамках нового соглашения с МВФ в течение последующих 14 месяцев. Ведь до принятия бюджета МВФ попросту отказывался рассматривать украинский вопрос.

"Голосование бюджета в парламенте – сложный, многочасовой процесс, который лучше не прерывать, – объясняет необходимость круглосуточной работы над бюджетом аналитик инвесткомпании Concorde Capital Евгения Ахтырко. – Поэтому обычно получается, что для принятия документа работают всю ночь и финальное голосование происходит под утро следующего дня".

"Это пародия на демократию и на принципы государственного управления в рыночной экономике. Ни в одной цивилизованной стране бюджеты так не принимают"

Однако у некоторых опрошенных Фокусом экспертов ночные посиделки парламентариев оставили неприятный осадок. "Нагнетание истерии, давление на депутатов, снижающее уровень критического мышления и адекватности принимаемых государственных решений, а также создание завесы кулуарности, благоприятствующей избеганию общественного контроля – стандартная практика последних лет, – возмущается эксперт группы "Налоговая и бюджетная реформа Реанимационного пакета реформ" Вячеслав Черкашин. – О качестве говорить вообще не приходиться, депутату даже бегло прочитать менее чем за 10-12 часов до тысячи страниц текста законопроекта попросту невозможно". С точки зрения собеседника Фокуса принятие бюджета 2019 – не более чем очередной пример низкого качества работы государственной машины.

"Это пародия на демократию и на принципы государственного управления в рыночной экономике, – делится впечатлениями Владимир Сиденко, научный консультант по экономическим вопросам Центра Разумкова. – Ни в одной цивилизованной стране бюджеты так не принимают. И эта моя общая оценка не зависит от того, одобрит ли все это МВФ и Запад в целом или нет".

Угодили МВФ

Эксперты сходятся во мнении, что госбюджет 2019 более или менее соответствует критериям МВФ, ради которого депутаты так торопились. Следовательно, с большой долей вероятности до конца года можно ожидать положительное решение от фонда относительно старта новой программы финансирования. Для Украины это означает отсутствие экономических потрясений и относительно стабильный курс нацвалюты в новом году.

"В принятый бюджет заложено приемлемое значение дефицита, однако ожидания по доходам, я считаю, крайне оптимистичными", – комментирует Виктор Шулик, директор департамента рыночных исследований рейтингового агентства IBI-Rating. Вместе с тем он считает, что у Украины с таким бюджетом есть шанс сохранить сотрудничество с МВФ, хоть фонд исторически не кредитовал страны перед выборами.

Егор Киян, эксперт по экономическим вопросам Международного центра перспективных исследований также отмечает, что требование по уровню дефицита бюджета (90 млрд грн или 2,3% ВВП) формально выполнено. Однако, по оценке Кияна, бюджет был пересмотрен по доходам и расходам на 18 млрд грн в сторону "перебалансировки" затрат на социальную сферу.

"Доходы и затраты между чтениями выросли, но не настолько значительно, – продолжает Мария Репко. – Если в следующем году удастся так же дисциплинированно установить и соблюдать "потолки" по затратам основных распорядителей бюджетных средств – можем считать, что мы сделали шаг к установлению цивилизованного и так необходимого Украине бюджетного планирования".

И о себе не забыли

Сбалансированный на, первый взгляд, бюджет, скрывает главный призрак, который витает над украинской экономикой весь 2018 год – предстоящие выборы

За формальной сбалансированностью бюджета, который вполне может устроить МВФ, скрываются удовлетворенные интересы многих центров влияния – так называемые "хотелки".

Вячеслав Черкашин оценивает компромисс с "хотелками" разных центров влияния в 19 млрд грн. В частности, эксперт указывает на рост расходов на силовые ведомства, оплату деньгами налогоплательщиков электорально-полезного функционирования фонда Президента, которому выделили 1 млрд грн, и увеличение финансирования парламента на 207 млн грн в предвыборный год.

Мария Репко, кроме вышеупомянутого бюджетного миллиарда на президентский фонд, отметила рост затрат Министерства молодежи и спорта на региональные проекты. "Все это имеет признаки "гречки" – средства налогоплательщиков потратят, чтобы кто-то смог перерезать красную ленточку или написать свое имя на детской площадке", – рассуждает собеседница Фокуса.

В свою очередь Виктор Шулик отмечает значительные расходы по отдельным инфраструктурным статьям, что можно расценивать как элемент предвыборной гонки и наиболее простой способ освоить ресурсы.

В законе о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по улучшению администрирования и пересмотра ставок отдельных налогов и сборов, который приняли вместе с бюджетом, опрошенные Фокусом эксперты также нашли целый ряд положений, выгодных тем или иным секторам экономики.

"Норма о том, что к долевому участию в развитии инфраструктуры населенного пункта не привлекаются заказчики строительства объектов сельскохозяйственного назначения выгодна агрохолдингам – они смогут уменьшить себестоимость возведения элеваторов или свиноферм", – приводит пример ведущий аналитик BRDO Игорь Лавриненко. Также, по его наблюдениям, разрешение размещать на землях для промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и т. п. объекты альтернативной энергетики выгодна бизнесменам, которые работают в этой сфере.

В итоге, сбалансированный, на первый взгляд, бюджет скрывает главный призрак, который витает над украинской экономикой весь 2018 год – предстоящие выборы.