Разделы
Материалы

Слишком мало, слишком поздно. Что думают о национальном фонде стартапов участники рынка

Мария Бабенко
Фото: pxhere.com

Фокус выяснил, куда пойдут 50 млн грн, которые госбюджет 2019 года выделяет на стартапы и почему подобная господдержка может раствориться, как капля в море

В проекте госбюджета на 2019 год в списке расходов Министерства финансов Украины затерялась скромная сумма в 50 млн грн, которая выделяются на некий Фонд развития инноваций. Из этих средств около 4,2 млн грн пойдут на оплату труда, около 44,6 млн — на так называемые расходы развития.

За этой незаметной строкой в главной финансовой смете страны скрывается инициатива, которая бурно обсуждается в Украине уже не первый год. Речь идет о государственной программе поддержки стартапов.

В бюджете отражено рабочее название проекта. Как стало известно из СМИ, новая структура называется "Украинский национальный фонд стартапов" (Ukrainian National Startup Fund, или UNSF). Координатором инициативы станет Дебора Фейрлам, которая ранее уже запускала проект UkraineInvest — офис привлечения инвестиций при Кабинете министров. При этом ответственность за создание фонда возлагается на Оксану Маркарову — и. о. главы Минфина.

Как рассказала Дебра Фейрлам в своих нескольких интервью СМИ, новосозданный UNSF начнет выдавать стартапам украинского происхождения гранты от $25 тыс. до $75 тыс. Деньги будут предоставляться на безвозвратной основе без обмена на долю в компании, как это обычно происходит в случае привлечения венчурного инвестора.

Наиболее интересными для UNSF будут стартапы украинского происхождения в сфере агротеха, финтеха, медицины и биотехнологий, кибербезопасности, энергетики, интернета вещей, искусственного интеллекта, больших данных и блокчейн.

Фонд, да не тот

Представители венчурного бизнеса и сферы высоких технологий, которых опросил Фокус, заранее знали о планах правительства относительно поддержки стартапов и в той или иной мере участвовали в предварительных консультациях.

"Государственные деятели в последний год активизировались, — делится наблюдениями основатель студии стартапов Concepter Влад Тисленко. — Только у меня было с десяток разных встреч, инициированных чиновниками".

Вместо реализации предложенной операторами рынка концепции фонда фондов предпочли выделить из бюджета 50 млн грн (около $1,8 млн) на гранты для стартаперов

Как отмечает Степан Веселовский, гендиректор Львовского ІТ Кластера, о создании Государственного фонда стартапов было всем известно заранее — правительство активно консультировалось с представителями отраслевых организаций, провело несколько встреч с премьер-министром.

Впрочем, как бы сегодня не старались чиновники записать создание фонда стартапов в свой актив, изначально инициатива исходила от IT-сообщества. А правительство наконец решилось перейти к конкретике после нескольких лет бесплодных разговоров. Не исключено, что некое ускорение чиновникам придало приближение выборов в Украине.

"Вопрос (о государственной программе поддержки стартапов. — Фокус) изначально инициировали эксперты отрасли, — говорит Артем Афян, адвокат, управляющий партнер АО Juscutum. — Правда, не все, кто стоял у истоков, оказались вовлеченными в конечный процесс реализации, и поэтому сложно сказать, насколько первоначальные задумки отличаются от действительности".

Афян вспоминает, как в 2014 году много говорили об израильском опыте и о возможном влиянии фонда стартапов на оборонную отрасль. Но тогда еще мало кто верил, что такой фонд действительно будет создан, а скептики высказывали опасения, что в Украине практически любое распоряжение бюджетными деньгами не проходит гладко.

То, что по прошествии более четырех лет наконец предложило правительство, к удивлению операторов рынка, заметно отличается от концепции, которая обсуждалась ими с представителями власти. "Изначально идея состояла в создании правительством фонда фондов, который будет выделять определенную долю другим венчурным фондам на условиях государственно-частного партнерства, — говорит основательница и управляющий партнер венчурного фонда TA Ventures Виктория Тигипко. — Например, фонд аккумулирует 100 млн, из которых 10–20 млн дает государство, а остальное — частные инвесторы".

В обсуждении концепции будущего фонда стартапов со стороны рынка особенно активно участвовала Украинская ассоциация венчурного и частного капитала (UVCA), которая объединяет ведущих венчурных инвесторов. "Еще в июле на встрече UVCA с премьер-министром Владимиром Гройсманом мы подавали предложение о создании фонда фондов, который будет на конкурсной основе инвестировать в присутствующие на рынке и новые венчурные фонды. За счет этого они смогут финансировать украинские стартапы", — говорит Ольга Афанасьева, исполнительный директор UVCA.

Чтобы проиллюстрировать эффективность этого инструмента для привлечения денег в венчурную и инвестиционную экосистему Афанасьева приводит пример Канады, где фонд фондов был создан в 2012 году. В результате в стране появилось 50 локальных фондов и, по сути, вся венчурная экосистема Канады была создана благодаря такому проекту.

На фоне масштабов венчурных инвестиций на развитых рынках и даже в самой Украине сумма в 50 млн грн выглядит весьма скромно

То, что после продолжительных консультаций с представителями отрасли украинское правительство пошло другим путем, вызывает у сопричастных лиц некоторое недоумение. "Мы общались по поводу создания фонда фондов, и необходимая от государства сумма была подтверждена Гройсманом, а в январе 2018 года Александр Данилюк, на тот момент глава Минфина, публично заверил, что деньги на проект найдут", — поделился с Фокусом Андрей Колодюк, управляющий партнер AVentures Capital, глава набсовета UVCA.

После того как в СМИ презентовали совсем другую концепцию поддержки стартапов, Андрей Колодюк хотел бы задать вопрос представителям Кабмина и, конечно же, Оксане Маркаровой, исполняющей обязанности министра финансов и ответственной за проект со стороны государства, почему заявленное не было выполнено.

Малая лепта

Как уже говорилось, в Украине вместо реализации предложенной операторами рынка концепции фонда фондов предпочли выделить из бюджета 50 млн грн (около $1,8 млн) на гранты для стартаперов. На фоне масштабов венчурных инвестиций на развитых рынках и даже в самой Украине сумма выглядит весьма скромно.

По информации Андрея Колодюка члены UVCA инвестируют около $1,8 млн за неделю. А согласно исследованию компании AVentures Capital The Dealbook of Ukraine, средняя сумма сделки на посевной стадии (одной из самых ранних) составляет $490 тыс.

"Заявленные 50 млн грн выглядят очень скромно на фоне потребностей украинского рынка, — считает Андрей Усенко, менеджер отдела инвестиций и рынков капитала компании KPMG в Украине. — По данным UVCA, объем венчурных инвестиций в стране в 2017 году составил $259 млн, что не идет ни в какое сравнение с мировым показателем $155 млрд (по данным исследования KPMG Venture Pulse 2017).

Усенко также отмечает, что на глобальном рынке за период с 2010-го по 2018 год средняя инвестиция на посевной стадии увеличилась с $0,5 млн до $1,1 млн. На таком фоне заявленные гранты в $25–75 тыс. от Ukrainian National Startup Fund выглядят скорее как финансирование разработки идеи, а не создания прототипа.

В сравнении с суммами, которые тратят на поддержку стартапов другие страны, бюджет UNSF также выглядит мизерным. Чтобы сопоставить масштабы Степан Веселовский рассказывает, что годовой объем вложений в стартапы от правительства Эстонии совместно с фондом ЕС составил 60 млн евро, кабинет министров Голландии выделяет на аналогичные цели 75 млн евро, а Израиль — более $100 млн.

Эти небольшие деньги при правильном менеджменте помогут получить ряд новых инновационных продуктов. Если, конечно, средства достанутся реальным инноваторам, а не грантоедам

Активность ближайших соседей Украины, которые нацелены на привлечение высокотехнологичных проектов, угрожает и вовсе свести на нет все старания правительства. Ведь, как отмечает Андрей Колодюк из AVentures Capital, даже для стартапов на самых ранних стадиях на сегодня существует рабочая альтернатива — гранты и посевные деньги в Польше и Прибалтике. То есть, по прогнозам Колодюка, предприниматели продолжат выезжать в другие страны, чтобы участвовать в различных инвестиционных программах и не связываться с украинскими государственными деньгами.

"Мы считаем старт UNSF несколько запоздалым, — продолжает Степан Веселовский из Львовского ІТ Кластера. — В то время как близкие к нам страны уже становятся стартап-хабами Европы и вводят стартап-визы для нерезидентов ЕС, а крупные европейские города борются за таланты и продуцируют по тысяче стартапов за год, Украина в 2018 году только запускает первый государственный фонд".

Лучше чем ничего

Несмотря на то, что в глазах ведущих игроков венчурного рынка государственная инициатива по поддержке стартапов пока больше походит на политический маневр, чем на эффективный механизм, положительную сторону появления в Украине UNSF все же не стоит недооценивать. В конце концов, создание реальной структуры, даже с несовершенной концепцией и недостаточным финансированием, это уже лучше, чем построение теорий на бумаге без подкрепления вписанных в госбюджет финансовых ресурсов.

"Сложнее всего сделать первый шаг, и, похоже, в правительстве наконец его сделали. Я верю, что в дальнейшем можно ожидать со стороны государства еще больше активностей и инициатив", — говорит Влад Тисленко из Concepter. По мнению собеседника Фокуса даже эти небольшие деньги при правильном менеджменте помогут получить ряд новых инновационных продуктов. Если, конечно, средства достанутся реальным инноваторам, а не грантоедам.

"Безусловно, это положительная инициатива. Наконец-то государство будет оказывать хоть какую-то поддержку стартап-движению и венчурному бизнесу в Украине", — продолжает Виктория Тигипко. По ее мнению проект создаст дополнительный стимул для развития стартап-движения. Ведь небольшие гранты будут очень кстати предпринимателям на ранних стадиях создания проекта, когда есть только идея и даже бизнес-ангелы еще не готовы вкладывать средства.

"В условиях украинской ІТ-экосистемы, где почти отсутствуют возможности для привлечения инвестиций на ранних стадиях, такой фонд хоть и не создаст технологическую революцию, но все же сможет подтолкнуть рынок в сторону более активной продуктовой разработки", — говорит Юрий Корнага, партнер и глава львовского офиса компании Axon Partners. Он считает, что даже эти небольшие деньги стимулируют потенциальных предпринимателей выходить из зоны комфорта и открывать собственный бизнес.

Одним словом, несмотря на скепсис ведущих игроков венчурного рынка, стартаперам из самых разных сфер все же стоит побороться за государственные гранты. "Попробовать свои силы можно всем, кто находится на самом старте, — говорит Артем Афян из АО Juscutum. — Я даже подумываю подать один из наших проектов в сфере legal tech (на пересечении права и технологий. — Фокус), чтобы протестировать систему".