Любовь и бизнес. За счет чего живут гостиницы Украины и какие отели сейчас в моде
Управляющая Fairmont Grand Hotel Kyiv Елизавета Юрушева о требованиях президентов к сервису, преимуществах хостела перед фешенебельным отелем и ежедневных отчетах перед отцом
Елизавета Юрушева — один из наиболее известных отельеров страны. С 2009 года руководит бутик-отелем "Ривьера", с марта 2012-го — фешенебельным Fairmont Grand Hotel Kyiv. В разговоре с Фокусом она рассказала о подноготной семейного бизнеса и взаимоотношениях с отцом, бизнесменом Леонидом Юрушевым.
КТО ОНА
Управляющая Fairmont Grand Hotel и бутик-отеля "Ривьера"
ПОЧЕМУ ОНА
Вряд-ли кто лучше Юрушевой разбирается в нюансах отельного бизнеса
Однажды в Fairmont зашел Михаил Саакашвили. Потом об этом долго говорили. У вас есть какая-то политика в отношении, скажем так, неоднозначных в плане репутации личностей?
— Гостиница — это публичное место. Саакашвили зашел выпить чаю. Проблемы с имиджем могут возникнуть, как раз если начнешь копаться в биографии гостей. Очень важно соблюдать аполитичность, смотреть на людей исключительно как на клиентов.
У высокопоставленных гостей часто бывают необычные требования к сервису?
— Как правило, это занятые люди среднего и выше возраста, и требования у них соответствующие — тишина и уют. Они ценят удобную кровать, красивый холл, цветы, вкусный ресторан, правильную подачу завтрака, правильную прессу в номер.
О бизнесе
Насколько отельный бизнес сейчас привлекателен для инвесторов? За сколько можно вернуть затраченные на строительство отеля деньги?
— Если ты открываешь хостел или бюджетный отель, сделав правильный ремонт и корректно выставив цены, можно вернуть инвестиции за 3–5 лет. Отель класса 3– 4* или бутик-отель окупится за 8–10 лет. Пятизвездочная гостиница — это возврат инвестиций за 20–30 лет. В условиях стабильного рынка, которого у нас нет. Фешенебельный отель — это скорее репутационный проект. Владелец получает престижный объект для портфолио и сам становится VIP-персоной. У нас останавливаются президенты и премьеры. Наш отель — первое, что они видят в стране. Поэтому от владельцев топовых отелей многое зависит.
Но если говорить об отельном бизнесе именно как о способе заработка денег, то в мире сейчас тренд на создание хостелов и арт-бутиков. Мы тоже стараемся от него не отставать, поэтому в январе открываем отель "Ривьера-хаус". В нем мы отходим от классики, делаем ударение на сервис и арт-объекты.
Изначально вы планировали открыть "Ривьеру" в начале года. Почему перенесли сроки?
"Как только объявляют даты крупного мероприятия, мы поднимаем цены на 25%"
— Я себя переоценила. Замахнулась на глобальные перемены концепции отеля. Из-за этого объем невыполненных в сроки работ стал расти как снежный ком. Я сорвала два дедлайна: сначала планировала открыться в марте, потом в сентябре.
Теоретически я могла бы вложиться в сроки, но для этого нужно было согнать на объект очень много людей. Это потребовало бы значительного увеличения финансирования проекта.
Почему вы вообще решили реконструировать "Ривьеру"?
— Гостинице восемь лет. Когда ты строишь классический отель, в этом плане проще. Классика всегда в тренде. Когда делаешь арт, существует опасность, что концепция станет неактуальной. Восемь лет назад дизайн Ривьеры был модным, сейчас нет.
Предприниматели из реального сектора экономики часто говорят, что так и не смогли компенсировать потерю российского рынка. Насколько геополитические изменения в стране отразились на отельерах?
— До войны около 40% наших гостей были россиянами. Этот рынок ушел. Частично потерю компенсировал рост числа иностранных делегаций — как из стран ЕС, так и из Азии. Пока мы не вернулись к цифрам 2013 года. Но главное, что приезжающие к нам люди понимают: в Киеве безопасно. Это дает надежду.
Украинский бизнес жалуется на отток персонала за границу. Испытываете ли вы проблемы с поиском сотрудников?
— Работа в отельном бизнесе вызывает интерес у молодежи. Честно говоря, они до конца не понимают, во что ввязываются. Я тоже в свое время думала: буду работать в красивом месте, у меня будет красивая форма. Но когда начинаешь работать, наступает день, когда у тебя нет настроения и тебе хочется плакать. Но ты должна не просто улыбаться клиенту, а делать это искренне, иначе начнутся проблемы. А когда становишься менеджером, оказывается, что ты на работе 24 часа в сутки. Если мне звонят в два ночи, я обязана поднять трубку. Это реалии индустрии гостеприимства…
О туризме
В последнее время власти много говорят о развитии въездного туризма. Вы ощутили приток туристов?
— По нашим гостям вижу, что состоятельных туристов в Киеве очень мало. В основном у нас останавливаются по работе. Это четко видно по заполняемости. На выходные провал, а в понедельник заполняемость номерного фонда вырастает. Если говорить о месяцах, то пиковый период с сентября по декабрь.
Можно услышать мнение, что отельеры препятствуют росту турпотока, неоправданно повышая цены во время массовых мероприятий. К примеру, когда в Киеве проходил финал Лиги чемпионов по футболу, цены на отели выросли в несколько раз.
"Очень важно соблюдать аполитичность, смотреть на людей исключительно как на клиентов"
— В Милане во время недели моды цены на номера возрастают из года в год. И что? Это бизнес. Если у меня есть возможность продать номер дороже, почему я должна отказываться? Да, как только объявляют даты крупного мероприятия, мы поднимаем цены на 25%. Если я вижу, что остался один свободный номер, как минимум на 50%.
Что могут сделать отельеры для повышения туристической привлекательности страны?
— Там, где есть перспективы для туризма, уже есть необходимая инфраструктура. Посмотрите на Одессу. Она стала второй Ибицей. Несмотря на очень короткий сезон. Там прекрасные рестораны, множество концептуальных отелей. Иностранцев это привлекает.
Украинские отели ничем не уступают отелям аналогичного класса в том же Париже. У нас намного лучше сервис, часто лучше интерьеры. Это психологическая вещь: когда ты приезжаешь в Париж, у тебя столько вау-факторов, что просто не обращаешь внимания, что сотрудник за стойкой даже не взглянет на тебя, не улыбнется. Это же Париж!
Об отношениях с отцом
Как отец отнесся к вашей ошибке в расчете сроков работ по "Ривьере"?
— Я перед ним отчитываюсь о ходе выполнения проектов и согласовываю бюджеты. Но он практически не вмешивается в операционное управление и не дает мне советов. Точнее, единственный совет папа дал мне, еще когда я начинала стройку "Интерконтиненталя". Он сказал, что на стройке надо жить. Это не тот случай, когда можно уйти, забыть прийти. Стройка — это диагноз.
Даже понимая, что срываете сроки открытия "Ривьеры", вы не подошли к отцу и не спросили, как лучше сделать?
— Я бы могла так поступить, если бы речь шла о моей квартире. В бизнесе я не люблю делить ответственность. Если это твой проект, это твой проект. Иначе в случае неудачи внутренний голос будет "пилить": "а вот не надо было слушать".
Обычно люди стараются переложить ответственность на другого.
— Их просто не воспитывал мой папа.
Как я понимаю, он с вами в детстве был достаточно строг?
— Он строг, но справедлив. Благодаря ему я там, где я есть. Папа меня всегда учил, что не надо влюбляться в бизнес. Настанет момент, когда придется его продать. Не стоит поддаваться эмоциям — ты построил, потратил свое время. Время должно быть эффективным. Многие допускают ошибочное чувство, что бизнес работает в минус, но я еще потерплю, ведь это мое детище. Нет. Надо быть объективным и понимать, куда движешься.
Вы часто общаетесь с отцом?
"Украинские отели ничем не уступают отелям аналогичного класса в том же Париже"
— По будням в 8 утра каждый день у меня с ним встреча. Я подвожу итоги предыдущего дня, говорю, на какой стадии мы находимся, по какому проекту. С понедельника по пятницу я его менеджер. На выходных приезжаю к нему как дочка с внуками.
Сейчас модно заниматься благотворительностью. Вы не чужды этому веянию. Но помощи больным детям предпочли образовательный проект для детей-сирот. Почему?
— Я работаю с фондами, помогающими больным детям. Но морально мне тяжело ездить туда, инспектировать, это убивает меня. Я выбрала направление, которое могу осилить. Для человека важно любить свою профессию. Если он ее не любит, это каторга на всю жизнь. Мне выбрать правильную профессию помог отец.
У этих детей нет родителей, которые помогли бы им сделать правильный выбор. Поэтому мы садимся со школьниками и обсуждаем: как выглядит та или иная профессия, ходим на мастер-классы, смотрим. Ребенок должен понять: неважно, ты из детского дома или богатой семьи. Если у тебя хорошее образование и любимая профессия, ничего невозможного для тебя нет.