Разделы
Материалы

Дай пять. Почему местные громады не тратят "газовые доходы" на стратегическое развитие

Владимир Рыхлицкий
Фото: Николай Кравцов, Getty Images

Год назад громадам стали перечислять 5% рентных платежей. По задумке эти деньги должны идти на развитие локальной инфраструктуры. Но по факту зачастую проедаются

С 1 января 2018 года в Украине действует закон о зачислении 5% ренты в местные бюджеты за пользование недрами для добычи нефти и газа. Инициатива призвана компенсировать громадам ущерб от добывающей деятельности финансированием локальных инфраструктурных проектов. Принятие закона позволило отдельным громадам существенно увеличить сметы таких проектов. Однако закон четко не регламентирует, как местные власти должны распоряжаться поступающими от рентных платежей средствами.

Заветные 5%

За прошлый год добывающие компании уплатили государству более 35,6 млрд грн ренты. Из них 95% поступило в государственный бюджет, остальные, а это почти 1,8 млрд грн, остались в местных бюджетах. Рента от добычи газа составила более 24 млрд грн. От добычи нефти и газового конденсата в бюджет поступило еще около 8 млрд грн.

Согласно закону, 1% средств перечисляется непосредственно в сельский или поселковый бюджет, еще по 2% — в районный и областной бюджеты. Если жители объединились в территориальную громаду, в ее бюджете остается 3% поступлений.

Наибольшую выгоду от принятия закона о зачислении части ренты в местные бюджеты получили громады Харьковской, Полтавской, Сумской областей, где расположены стратегические запасы углеводородов. К примеру, Харьковский регион — лидер по запасам природного газа в Украине. В прошлом году здесь добыли 9,5 млрд куб. м газа, около 40% от общей добычи по стране. Общий же объем запасов голубого топлива в области составляет более 340 млрд куб. м. Для сравнения, пропускная способность газотранспортной системы на границе Украины и России составляет 288 млрд кубометров в год. Кроме того, в регионе — значительные залежи газового конденсата, объемы которого достигают 9,3 млрд куб. м. Такого запаса хватит на несколько десятилетий, а если учитывать новые, еще не разработанные месторождения, то и на дольше.

В прошлом году Харьковская область получила около 792 млн грн рентных платежей. Эти деньги поступили в общий фонд местных бюджетов, целевого назначения у них нет — местные советы самостоятельно решают, как ими распоряжаться. "Поскольку ренту после реформы местные бюджеты получали только год, то крупных инфраструктурных изменений пока не видно. Деньги тратили в основном на ремонт школ, больниц, детских садов", — отмечает Геннадий Кобаль, директор консалтинговой компании EXPRO Consulting.

Ресурсы рано или поздно исчерпываются, поэтому средства нужно вкладывать в перспективные проекты на будущее

Такой тренд прослеживается не только в Харьковской области. К примеру, в бюджете Опишнянского поселкового совета Полтавской области в 2018 году поступления от ренты за пользование недрами для добычи углеводородов составили около 3 млн грн. "Львиную долю этой суммы, 2,4 млн грн, мы направили на бурение артезианской скважины, — рассказывает Фокусу Юлия Масюк, временно исполняющая обязанности поселкового головы. — Участвовали также в областной программе "Питьевая вода Полтавщины" в софинансировании с областным советом. Вклад облсовета при этом составил около 5 млн грн. Остальную часть средств мы использовали на капитальный ремонт дороги и уличное освещение". Бюджет поселка Донец в Харьковской области, где расположено Шебелинское месторождение газа, за прошлый год увеличился вдвое — до 5 млн грн. За эти средства местная громада впервые за много лет сделала капитальный ремонт объектов социальной инфраструктуры. В частности, отремонтировали детский сад, установили индивидуальное отопление в местной школе, сделали ремонт дорог на двух улицах, капитальный ремонт музыкальной школы, отремонтировали находящиеся в коммунальной собственности жилые дома и пробурили артезианскую скважину.

Геннадий Кобаль отмечает, что для добывающих компаний ничего не изменилось: сколько платили, столько и продолжают платить. Но им выгодно, что местные громады получают финансирование, ведь именно решение местных громад играет ключевую роль в выдаче экологических разрешений на добычу. "Если бы у добывающих компаний была возможность, то ренту распределили бы 50 на 50% и местные жители носили бы нефтяников и газовиков на руках. Так проще находить общий язык, никто не будет критиковать", — отмечает Кобаль. Он считает, что 1–3% — слишком мало для того, чтобы местные громады самостоятельно могли финансировать крупные инфраструктурные проекты.

Однако на практике многие из них не понимают, как распорядиться даже нынешними деньгами. Им нужно научиться стратегическому планированию, эффективному использованию средств. Помогают в этом жителям громад эксперты "Инициативы прозрачности добывающих отраслей" (ИПДО) в Украине. "Почти все громады, в которых мы работали, используют средства на инфраструктурные проекты. Конечно, в первую очередь средства идут на ремонт дорог, ведь предыдущие годы их не хватало. Многие проекты касаются модернизации зданий детских садов или школ, жилых домов и обустройства мест для детей или общественного пользования", — рассказывает Светлана Мизина, эксперт ИПДО.

По ее словам, жители должны понимать, что ресурсы рано или поздно исчерпываются, поэтому средства нужно вкладывать в перспективные проекты на будущее, а не только на решение текущих проблем. "Мы со своей стороны помогаем громадам планировать стратегическое развитие территорий, уделять внимание энергоэффективности и энергосбережению", — акцентирует Мизина.

Будущее спецфондов

Другая проблема в том, что в некоторых громадах текущие расходы настолько большие, что на развитие ничего не остается. Согласно бюджетному кодексу, для каждого бюджета предусмотрены общий и специальный фонды. Последний еще называют фондом развития. Из общего фонда деньги направляются на защищенные статьи расходов (заработная плата бюджетникам, оплата энергоносителей, приобретение медикаментов и питания). Из специального — могут пойти на ремонты и реконструкции, улучшение инфраструктуры.

Рентные платежи поступают в общий фонд громады, но до специального уже не доходят. "Механизм перенаправления денег из общего в специальный фонд существует, но только после покрытия текущих и обязательных расходов, после чего средств уже не хватает для ремонтов и реконструкции инфраструктурных объектов", — объясняет Владимир Скоробагач, заместитель председателя Харьковского областного совета, глава фракции партии "Відродження" в Харьковском облсовете.

Сейчас встал вопрос о том, чтобы рентные платежи поступали непосредственно в фонд развития. Эту инициативу летом прошлого года поддержал Харьковский областной совет. Более того, с подачи Скоробагача предложение местных депутатов направили в парламент. "Когда мы как местные власти еще до принятия закона говорили о необходимости получения части рентных платежей в местные бюджеты, основным аргументом называли улучшение инфраструктуры тех территорий, на которых проводится газодобыча, — отмечает Скоробагач. — Люди должны видеть реальные изменения. Ведь именно громады, на территории которых идет добыча, нуждаются в развитии".

Если депутаты Верховной Рады решатся поддержать инициативу харьковских депутатов, в общинах научатся не только латать дыры на дорогах, но и реализовывать куда более масштабные проекты.