IT всех не вытянет. Почему Украина вылетела из ТОП-50 рейтинга инновационности
Почему, несмотря на развитую IT-отрасль и высокотехнологичные стартапы, Украина проваливается в глобальном рейтинге Bloomberg Innovation Index
"Креатив. Инновации. Возможности" — под таким девизом на последнем Всемирном экономическом форуме в швейцарском Давосе работал Украинский дом. Его организаторы нацелились презентовать нашу страну как прогрессивное и привлекательное для зарубежных инвесторов государство. Однако высокий градус пафоса неожиданно снизил обнародованный в день открытия форума глобальный рейтинг инновационности Bloomberg Innovation Index, в котором Украина за год потеряла семь позиций и вылетела из топ-50, оказавшись на 53-м месте из 60 стран.
Как считает Bloomberg
Инновационность экономик Bloomberg оценивает на основе семи критериев. Это расходы на исследования и разработку (R&D intensity), добавленная стоимость на производстве (manufacturing value-added), производительность (productivity), концентрация высокотехнологичных публичных компаний (high-tech density), доля дипломированных специалистов (tertiary efficiency), наличие научного персонала (researcher concentration), а также патенты (patent activity).
Как отмечает Ольга Афанасьева, исполнительный директор Украинской ассоциации венчурного и частного капитала (UVCA), первый критерий оценивает расходы на исследования в процентах от ВВП. При этом учитываются не просто научные разработки, а те из них, которые в дальнейшем станут реальными технологиями.
Такие критерии, как добавленная стоимость на производстве и производительность, учитывают усилия и капиталовложения, которые предприятия направляют на усовершенствование технологий и повышение эффективности труда. А оценка концентрации ученых, инженеров и исследователей составляет представление об интеллектуальном потенциале страны, своего рода мозге нации, способном генерировать инновации.
Далеко не все параметры рейтинга опрошенные Фокусом эксперты считают объективными. "Критерий концентрации высокотехнологичных компаний оценивает их количество в аэрокосмической и оборонной промышленности, биотехнологиях, аппаратном и программном обеспечении, полупроводниках, интернет-услугах и возобновляемой энергетике, но не учитывает размеров страны, поэтому не совсем справедлив по отношению к небольшим государствам", — продолжает Афанасьева.
В рейтинге Bloomberg Innovation Index Украина за год потеряла семь позиций и вылетела из топ-50, оказавшись на 53-м месте из 60 стран
Оценку же доли населения с высшим образованием собеседница Фокуса и вовсе считает сомнительным критерием, так как значительное количество выпускников вузов не означает их вовлеченности в инновационную деятельность, а, наоборот, может свидетельствовать о проблемах — например, высоком уровне безработицы.
Объективность такого критерия, как патентная активность, эксперты также оценивают неоднозначно. С одной стороны, патенты позволяют защитить идеи, а с другой — строгое патентное законодательство не дает возможности использовать запатентованную технологию для создания новых решений. "Методология рейтинга смешивает инновации и изобретения, тогда как инновации — это успешное коммерческое применение изобретений, — обобщает Виктория Тигипко, основательница и управляющий партнер венчурного фонда TA Ventures. — Поэтому, например, возглавляющая рейтинг Южная Корея на семь позиций опережает США — настоящего лидера инноваций. Этого результата Южная Корея достигает за счет R&D, патентной деятельности и производства, хотя порой и испытывает проблемы с коммерциализацией научного потенциала".
На низком старте
Прежде чем приступить к анализу причин украинского провала в глобальном рейтинге инновационности, отметим, что потеря позиций далеко не всегда означает регресс. Другие страны не стоят на месте, не ждут, пока Украина их догонит. Они разгоняются быстрее, имея изначально лучшие ресурсы. На позиции Украины повлияло то, что в этом году в рейтинге появились новые государства, которые оценены выше нашей страны. Это Словения (31-е место), Бразилия (45-е), ОАЭ (46-е) и Аргентина (50-е).
С другой стороны, по мнению Артема Афяна, управляющего партнера ЮК Juscutum, на позиции Украины повлиял отток людей и капитала, переместивший акценты на инновационный бизнес в другие страны.
"В Украине на сегодня еще недостаточно отраслей, способных стать локомотивами инновационной экономики, а IT-сектор не может вытянуть всю страну", — говорит Андрей Цымбал, управляющий партнер компании KPMG в Украине. Кроме того, он обращает внимание на то, что Bloomberg Innovation Index оценивает лишь локальные публичные компании со свободно котирующимися акциями, тогда как в Украине большинство IT-компаний имеют материнскую структуру за рубежом — соответственно, их украинские подразделения не котируются на биржах.
В итоге из-за этого мозговой потенциал нашей страны по большей части работает на экспорт. Тенденция двоякая: с одной стороны, украинцы могут получать достойную зарплату, но с другой — интеллектуальные наработки "иммигрируют". Винить в этом работников IT-сферы глупо. Ведь поставьте себе вопрос, кому вы продадите свои наработки — Boeing или украинской компании "Антонов", которая за пять лет войны сумела лишь создать прототип беспилотника, презентация которого откладывалась несколько лет подряд.
Камни преткновения. Низкая эффективность высшего образования и миграция мешают стать Украине инновационной (Фото: Владислав Мусиенко)
В свою очередь, Макс Яковер, СЕО и управляющий партнер UNIT.City, объясняет снижение позиции Украины тем, что Bloomberg в части метрик основывается на уровне затрат на R&D и объеме промпроизводства, а в Украине особых стимулов, поощряющих бизнес инвестировать в исследования или открывать R&D-центры, нет.
В перспективе Украина могла бы занять куда более высокое место в рейтинге, ведь она все еще находится в начале пути построения инновационной экономики. По мнению Яники Мерило, и. о. заместителя городского головы Днепра, для этого важно, чтобы государство не вмешивалось в бизнес, упрощало его ведение, создавало инновационную среду в школах, поддерживало науку. Речь идет о формировании экосистемы, в том числе образовательной, чему в Украине уделяют недостаточно времени и ресурсов.
А был ли рейтинг?
Рейтинги государств, создателями которых выступают авторитетные международные компании, зачастую играют роль своеобразной визитной карточки. "Они всегда имеют значение, в том числе для инвесторов, которые еще не работают в стране, но рассматривают возможности инвестиций или сотрудничества с данным государством, — объясняет Яника Мерило. — То есть первое впечатление о стране часто формируется благодаря подобным индексам".
А вот Виктория Тигипко не согласна с таким утверждением. Она считает, что из-за нюансов методологии рейтинга его полезность ограничена, а влияние на имидж государства минимальное. Да и по отзывам представителей Украины, побывавших на форуме в Давосе, резонанс от презентации этого рейтинга был отнюдь невелик. "Общаясь с иностранными инвесторами в Давосе, я отметил, что для них более важны индексы, показывающие условия ведения бизнеса в стране, — например, Ease of doing business и Corruption Perception Index, которые дают более отчетливый сигнал относительно того, стоит ли инвестировать в страну, особенно если инвесторы о ней мало что знают", — говорит Макс Яковер. Напомним, в рейтинге Doing Business-2019 Украина поднялась на пять позиций, заняв 71-е место среди 190 стран.
Кроме того, Bloomberg Innovation Index не единственный рейтинг, оценивающий инновационность государств. Макс Яковер приводит в пример рейтинг инновационных стран Insead and WIPO, который составляет Корнельский университет. В нем Украина показывает рост. Также, по его мнению, наша страна могла бы улучшить позиции в рейтингах, измеряющих цифризацию госсектора, объем венчурного финансирования стартапов и количество людей, задействованных в IT.
Рисунок: Михаил Александров
Государство в государстве
Пока в одних рейтингах инновационности Украина падает, а в других растет, отечественный IT-сектор и стартапы с украинскими корнями продолжают развитие. Например, стартап GitLab в 2018 году получил статус "единорога", то есть компании, капитализация которой превысила $1 млрд. Ее основал харьковчанин Дмитрий Запорожец. Недавно он привлек $20 млн от инвестбанка Goldman Sachs, а в сентябре 2018 года получил $100 млн от венчурной компании Iconiq Capital.
"По инвестициям в украинские компании или предприятия с украинскими основателями 2018 год выдался не хуже предыдущего, что свидетельствует об инновационной деятельности в стране, — продолжает Виктория Тигипко. — Также в Украине запускаются и растут зарубежные IT- и диджитал-проекты, что работает как школа талантов и добавляет задора конкурентной среде". По мнению собеседницы Фокуса, путь к дальнейшим инновациям в Украине открывает запуск 4G, который состоялся в 2018 году.
Экспортно ориентированная IT-отрасль также показывает позитивные результаты. По данным International Trade Centre, Украина входит в топ-25 крупнейших экспортеров интеллектуального продукта в мире. Причем 70% от такого экспорта составляет разработка программного обеспечения. Исходя из опубликованного в середине 2018 года исследования Ассоциации IT Ukraine и Офиса эффективного регулирования (BRDO), IT-сфера в Украине увеличивается на 11–26% ежегодно, независимо от общего состояния экономики страны. То есть высокотехнологический сектор можно сравнить с неким государством в государстве, которое работает в рамках своих трендов и скорее не благодаря, а вопреки государственной политике и позиции в рейтингах.