Разделы
Материалы

Рейдерство в законе. Почему под прикрытием государства процветают новые коррупционные схемы захвата предприятий

За последние полгода произошло несколько громких скандалов, связанных с судебными разбирательствами относительно деятельности крупных бизнес-компаний

Претензии к компаниям разные, но результат один. Имущество предприятий арестовывается, работа блокируется представителями правоохранительных органов в сопровождении "титушек". Начинаются судебные разбирательства. Предприятия парализованы на неопределенный период.

Особенно много таких случаев в аграрном секторе, одном из самых успешных и бюджетообразующих. Аграрный сектор без преувеличения можно назвать локомотивом украинской экономики. В нем задействовано более трех миллионов человек. Более 40% валютной выручки сегодня попадает в страну в результате деятельности аграрного сектора. Благодаря чему Украина занимает лидирующие позиции в мире как страна-экспортер.

Возможно, такая успешность сельскохозяйственных предприятий привлекла рейдеров, которые активно и безнаказанно отжимали предприятия во времена правления Януковича? Иначе как объяснить тот факт, что с лета по декабрь 2018 года рейдеры один за другим пытаются захватить ряд аграрных компаний?

Почему спустя пять лет после Майдана, смены власти, которая обещала искоренить позорное явление рейдерства, схемы снова работают? И, как видно на примерах крупных компаний, еще с большим размахом? Журналисты провели свое расследование и выяснили, как поэтапно работают такие схемы и кто конкретно за ними стоит.

Все схвачено

Как писали СМИ, в сентябре 2018 года рейдеры атаковали агрокомпанию в Мироновском районе Киевской области. На полях присутствовали усиленные наряды полицейских из четырех районов Киевской области и даже кинологи с собаками.

В октябре 2018-го — три громких дела относительно попыток захватить успешные сельскохозяйственные предприятия. Блокировка терминала компании Risoil S.A. в Черноморском морском торговом порту. Затем арест имущества и остановка работы компании "Росток-Холдинг" в Киеве, на Сумщине и Черниговщине. И нападение на холдинг "Сварог Вест Групп" на Хмельнитчине.

Самым громким стало дело по захвату агрокомпании "Росток-Холдинг". По решению суда в один день, 8 октября, полиция, прокуратура, СБУ остановили работу всех 17 предприятий на Сумщине и Черниговщине. Судья Харьковского райсуда Харьковской области Ярослав Шинкарчук в качестве меры пресечения арестовал активы, запретил собирать урожай и осуществлять продажу зерна. Абсолютно все: корпоративные права, которые не являются материальными, движимое и недвижимое имущество, зерно в элеваторах, даже посевы стали "вещественными доказательствами" какого-то мошенничества. То есть в разгар сбора урожая суд полностью заблокировал сельскохозяйственные работы.

По словам председателя совета директоров "Росток-Холдинг" Виктора Купавцева, к которому издание обратилось за разъяснениями, в отношении компании была задействована четко разработанная схема рейдерского захвата. Ее суть — при помощи прокуратуры, судей, Национального агентства по вопросам розыска активов (АРМА), Министерства юстиции в сжатые сроки взять под управление и финансовый контроль компанию. В течение полугода один из самых крупных и успешных сельскохозяйственных холдингов, рыночная стоимость которого $90 млн, оказался в руках прямых конкурентов.

"Фермеров целенаправленно душат, рейдерство в отношении аграриев приобрело уже системный и масштабный характер. Государственные убытки в связи с невыплатой налогов составили около 100 млн гривен. Сотрудники "Росток-Холдинг" вместе с семьями — а это около 10 тыс. человек — оказались без работы и средств к существованию. И это только начало. Государство теряет значительные валютные средства из-за невыполнения внешнеэкономических контрактов. И это ударит по имиджу инвестиционной привлекательности Украины", — подчеркнул Виктор Купавцев.

Замкнутый коррупционный круг

Как рассказывают Виктор Купавцев и адвокаты компании, для захвата предприятия рейдеры используют любую зацепку. А крупный бизнес — сложный механизм, всегда возникают споры. В европейской стране экономические разбирательства проводятся тщательно, с экспертизами, документальными подтверждениям. Но в Украине механизмы "упростили" полностью. Никаких следственных действий, никакого права на защиту. Бумажка, написанная от руки, для следователей, судей и других органов власти становится "железным" доказательством вины.

Как и в случае с "Росток-Холдинг". Бывший партнер Виктора Купавцева по трейдинговому бизнесу — Яков Грибов, который в основном проживает в России, 3 июля 2018 года обратился в ГПУ с заявлением о совершении Купавцевым мошенничества. Причина — расписка на $21 млн о совместных обязательствах. Дело в том, что Грибов при выходе из компании Best Grain, которую они с Купавцевым создали в 2010 году, посчитал, что ему не выплатили всю сумму. Хотя есть документальное подтверждение возврата ему практически всей суммы, а также о продаже им акций Купавцеву в другой трейдинговой компании (ООО "Росток-Холдинг") на сумму 20 млн грн — $800 000.

Как отмечают адвокаты "Росток-Холдинг", это хозяйственный спор, который можно было решить в суде, например датском или кипрском, либо судиться по Лондонскому праву — на Британских Виргинских островах (BVI), поскольку Best Grain зарегистрирована в Дании, а отношения с кредитором были подчинены праву Кипра.

Тем не менее ГПУ в отношении Купавцева открывает уголовное производство по статье 190 УК — мошенничество на сумму $21 млн. Более того, Грибов попросил ГПУ переадресовать дело в Харьков, поскольку "не доверяет следственным органам и прокуратуре Киева".

ГПУ оказалась весьма чуткой к просьбам бизнесмена, который известен рейдерскими методами ведения бизнеса — Грибов причастен к захвату компании Nemiroff. Генпрокуратура в считанные дни расписывает дело на Харьков. Регион, к которому "Росток-Холдинг" не имеет никакого отношения. Все предприятия находятся в Черниговской и Сумской областях.

Почему дело "Росток-Холдинг" передали в Харьков, стало понятно довольно быстро. В сжатые сроки — через полтора месяца — прокурор Харьковской прокуратуры №6 Иван Муханов после якобы следственных действий обращается с ходатайством о наложении ареста на активы "Росток-Холдинг" в Харьковский районный суд Харьковской области следственному судье Ярославу Шинкарчуку пгт Покотиловка. Судья также очень быстро принимает беспрецедентное решение об аресте всего имущества "Росток-Холдинг". Арестовали даже 30% акций предприятия, принадлежащих второму партнеру "Росток-Холдинг", миноритарию Виктору Кияновскому — к спору не имеющему никакого отношения.

В один день Шинкарчук удовлетворил восемь прошений прокурора Ивана Муханова. Всего за два дня судья вынес около 30 определений; текст каждого — 10 страниц. Как это можно сделать физически, плюс внести в реестр судебных решений — вопрос.

Как можно при претензиях на $21 млн арестовывать холдинг стоимостью $90 млн? И еще сельскохозяйственные предприятия в разгар сбора урожая? Это принесет убытки предприятию из-за несбора урожая, плюс потеря рабочих мест, неуплата налогов. К тому же Сумщина и Черниговщина — приграничные с Россией регионы, и любой социальный взрыв может привести к тяжелым последствиям", — рассказывает Виктор Купавцев.

Никого из "Росток-Холдинг" на судебное заседание не приглашали. Следователь за три месяца с момента открытия дела Купавцева не только не допросил, но ни о чем не уведомил. И экспертизу расписки также никто не проводил.

Весь этот период в "Росток-Холдинг", ничего не знали и готовились к Лондонскому арбитражу. Об открытии уголовного производства, следствии и суде компанию не извещали. В качестве дымовой завесы Грибов использовал адвоката Константина Ликарчука, который заявил, что они будут отстаивать права в международном суде.

Надо отметить, что Ликарчук имеет весьма специфическую репутацию. Он известен связями во власти. В 2015 году Ликарчука назначили на должность заместителя председателя Государственной фискальной службы курировать вопросы таможни. А уже через несколько месяцев со скандалом уволили.

Захват предприятий группы "Росток-Холдинг" вооруженными людьми

Рейдерство по государственной партитуре

Далее все разворачивалось как по нотам. Адвокаты холдинга оспорили решение об аресте корпоративных прав, имущества и зерна. 8 ноября в Харьковском апелляционном суде удалось снять только арест на часть зерна. Но сотрудники ГСО, полиции в сопровождении "титушек" снова заблокировали сбор урожая и отгрузку зерна, ссылаясь на команду своего руководства. При этом на просьбу юристов "Росток-Холдинг" к работникам ГСО показать соответствующие документы последние предъявить ничего не смогли.

Уже 30 ноября следственный судья Шинкарчук принимает решение о передаче арестованных активов (корпоративных прав и недвижимости) в управление Национальному агентству по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных преступлений (АРМА). О чем в "Росток-Холдинг" узнали только в середине декабря. Поэтому времени на оспаривание практически не было.

27 декабря АРМА проводит смену директоров "Росток-Холдинг" в Госреестре, что не в полномочиях Агентства. А лишь 28 декабря принимает решение об отстранении от должностей директоров предприятий группы "Росток-Холдинг", прикрываясь тем, что якобы активы переданы управителю — ООО "Ай Энд Ю Груп Юкрейн". Таким образом, ровно через месяц после передачи АРМА активов "Росток-Холдинг", 30 декабря, в сопровождении вооруженных "титушек" происходит захват предприятий так называемыми "новыми" директорами.

"Новыми" директорами оказались старые конкуренты "Росток-Холдинг". Как выяснили журналисты, ООО "АЙ ЕНД Ю ГРУП ЮКРЕЙН" принадлежит Сергею Тарасову — давнему другу Якова Грибова.

Передачу новым управителям АРМА провела с нарушениями закона. Адвокаты группы "Росток-Холдинг" утверждают: АРМА не осуществила оценку активов компании, не провела конкурса, предусмотренного законом о публичных закупках, по определению управляющего. Управляющим активами было выбрано юридическое лицо с очевидным реальным и злонамеренным конфликтом интересов, которое является не просто прямым конкурентом компании в аграрном бизнесе, а более того — его владелец Сергей Тарасов напрямую связан с инициатором сфабрикованного уголовного производства в отношении акционеров "Росток-Холдинг" Яковом Грибовым.

Кроме того, лишь 1 февраля 2019 года на сайте АРМА было опубликовано сообщение о том, что между АРМА и ООО "Ай Энд Ю Груп Юкрейн" заключен договор на управление активами группы "Росток-Холдинг". А что же целый месяц на предприятиях делали так называемые "новые" директора и их "титушки"? И главное — на каком основании?

Финансовый контроль

Завершающий этап такого изощренного рейдерства — давление на банки. Управление через АРМА не дает полного контроля над предприятием, это можно оспорить в судах. Но если ты управляешь и деньгами, тогда все сложнее. Грибов и Тарасов сейчас ходят по банкам, в которых кредитовался "Росток-Холдинг", и пытаются с дисконтом выкупить права требования к предприятиям по банковским кредитам. Точнее — запугивают, используя сфабрикованное ими же уголовное дело против "Росток-Холдинг", что банки могут оказаться без денег, если не согласятся продать кредитные портфели.

Сейчас кредитный портфель "Росток-Холдинг" составляет около $25 млн (кредиты выданы под залог имущества и корпоративных прав). Распределены между четырьмя банками: ПУМБ, "ПроКредит Банк", "Креди Агриколь" и "Пивденный". Как рассказал Виктор Купавцев, компания предупредила банки, что предложения Грибова являются частью рейдерской схемы, и попросила их не переуступать права требований по кредитам. Но "Пивденный" уже продал долг одной из финансовых компаний Грибова. По мнению Купавцева, в результате таких действий банк автоматически стал косвенным участником коррупционной схемы, став на сторону рейдеров.

С одной стороны, задействовав коррупционные связи в высших эшелонах власти, Яков Грибов поставил подконтрольных ему людей управляющими "Росток-Холдинг", а с другой — пытается сделать компанию финансово зависимой от себя.

"В чем суть рейдерства, узаконенного государством? Силовики, АРМА работают якобы ради государства. На самом деле получают заказы. Под флагами борьбы с коррупцией и возвращения активов грабят бизнес. Загоняют компании в АРМА и передают в управление нужной компании. Целый бизнес. И везде кричащие нарушения закона. Классический спрут. По уровню дерзости рейдерские атаки сейчас превосходят то, что было при Кучме и Януковиче. Пять лет прошло после Революции достоинства, а коррупция приобрела государственные масштабы", — подчеркивает Виктор Купавцев.

Вмешательство НАБУ

Надежду на восстановление справедливости "Росток-Холдинг" видит в НАБУ, куда передал все материалы. В результате 10 января 2019 года НАБУ открыло два уголовных производства по факту злоупотребления служебными полномочиями и попытке завладения активами группой лиц. Детективы уже начали досудебное расследование противоправных действий служебных лиц Национальной полиции в Харьковской области, Харьковской местной прокуратуры №6, судебной ветви власти, АРМА.

По словам Купавцева, если такие институции, как НАБУ, смогут проводить независимые расследования — это даст надежду на восстановление справедливости и положительно скажется на инвестиционной привлекательности страны. Ведь тогда компании (как украинские, так и иностранные) смогут рассчитывать на верховенство права при защите своего бизнеса от неправомерных действий коррумпированных чиновников и судей. А у страны появится шанс на успешное развитие.

"Фабриковать уголовные дела и прибегать к рейдерским схемам — низко. Мы обращаемся к президенту Украины, генеральному прокурору, министру МВД, судам и другим государственным органам. Группа "Росток-Холдинг" — честный бизнес, создающий рабочие места. Мы платим налоги в бюджеты всех уровней, обеспечиваем приток валюты в страну. Мы стали заложниками спланированной рейдерской атаки с привлечением силовых структур и судов. Ситуация вокруг "Росток-Холдинг" — это тест на коррупцию. Если "Росток-Холдинг" выстоит, Украина состоится как правовое государство", — заявил Виктор Купавцев.

Ситуация поражает не только масштабами коррупции, но и наглостью чиновников в высших эшелонах власти. Высокопоставленные представители власти, прикрываясь борьбой с коррупцией, возглавили ее. Государственная машина стала настоящим синдикатом для получения сверхприбылей за счет тех предпринимателей, кто пытается развивать украинскую экономику и государство в целом в тяжелое и непростое для страны время. Но честный бизнес — горе для чиновника-взяточника. И проблема для власти. Вот и имитируют борьбу с коррупцией, отбирая бизнес у предпринимателей, демонстрируя таким образом западным партнерам и международным донорам "успешные" реформы.