Разделы
Материалы

Стабильные отношения. Что хотел бы изменить в законодательстве лидер табачного рынка Украины

Залина Крюкова

Директор по корпоративным связям "Филип Моррис Украина" Наталья Бондаренко рассказывает, почему необдуманная фискальная политика вредит бизнесу и государству

Украинские аффилированные компании Phillip Morris International — лидеры отечественного табачного рынка с долей 29% (17 млрд шт. сигарет в год для украинского рынка). Производственные мощности харьковской фабрики обеспечивают поставки не только на рынок Украины, но и в Японию, Саудовскую Аравию, Грузию, Армению, Молдову. 45% продукции идет на экспорт. По результатам прошлого года аффилированные компании Phillip Morris International в Украине уплатили 17,2 млрд грн налогов, оставаясь третий год подряд в пятерке самых крупных налогоплательщиков страны. Несмотря на это, у компании постоянно возникают проблемы с чиновниками.

КТО ОНА

Директор по корпоративным связям "Филип Моррис Украина"

ПОЧЕМУ ОНА

Как никто другой разбирается в нюансах взаимоотношений крупных корпораций и государства

По данным Мирового банка, в 2017 году в Украине насчитывалось 7,2 млн курильщиков, что на 20% меньше, чем в 2000-м. Как это отражается на вашем бизнесе?

— Как и во многих европейских странах, табачный рынок в Украине сокращается каждый год, объемы производимой продукции постоянно уменьшаются. Это вызвано и повышением цен в результате увеличения акцизных ставок, и ростом доли нелегального рынка. Мы делаем все возможное для сохранения табачного производства в Украине, честно конкурируя на отечественном рынке и наращивая экспорт продукции. Нам бы очень хотелось, чтобы государственные органы разделяли нашу заинтересованность в сохранении рабочих мест в Украине и улучшали инвестиционный климат в стране.

Разве чиновники не разделяют такую заинтересованность?

— Главная беда — нестабильность налогового законодательства в Украине. Налоговый кодекс предусматривает принцип стабильности налогового законодательства, в соответствии с которым изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позже чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором они будут действовать.

Этот принцип украинские законодатели в большинстве случаев не соблюдают. К примеру, парламент принимает законы об изменении ставок налогов и сборов после первого июля текущего бюджетного периода, и они начинают действовать с начала следующего года. Это прямо противоречит сути вышеописанного принципа. Данное нарушение лишает возможности налогоплательщиков стабильно планировать свою деятельность на следующий бюджетный период.

Согласно данным Индекса глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index) Всемирного экономического форума за 2017–2018 годы, налоговое регулирование относится к наиболее проблемным факторам ведения бизнеса в Украине. Постоянные изменения налогового законодательства негативно влияют на инвестиционные рейтинги Украины. Наша страна на момент издания данного отчета находилась на 81-м месте среди 137 стран, участвующих в рейтинге.

"Постоянные изменения налогового законодательства негативно влияют на инвестиционные рейтинги Украины"

Простой пример. В 2017 году Верховная Рада утвердила восьмилетний план-график постепенного повышения ставок акцизного налога на сигареты до уровня, эквивалентного 90 евро за тысячу штук, как это предусмотрено Соглашением об ассоциации с ЕС. Мы поддерживаем такую инициативу Минфина, подкрепленную решением правительства, так как она способствует созданию предсказуемых условий работы на рынке. Однако в первый же год ее действия правительство инициировало повышение ставок акцизного налога на табачные изделия: поверх 20% ежегодного роста согласно плану-графику — на дополнительные 9% с июля 2019 года. Это так называемая индексация ставок акцизного налога на индекс инфляции и индекс потребительских цен.

Повышение акцизного налога ударит по карманам потребителей из-за резкого скачка цен на сигареты.

Принимая во внимание ситуацию в стране, индустрия не стала категорически выступать против дополнительного повышения акцизного налога с июля 2019 года. Вместе с тем так продолжаться не может, ведь сама суть принятых в 2017 году изменений как шага навстречу стабильности и предсказуемости налоговой политики государства целиком нивелируется.

Восьмилетний план-график ежегодного повышения ставок акцизного налога более чем эффективен, поскольку повышение происходит поэтапно и равномерно распределено на протяжении всех лет вплоть до 2025 года.

Европейские ценности

В прошлом году Минфин подготовил законопроект об установлении ставок акцизного налога в евро. Как вы относитесь к такой инициативе?

— На мой взгляд, за валютные риски должно отвечать государство. Конвертирование акцизных налогов в евро не что иное, как попытки чиновников переложить свою зону ответственности на плечи потребителей, рядовых украинцев.

Минфин из года в год инициирует подобные проекты. Прошлый год не стал исключением, однако Кабмин принял взвешенное решение и оставил ставки акцизного налога на табачные изделия в национальной валюте Украины — гривне. Важно отметить, что восьмилетний план-график ежегодного повышения ставок акцизного налога на табачные изделия установлен в гривневом эквиваленте и изменение запланированных ставок потенциально (перевод из гривни в евро) вносит существенные изменения в уже просчитанный до 2025 года действующий план-график.

Сейчас план установлен с учетом ежегодного повышения ровно на 20% в гривневом эквиваленте. Попытка конвертировать акцизные ставки в иностранную валюту создаст турбулентность и непредсказуемость для индустрии.

Учет и контроль. На харьковской фабрике установлены системы, позволяющие отследить каждую пачку по цепочке поставок

Привязка акцизных платежей к общеевропейской валюте в плане стремления Украины в ЕС выглядит достаточно логично.

— Ни одна из европейских стран, использующих свою национальную валюту, не устанавливает ставки акцизного налога на табачные изделия в евро. К слову, по опыту таких стран ставки у них эквивалентно приравнены к 90 евро за тысячу сигарет, то есть так же, как прописано в Директиве ЕС.

Отдельно отмечу, что для стран, которые недавно стали членами Евросоюза, средний срок между подписанием договоров об ассоциации с ЕС и выполнением требований о приведении ставок акцизного налога на табачные изделия к минимальной норме составил около 13 лет. А в Польше, Венгрии и Болгарии — 15 лет. Украина же пообещала привести ставки акцизного налога на табачные изделия до уровня, эквивалентного 90 евро за тысячу штук, за восемь лет.

Мы готовы еще раз представить обоснованную позицию индустрии как Кабмину, так и парламенту. К сожалению, правительство не принимает во внимание то, что резкий скачок цен на сигареты увеличит и без того растущий уровень нелегального рынка табачных изделий.

Административное бремя

Украина входит в список мировых лидеров нелегальной торговли, в том числе контрабанды сигарет в страны ЕС. Табачная индустрия как-то борется с этим явлением или это тоже задача государства? И как остро стоит проблема нелегальной торговли внутри страны?

— Действительно, согласно исследованию Project Sun KPMG, Украина еще в 2016 году стала лидером по контрабанде сигарет в страны ЕС. Несмотря на то что объемы украинской контрабанды в Европе снижаются, наша страна все еще удерживает пальму первенства.

Однако контрабанда из Украины — не единственная проблема. Нелегальный рынок в Украине за последние два года сильно вырос. Согласно исследованиям компании Kantar TNS, с начала 2017 года и до конца 2018-го доля нелегальных сигарет увеличилась с 1,1% до 4%, то есть практически в четыре раза. 4% на первый взгляд кажутся скромным показателем, однако это 2,5 млрд шт. нелегальных сигарет лишь за прошлый год. На таком объеме бюджет Украины недополучил по меньшей мере 2,3 млрд грн налогов.

2,3 млрд грн недополучил бюджет Украины в 2018 году из-за процветания нелегального рынка сигарет

Если говорить о борьбе с нелегальной торговлей, то со своей стороны мы делаем все возможное для предупреждения незаконного вывоза продукции за границу. Так, мы используем современные цифровые системы для отслеживания движения партий табачной продукции от производителя до розничных продавцов.

Но представители индустрии не наделены полномочиями борьбы с нелегальной торговлей. В 2017 году правительство приняло "Стратегию в сфере противодействия незаконному производству и обороту табачных изделий на период до 2021 года". Шаги, которые предлагает "Стратегия", позволят снизить объемы нелегального производства и оборота табачных изделий и противодействовать их незаконному перемещению. Однако план действий "Стратегии" до сих пор не принят. Это не позволяет имплементировать на практике задекларированные меры борьбы с контрабандой и контрафактом.

В парламенте недавно зарегистрировали законопроект, упраздняющий авансовую уплату акцизного налога при получении акцизных марок. Как вы относитесь к этой инициативе?

— До 2013 года в Украине акцизный налог уплачивался только после первой фактической реализации табачных изделий. Это значительно упрощало администрирование налога и позволяло не обращаться за дополнительными кредитными ресурсами.

С 2013 года акцизный налог с табачных изделий уплачивался до момента получения акцизных марок, то есть уплата налога фактически проходила в момент, когда налоговые обязательства еще не наступили, а база налогообложения еще не определена. Это вынуждало компании привлекать дополнительные финансовые средства, увеличивая кредитный портфель. В 2017 году внесли изменения в Налоговый кодекс, и срок уплаты акцизного налога наступал в течение пяти дней после момента получения акцизных марок, с 2018 года этот срок увеличился до 15 дней.

Инициатива постепенного увеличения сроков уплаты акцизного налога выигрышная как для государства (оно все равно получит акцизный налог в полном объеме), так и для бизнеса, который имеет больше времени для аккумулирования средств на уплату налога.

Хотелось бы также отметить, что до 2016 года налог на прибыль предприятий также уплачивался авансом, что создавало массу неудобств для компаний — например, накапливались переплаты по налогу, которые очень долго не возмещались. В итоге с 2016 года авансовую уплату налога на прибыль упразднили.

Табачная индустрия выступает за отмену 5% розничного акциза с табачных изделий. Почему вам так не нравится этот акциз?

3 млрд пачек сигарет продано индустрией в Украине в прошлом году

— Это довольно тяжелый в администрировании налог, который за годы существования не доказал эффективности. Именно из-за специфики администрирования ГФС не может качественно контролировать его уплату на местах.

Судите сами. В 2018 году в Украине продали около 3 млрд пачек сигарет по средней цене 29 грн за пачку. Получается сумма в 87 млрд грн. 5% от этой суммы — 4,35 млрд грн — должны были собрать местные бюджеты. Но, по данным Федерации работодателей Украины, местные бюджеты в 2018-м от этого сбора получили только 2,4 млрд грн, 55% от планируемой суммы.

Фактически налог в местные бюджеты не собирается с каждой второй пачки, уводя в тень колоссальные объемы неуплаченного налогового обязательства. При этом, по нашим наблюдениям, цена для потребителя в большинстве случаев включает в себя сумму розничного акциза. То есть в Украине создается теневой сегмент рынка размером 2 млрд грн, которые оседают в чьих-то карманах.

Мы считаем, что этот платеж нужно упразднить. Еще в 2017 году отменили акцизный налог на розничную реализацию топлива, так как столкнулись с такой же проблемой — налог не уплачивался. Тогда ставку перенесли в сумму акциза, который уплачивается на таможне или на производстве, а уже только потом распределяется по местным бюджетам в соответствии с объемами реализации.

Более того, 5%-й акцизный налог на розничную реализацию в Европейском союзе не используется, поэтому его отмена приблизит наше законодательство к европейским требованиям в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС.

Могло быть и лучше

Складывается впечатление о сложных взаимоотношениях бизнеса и власти. Но позиции Украины в рейтинге Doing Business растут из года в год. Если говорить в целом, вы ощутили улучшение условий для ведения бизнеса за последние несколько лет?

— Если говорить о рейтингах, то следует обратить внимание на методологию, по которой оценивают показатели. Методология Doing Business, в частности, показателя легкости администрирования налогов Paying Taxes, оценивает легкость ведения бизнеса компаниями малого и среднего размера: количество сотрудников до 60 человек, компания не осуществляет экспортно-импортных операций и производимые товары не облагаются специальными налогами. Эти показатели нерелевантны для нашего бизнеса. Аффилированные компании "Филип Моррис Украина" являются работодателем для более 1,3 тыс. сотрудников, осуществляют экспортно-импортные операции с более чем 20 странами, производимые нами товары облагаются акцизным налогом.

"Борьба с коррупцией, создание равных, справедливых условий работы на рынке, стабильность государственной политики — это факторы, которые мы считаем важными при оценке инвестпривлекательности страны"

Именно поэтому мы оцениваем улучшения условий ведения бизнеса по критериям, которые важны для больших компаний — инвесторов в экономику Украины. Как я упоминала, один из таких критериев — стабильность налогового законодательства.

Еще один момент. Наша продукция поступает к конечному потребителю через розничные сети, которые как раз часто попадают под методологические критерии рейтингов. В этом контексте упрощение уплаты налогов — важный показатель простоты ведения бизнеса. Отмена акцизного налога с розничной продажи табачных изделий повлияет на почти 80 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса, которые занимаются реализацией подакцизной продукции.

Одна из острых для украинского бизнеса проблем — отток трудовых ресурсов. Что вы делаете для удержания и привлечения новых сотрудников?

— Top Employer Institute шестой год подряд признает "Филип Моррис Украина" одним из лучших работодателей. Помимо комфортных условий работы с достойной зарплатой, широкого перечня льгот и компенсаций мы помогаем нашим сотрудникам развиваться и совершенствоваться. Так, в 2018-м мы запустили инициативу Learning HUB — внутреннюю платформу, объединяющую все офлайн- и онлайн-обучающие активности, делая их более доступными для каждого сотрудника.

Кроме того, мы формируем культуру, где важно мнение каждого. Например, ежеквартально проводим Video Town Hall, в которых сотрудники с четырех рынков (Украина, Грузия, Армения, Молдова) могут напрямую задать вопрос любому из топов компании.

Также внедрили практику обучения у самих сотрудников. В прошлом году в рамках программы Reverse mentoring менторами директоров выступали сотрудники разных подразделений, поколений, уровней в организации и взглядов на решение бизнес-проблем.

Для привлечения молодых талантов ежегодно проводим интернские и обучающие программы для студентов, такие как Aspire и Inkompass, PMBA, Real life of Finance, Real Life of Operations. Более 30% сотрудников ФМУ на позициях стартового уровня были участниками наших программ для студентов.

Какие условия будущий глава государства должен создать для украинского бизнеса, чтобы вы могли рекомендовать своему руководству инвестировать в Украину — к примеру, построить еще одну фабрику?

— Борьба с коррупцией, создание равных, справедливых условий работы на рынке, стабильность государственной политики — это факторы, которые мы считаем важными при оценке привлекательности страны для инвестирования в развитие бизнеса. Если в стране созданы понятные и прозрачные процедуры для экспортно-импортной деятельности, защищаются права инвесторов, международные компании всегда будут более открыты к рассмотрению возможности развития бизнеса в стране.