Разделы
Материалы

Конец эпохи энергорасточительности. С чего Украина начнет путь к уменьшению потребления ресурсов и снижению сумм в коммунальных счетах

Ольга Чёрная
Фото: Getty Images

В этом году в Украине начинает работу Фонд энергоэффективности. О том, что это значит для страны и чем должно обернуться для украинцев, Фокус узнал у вице-премьера Украины Геннадия Зубко

Экономить гораздо дешевле, чем добывать нефть, газ или уголь. Экономить всегда проще, чем развивать транспортную инфраструктуру для энергоносителей. И самое главное — экономить намного экологичнее, чем сжигать. Поняв это, а также осознав, что ископаемые виды топлива ограничены, человечество всерьез озадачилось проблемой рационального использования энергии.

Украина, долго пребывавшая на обочине мировых энергетических трендов, включилась в общецивилизационный процесс лишь после 2014 года. К этому времени она успела прочно занять почетное место среди стран — лидеров по разбазариванию энергии, основательно подсев на российскую газовую иглу и доведя промышленность и жилой сектор до состояния черной дыры, в которой ежегодно исчезали миллиарды кубов голубого топлива, а вместе с ними — 150–160 млрд грн бюджетных средств.

Когда другого пути нет

"Объем сжигания энергоносителей в Украине такой же, как во Франции, или Германии. Но ведь мы не строим Airbus, как во Франции, или "мерседесы", как в Германии", — отмечает в интервью Фокусу Геннадий Зубко, вице-премьер-министр — министр регионального развития, строительства и ЖКХ. И хотя после 2014 года Украина существенно сократила объем потребления газа (в 2012 году он составлял 49,6 млрд куб. м, а в 2018-м — 32,3 млрд куб. м), ее экономика находится на катастрофически неконкурентоспособном уровне энергопотребления в Европе. Объем энергии, используемый в нашей стране для производства единицы товаров и услуг (то есть на единицу ВВП), почти в четыре раза превышает средний показатель для стран Евросоюза. Поэтому говорить о конкурентоспособности нашей продукции в Европе очень сложно.

За последнее время крупные промышленные компании Украины стали значительно больше внимания уделять повышению энергоэффективности производства, внедряя инновационные технологии для снижения объемов потребляемой энергии в условиях ее нехватки. Но не менее важный путь решения проблемы — разумное потребление ресурсов в жилищном секторе. Ведь именно ЖКХ — вторая по энергоемкости отрасль в Украине после промышленности. Ее потенциал в плане эффективного потребления ресурсов составляет, по оценкам специалистов, примерно 40% от потребности страны.

ЖКХ — вторая по энергоемкости отрасль страны после промышленности: металлургии, машиностроения, химического производства

На этом направлении и решили сосредоточить усилия, начав реформу энергоэффективности в ЖКХ. "Ключевой вопрос заключался в том, как колоссальные ресурсы, которые расходуются на поддержку неэффективной системы, претворить в источник для финансирования энергосберегающих программ. Ведь эти деньги все равно тратятся — либо людьми, которые платят за коммунальные услуги, либо государством, которое выделяет субсидии. Наша концепция состоит в том, чтобы один раз проинвестировать энергоэффективность и положить конец бездумному разбазариванию энергоресурсов. Инвестирование в энергоэффективность означает инвестирование в экономику, то есть в будущее", — комментирует Геннадий Зубко. Энергоэффективность, считает он, — это не только путь к энергетической независимости страны, уменьшению потребления ресурсов и снижению сумм в коммунальных счетах, но и способ наведения порядка в энергетической отрасли и сфере ЖКХ, а также уничтожения коррупционной составляющей.

Учет, контроль и управление

"Да, раньше люди платили гораздо меньше за газ, тепло, воду и другие услуги ЖКХ, но они недополучали в другом: например, не имели надлежащего уровня медицинских, образовательных, социальных услуг. Вместо того чтобы направлять средства в эти сферы, государство их тратило на покрытие разницы между реальной стоимостью энергоносителей и той ценой, которую за них платило население", — говорят в Министерстве регионального развития, когда речь заходит о самом болезненном шаге на пути реализации реформы — повышении цены на энергоносители.

Гражданам, не способным заплатить за коммунальные услуги после увеличения их стоимости, государство стало предоставлять субсидии. Подорожание "коммуналки" стало весомым стимулом, чтобы люди начали экономнее расходовать газ, воду и электроэнергию. Но одними лишь рыночными тарифами ситуацию не спасти. Необходим механизм, который подталкивал бы людей к энергоэффективности с помощью компенсации затрат на ее достижение.

"Ключевой задачей для нас было получить эффективного собственника, который был бы способен управлять своим домом, выстраивать рыночные, прозрачные отношения с поставщиком услуг, внедрять энергоэффективные технологии и понижать потреб­ление энергоресурсов", — говорит вице-премьер Зубко. Поскольку 60% украинских семей живут в многоэтажных зданиях, речь шла об объединениях собственников многоквартирных домов (ОСМД) и создании для них условий, при которых они могут контролировать расходы энергоресурсов.

В 2015 году приняли Закон Украины "Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме", который предполагает, что жильцы домов могут либо создавать ОСМД, либо выбирать на конкурсной основе управляющую компанию. А поскольку первый шаг к управлению собственностью — это учет, в правительстве разработали законопроект о коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения. Кроме того, в парламент подали законопроекты об энергетической эффективности зданий и о жилищно-коммунальных услугах, которые регулируют взаимодействия потребителя и поставщика.

Первая ласточка. В прошлом году первое ОСМД получило энергосертификат с оценкой состояния своего дома и рекомендациями по его улучшению

В 2017 году Верховная Рада проголосовала за эти законопроекты, что стало поворотным моментом в процессе реформы. В том же году парламент утвердил закон о Фонде энергоэффективности. Законодательное обеспечение процесса способствовало его активизации: число ОСМД увеличилось в 2,5 раза (сегодня их в Украине насчитывается около 33 тыс.), а оснащенность жилых домов счетчиками возросла в 3,5 раза, достигнув 80%. Стопроцентного охвата счетчиками, по словам вице-премьер-министра, в правительстве планируют достичь к 2020 году.

Следующим шагом на пути к сокращению энергозатрат стала тепломодернизация жилья. С 2014 года в стране действуют государственные и муниципальные программы, благодаря которым украинцы могут получить финансовую помощь на утепление домов, установку пластиковых окон, замену старого газового котла на более эффективный, установку счетчиков на воду и отопление. Например, в рамках программы "теплые кредиты" государство дает возможность гражданам взять кредит на реализацию энергоэффективных мероприятий и частично компенсирует его. Например, если речь идет об общедомовых мероприятиях, которые проводит ОСМД или кооператив, то государство компенсирует 40% расходов. В случае замены котла на негазовый компенсация составляет 20% от суммы кредита.

За время работы программы "теплые кредиты" ею воспользовались почти 570 тыс. семей. Параллельно действует 140 муниципальных программ, обеспечивающих от 10% до 30% софинансирования энергосберегающих мероприятий, а также программа IQenergy, которую финансирует Европейский банк реконструкции и развития. Ее участники могут получить компенсацию 35% стоимости товаров и материалов, используемых ими для утепления и модернизации жилья.

Такие программы — важная составляющая борьбы за оптимизацию энерготрат, но системный подход к решению этого вопроса они не обеспечивают. В результате государство не может оценить, какова экономия, полученная на выходе. "Человек может поставить окно с двухкамерным пакетом, а может — с трехкамерным. Может утеплить стену 50-миллиметровым слоем пенополистирола, а может — 100-миллиметровым слоем стекловаты. Деньги вложены разные, но эффект тоже разный. Часто люди, проводя такие мероприятия, не обладают нужными знаниями и потому тратят средства, не получая нужного результата". Запуск работы Фонда энергоэффективности обеспечит совершенно другой уровень осуществления энергомодернизации жилья", — рассказывает директор Фонда Юлия Головатюк-Угряну.

Европейский инструмент

Теперь программа "теплые кредиты" наряду с более мелкими проектами будет поддерживать частный сектор, а клиентами Фонда энергоэффективности, который охватит масштабные проекты тепловой модернизации, станут жильцы многоэтажных домов, точнее, ОСМД. Для 15 из них уже стартовали пилотные проекты, позволяющие протестировать процедуры для всех участников процесса — Фонда, банков и ОСМД. Их общее финансирование составляет около 40 млн грн.

"Модель работы Фонда, все его процедуры, операционная деятельность, программы и продукты разработаны при участии представителей Европейского союза и правительства Германии. Это мультидонорский фонд: в нем аккумулируются средства из госбюджета, международных доноров и частных инвесторов. Управлять им мы пригласили IFC (Международную финансовую корпорацию. — Фокус). Таким образом, мы обеспечили высокие стандарты управления Фондом, максимальную прозрачность и эффективность его деятельности и предупредили вероятность малейших коррупционных рисков", — утверждает Зубко.

Фонд не только финансирует, дает технические решения и поддерживает их внедрение, но и мониторит дальнейшее потребление энергии в домах. "Нам важно проанализировать, насколько качественно проведен энергоаудит здания, какой предложен проект, сколько потрачено денег на его реализацию и как быстро они окупились, благодаря полученной экономии энергоресурсов. И самое главное — Фонд отвечает за то, чтобы привлечь к ответственности аудитора, если эффект, который должен быть достигнут в результате его рекомендаций, не получен", — рассказывают в Минстерстве регионального развития, строительства и ЖКХ.

Кстати, именно с энергоаудита будет начинаться каждый проект модернизации. По результатам анализа того, сколько дом потребляет энергоресурсов, а сколько и по каким причинам теряет, будут проводить сертификацию здания. В Европе практика выдачи энергетического сертификата на дом существует около 40 лет. И ни одна сделка купли-продажи жилья в европейских странах не проводится без такого документа. В Украине начали это делать только в прошлом году. Первые выданные 150 энергетических сертификатов зданий показали, что отечественный жилой сектор находится на самой нижней ступени развития энергоэффективности.

В связи со всем этим в стране возрастает потребность в квалифицированных энергоаудиторах. Раньше такой профессии в Украине попросту не существовало. Сейчас 43 вуза, с которыми Минрегионразвития заключило договоры, разработали программу по сертификации таких специалистов. Реестр аудиторов (пока их 600 при общей потребности в 5 тыс. человек) находится на сайте Государственного агентства энергоэффективности. Именно на сайт Госэнергоэффективности и сайт Фонда энергоэффективности рекомендуют зайти в первую очередь тем, кто озаботился проблемой модернизации своего дома.

Выбрав аудитора и проведя сертификацию, ОСМД утверждает проект мероприятий для повышения класса энергоэффективности и комфорта в здании. И затем уже ищет компанию, которая этот проект готова реализовать. Фонд не отбирает ни энергоаудиторов, ни энергосервисную компанию, он только определяет условия взаимодействия всех участников процесса. ОСМД самостоятельно принимает решение, какого аудитора выбрать из реестра, на каких договорных условиях с ними работать, каков период гарантий, какие штрафные санкции за некачественно сделанную работу. И самое главное — контролирует эту работу.

В прошлом году в Фонд из госбюджета поступило 1,5 млрд грн. Еще 100 млн евро от ЕС и Германии на счет МДТФ (Мультидонорский трастовый фонд. — Фокус), который будет софинансировать гранты вместе с Фондом. Размер основной части гранта составляет: для пакета А ("легкий") — 40% от стоимости энергоэффективных мероприятий; для пакета Б ("комплексный") — 50%. Для первых 300 проектов предусмотрен дополнительный грант в размере 20%. Также в будущем рассматривается возможность выделения 20% от стоимости всего проекта для ОСМД, в которых больше половины жителей получают субсидии.

Прогнозы и ожидания

Сколько потребуется времени, чтобы украинцы ощутили результаты реформы? "Эффект от правильно проведенной тепломодернизации дома его жители ощущают уже в следующем отопительном сезоне, получая счета с суммами в полтора-два раза меньше прежних", — говорит Геннадий Зубко. Но поскольку население включается в этот процесс постепенно, не все сразу, то, чтобы преимущества стали очевидны всей стране, потребуется пять-семь лет.

75% – таков потенциал снижения объемов потребления энергетических ресурсов в Украине

"Я недавно встречался с представителями ОСМД. Треть из них провели разного уровня термомодернизацию и уже экономят как минимум 40% энергии, а в некоторых случаях суммы в счетах уменьшились в два, а то и в 2,5 раза. И это только благодаря "теплым кредитам" и муниципальным программам", — отмечает вице-премьер.

Если все будет идти по плану, Фонд сможет обрабатывать от 3 тыс. и более заявок в год. По данным Европейско-украинского энергетического агентства, с помощью тепломодернизации и капитального ремонта зданий ежегодное потребление энергии можно уменьшить на 10–25%. В целом по Украине потенциал снижения энергопотребления составляет 75%.

Повышение эффективности использования ресурсов для жилищного сектора в частности и экономики Украины в целом может стать главным фактором восстановления страны после затяжного кризиса. Это позволит производить примерно в полтора раза больше электроэнергии и снизит на 40% ее потребление в жилищно-коммунальном секторе при использовании тех же объемов природных ресурсов. Такой подход выльется в рост конкурентоспособности экономики страны и реальное улучшение жизни обычных граждан.