Разделы
Материалы

Докризисное будущее. Доходы украинцев подбираются к уровню 2013 года, но есть нюанс

Мария Бабенко
Фото: Getty Images

Зарплаты украинцев растут. Хотя в долларовом эквиваленте им еще далеко до уровня 2013 года. Но шансы на то, что все вернется на круги своя, по-прежнему есть

Cемья Войтенко из Киева пережила вместе с Украиной два экономических потрясения. В 2009-м, когда страна пострадала от последствий мирового финансового кризиса, Алла и Сергей практически одновременно остались без работы. Сергею повезло — работодатель (международная компания) в качестве компенсации выплатил ему трехмесячную зарплату. А Алле, наоборот, фирма так и осталась должна.

Восстановить прежний уровень жизни супругам удалось ближе к 2012 году. Однако долго наслаждаться благополучием не посчастливилось — разразился кризис 2014–2015 годов. И хотя на этот раз ни Алла, ни Сергей не потеряли работу, их уровень жизни заметно ухудшился на фоне инфляции и девальвации нацвалюты. Работодатели индексировать зарплату не спешили, из-за чего семье на несколько лет пришлось затянуть пояса.

Сегодня супруги Войтенко вспоминают прежние привычки. Как и в лучшие годы, они вновь стали обедать и ужинать в ресторанах, ездить на такси, посещать фестивали. После нескольких безвыездных лет семья снова начала путешествовать.

Однако "золотым временем" Алла и Сергей по-прежнему считают 2007–2008 годы — тогда с аналогичным доходом в долларах они могли позволить себе заметно больше, чем сегодня. Да и вообще, деньги доставались легче, а планы на будущее были грандиозными. В частности, в 2008-м пара купила свой первый автомобиль, которым пользуется и сегодня.

"Мы почти вернулись "назад в будущее" — в 2012 год, когда доллар был по восемь. Но если у нашей семьи наконец-то снова начала налаживаться жизнь, значит, очередной кризис не за горами", — шутит сорокалетний Сергей, наученный горьким опытом периодических потрясений в Украине. Самоирония не мешает супругам Войтенко с оптимизмом смотреть в будущее, планировать замену авто и улучшение жилищных условий. Однако потерянных лет не вернуть — каждый пережитый кризис вынуждает украинцев откладывать жизнь на потом, до лучших времен.

Более и менее

Ситуация с восстановлением "дореволюционных" долларовых зарплат заметно отличается в зависимости от отрасли и профессионального опыта сотрудников. Так, Катерина Скибская, генеральный директор компании DOPOMOGA Ukraine, приводит в пример менеджеров по продажам, у которых средний уровень зарплат в 2013 году достигал 5 тыс. грн ($625), а в данный момент составляет около 10 тыс. грн (около $380). Однако бухгалтеры с опытом работы от пяти лет и знанием английского на уровне как минимум Intermediate в 2013 году рассматривали предложения с зарплатами 7–13 тыс. грн ($875–1,6 тыс.). А в 2019 году специалист с аналогичным опытом и требованиями рассчитывает на вознаграждение от 25 тыс. грн до 35 тыс. грн ($960–1,4 тыс.). То есть, по крайней мере для некоторых профессий, доходы приближаются к показателям 2013 года.

Однако в целом до 2013 года нам еще далеко. Данные команды EY People Advisory Services, которая ежегодно готовит обзоры заработных плат и компенсаций на основе опроса более 250 ведущих компаний из 15 отраслей, пока не подтверждают тезис о восстановлении докризисного уровня зарплат в долларовом эквиваленте. Как отмечает Юлия Головко, менеджер практики People Advisory Services EY в Украине, средняя годовая оплата труда сотрудников компаний-участниц их обзоров в долларовом эквиваленте до налогообложения в 2018 году оставалась на 39% ниже, чем в 2013-м, притом что с 2016 года показатель вырос на 22%.

Анализ базы вакансий, размещенных на кадровом портале hh.ua, также показывает, что зарплаты в валютном эквиваленте все еще не восстановились. "В пересчете на курс доллара, актуальный в 2013 году, 42% зарплатных предложений в вакансиях находилось в диапазоне $1,2–2 тыс., — утверждает Юлия Дрожжина, руководитель экспертно-аналитического центра кадрового портала hh.ua. — В 2019 году уровень в $400–800 актуален для 52% вакансий".

Предложения о работе с зарплатой выше $1,2 тыс. в течение последних шести месяцев на hh.ua занимают всего 7% от числа всех вакансий. Чаще всего подобные позиции появляются в рубриках IT, "Продажи" и "Маркетинг", реже — в таких сферах, как "Страхование", "Домашний персонал", "Безопасность".

Показательно и то, что сегодня соискатели в целом хотят большего, чем работодатели могут им предложить. Как отмечает Татьяна Пашкина, HR-маркетолог компании rabota.ua, 2014 год стал последним, в котором предлагаемая заработная плата была выше ожидаемой. "У нас снова наблюдается прирост этой "дельты", — рассуждает она. — Даже если зарплата в долларовом эквиваленте и достигла докризисного уровня, эта величина недостаточна для кандидатов. Существенно выросшие расходы на коммуналку, транспорт и другие статьи затрат нивелируют прирост".

В то же время Дарья Михайлишина, экономист Центра экономической стратегии, считает более информативным показателем не зарплату в долларах, а реальную зарплату, взвешенную на рост цен. Рассчитанная по этому критерию средняя зарплата в 2018 году на 9% превысила показатели 2013 года. В текущем году тенденция роста сохраняется. Еще один показатель, который экономисты используют для сопоставления уровня жизни в разные годы, — ВВП на душу населения. Как отмечает Дмитрий Боярчук, исполнительный директор Центра социально-экономических исследований "CASE-Украина", этот показатель в 2019 году составит около $3,5 тыс., что все же ниже уровня 2013 года — $4 тыс. "Однако после оккупации части Донбасса структура экономики изменилась, распределение доходов стало несколько иным. Поэтому я соглашусь с утверждением о том, что по уровню доходов мы выходим на докризисный уровень", — заключает эксперт.

Падающий доллар

Даже если кому-то из украинцев посчастливилось сегодня получать в долларах столько же, сколько и до кризиса, нынешняя зарплата вряд ли обеспечит такой уровень жизни, как в "лучшие времена". "Стоимость части товаров и услуг возросла в перерасчете на доллар", — утверждает Егор Киян, эксперт по экономическим вопросам Международного центра перспективных исследований. — Соответственно, чтобы достичь уровня 2013 года, зарабатывать надо больше даже в долларовом эквиваленте".

В Украине происходит некая внутренняя инфляция доллара, и покупательная способность американской валюты постепенно снижается. "С 2013 года в пять раз выросли цены на жилье, воду и коммунальные услуги, а алкоголь подорожал в 2,8 раза. Меньше всего цены изменились в таких категориях, как связь (+54%), одежда и обувь (+73%)", — отмечает Дарья Михайлишина. То есть повышение стоимости коммуналки обогнало даже более чем трехкратную девальвацию нацвалюты, теперь эта статья расходов "подъедает" прирост зарплат и сужает финансовые возможности украинцев.

Еще один фактор — низкий уровень жизни большей части населения вне нескольких мегаполисов. Из-за этого самые ходовые товары нижней ценовой категории дорожают быстрее, чем общий темп инфляции по стране, — уверен Сергей Гаспарян, партнер, руководитель отраслевой практики потребительского сектора компании KPMG.

Не в долларе дело. Чтобы достичь уровня 2013 года, зарабатывать надо больше даже в долларовом эквиваленте

Очередным подтверждением того, что уровень жизни украинцев все еще далек от докризисного, Егор Киян считает преобладание расходов над доходами, тогда как в 2013 году украинцы больше зарабатывали, чем тратили. Такую ситуацию эксперт объясняет как "проеданием" сбережений, так и наличием теневых зарплат. Но в любом случае делать накопления украинцы сегодня менее склонны, чем до кризиса.

Принуждение к росту

Если в стране не произойдет каких-либо непредвиденных потрясений, рост доходов граждан должен продолжиться. Шансы к 2020 году догнать уровень жизни 2013-го у нас по-прежнему есть.

В соответствии с прогнозом МВФ экономика Украины продолжит стабильно расти следующие несколько лет. Это создаст объективные предпосылки для повышения доходов граждан.

Более того, экономисты отмечают, что рост зарплат в Украине не симметричен динамике ВВП. По словам Сергея Гаспаряна, на изменение уровня оплаты труда в стране влияет дефицит кадров из-за доступа украинцев к международному рынку труда. Чтобы сохранить человеческие ресурсы в Украине, работодателям приходится значительно повышать зарплаты, поэтому рост вознаграждений опережает темпы восстановления экономики.

Опрошенные Фокусом эксперты прогнозируют дальнейшее повышение доходов граждан. "Украинские и иностранные компании озвучивают планы относительно повышения зарплат во второй половине 2019-го и в 2020 году. Медианное значение пересмотра по всем отраслям составляет 8%", — говорит Наталия Бондаренко, руководитель департамента рекрутмента в Киеве компании ANCOR Ukraine.

Как отмечает Татьяна Пашкина, многим специалистам, не удовлетворенным повышением вознаграждения внутри компании на 10–15%, приходится менять работодателя, чтобы добиться желаемого прироста доходов в 30–50%. Это влечет за собой рост текучести персонала.

Для предотвращения оттока кадров, в том числе за рубеж, умеренного повышения вознаграждений может оказаться недостаточно. "Если учесть, что в 2020 году Германия откроет границы для трудовых мигрантов из стран – не членов ЕС, Польша ежегодно повышает почасовую зарплату, а Чехия удваивает квоты для трудовых мигрантов, украинским работодателям придется отвечать на эти вызовы. Привычным коридором увеличения зарплаты до 15% уже вряд ли отделаешься", — продолжает Пашкина.

Одним словом, сейчас украинские работодатели столкнулись с серьезным вызовом. Им необходимо менять бизнес-модель и изыскивать ресурсы для значительного повышения уровня оплаты труда. В противном случае придется сворачивать деятельность или продавать бизнес тому, для кого изменения в кадровой политике окажутся по силам. В первую очередь это касается ручного труда. Но и прочие профессиональные сферы будут постепенно подтягиваться за средним уровнем. Хоть юристы и финансисты, скорее всего, не смогут получить работу за рубежом по специальности, вряд ли работодатели смогут платить им меньше, чем обычным рабочим.