Нефтетрейдеры «разогрели» рынок, и сейчас неплохо зарабатывают на волне повышенного спроса. Правительство Януковича сумело ограничить их аппетиты. Однако договоренности выполняют не все. Кое-где цены все же остановились. Надолго ли?
Подорожание бензина было неизбежным как осень. На украинском рынке произошло стечение сразу нескольких неблагоприятных факторов. Как известно, мощности находящихся в Украине нефтеперерабатывающих заводов находятся в основном в руках россиян, которые не могли не отреагировать на подорожание нефти в мире. Украинские НПЗ в июле покупали сырье в среднем по $434 за тонну, а в августе – уже по $472-480. Цена отдельных партий нефти достигает $490 за тонну.
Соответственно начали повышаться и отпускные цены нефтеперерабатывающих заводов. Поскольку запасы нефтепродуктов у них были невелики, это сразу же сказалось на рознице. Впрочем, осеннее подорожание топлива не в диковинку. Зачастую это еще и традиционная возможность подзаработать на повышенном спросе на топливо во время осенних полевых работ.
"Трейдеры отталкиваются не только и не столько от оптовой цены, а зачастую искусственно "разогревают" рынок. Цены на АЗС выставляются, исходя из запасов топлива на рынке и баланса спроса и предложения, цен на сопредельных рынках и т.д.",— комментирует ситуацию пресс-секретарь компании "ТНК-BP Украина" Ирина Ковальчук. Как утверждает председатель правления ЗАО "Укртатнафта" Сергей Глушко, в настоящее время нефтетрейдеры зарабатывают по $100 на тонне нефтепродуктов по отношению к ценам производителей. "У нас — сплошные нули и убытки. Ежемесячно мы как бы балансируем на грани. Все заработки сегодня находятся в рознице", — отметил Глушко.
Ценники на стелах у АЗС за 3 недели прибавили по 40-50 копеек. "В отрыв" ушел Донецк — там популярный "девяносто пятый" бензин продавали по 5,2 грн. за литр. Киев ограничился отметкой 4,8 грн. С дизтопливом даже на пике его популярности – уборочная все-таки в разгаре – особых перебоев не замечено: плати 4,1-4,15 грн. за литр и заливай полный бак. Столько же стоит и популярный у аграриев "семьдесят шестой". А вот напротив А-80, А-92 иногда можно увидеть и красноречивые буквы "б/н" — безнал. То есть, запасы ограничены, продажа лишь постоянным клиентам.
Злую шутку сыграли с рынком и импортные нефтепродукты. Их с мая прошлого года в Украину завозят без уплаты пошлин. Естественно, отечественная продукция конкурировать с ними не смогла. Вот и начали украинские заводы уменьшать закупку нефти, снижать объемы переработки: только за 2005 г. они уменьшились почти на 20%. В то же время импорт бензинов из Литвы и Белоруссии вырос вдвое.
В нынешнем году эта тенденция усилилась. В результате Украина сегодня на треть снабжается импортным дизельным топливом и на 16% бензином, тогда как часть мощностей отечественных НПЗ простаивает. При этом они еще и уменьшили выпуск низкооктановых марок — высокооктановый бензин продавать выгоднее.
Эта ситуация прогнозировалась давно. О том, что будет дорожать горючее, предупреждал еще прошлый Кабмин. По словам теперь уже экс-министра экономики Арсения Яценюка, в августе-сентябре цены на нефтепродукты вырастут еще на 3-5%. Среди причин он назвал войну на Ближнем Востоке, которая спровоцировала подорожание нефти в мире, а также очередное повышение Россией экспортной пошлины на нефть (с $199,8 до $216,4 за тонну).
А вот замдиректора НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев с ним категорически не согласен: "Неправда, что бензин в Украине дорожает из-за ситуации на Ближнем Востоке, войны в Израиле или повышения экспортных пошлин на нефть в России. Г-н Яценюк прогнозировал рост цен на нефтепродукты, и нефтетрейдеры просто поспешили выбрать этот так называемый "разрешенный люфт".
Куда же так спешат трейдеры? Ответ на этот вопрос стоит поискать в действиях нового правительства.
Виктор Янукович для начала обратился к традиционным заклинаниям: мол, цены надо снизить, причем очень рыночно. Видимо, Виктор Федорович не забыл еще ошибок Юлии Тимошенко образца мая 2005 г., когда правительство просто взяло и установило граничные цены на нефтепродукты, обвинив при этом нефтетрейдеров и российских нефтепереработчиков в сговоре. Последствия этих шагов Юлии Владимировны еще свежи в памяти. Цены тогда все равно поползли вверх. А репутация правительства – вниз. Однако по сути нынешнее правительство никакого ноу-хау выдумывать не стало, а попросту усадило участников рынка за стол переговоров и стало склонять к подписанию уже привычного для себя и для них меморандума.
Конечно, не все шло гладко: министр топлива и энергетики Юрий Бойко сперва решил сбить цену Аи-95 до 4,5 грн. за литр, понимая, что торговаться нужно по-крупному. Нефтяники доказали, что поставляемая в Украину нефть обходится им по $502 за тонну, а не по $475, как считали в Минтопе. И цена осталась на уровне, которого она достигла в рознице.
О самом совещании в правительстве трейдеры рассказывали неохотно, поэтому выяснить, чем же их "купил" министр, не удалось. Однако эксперты полагают, что Кабмин предложил им уже давно обсуждаемый вариант – он вводит пошлины на импортное топливо, а переработчики и трейдеры насыщают внутренний рынок отечественными нефтепродуктами в достаточном количестве. Вот почему торговцы так спешили поднять цены – скоро заработок на импорте может накрыться медным тазиком.
Тем не менее, ситуация окончательно еще не разрешилась: на днях, а может и раньше достигнутые с трейдерами договоренности Минтопэнерго собирается узаконить в очередном меморандуме. Однако осенью эксперты прогнозируют подорожание нефти и продуктов ее переработки в России, откуда наши НПЗ получают около 70% сырья. Растет цена топлива и в Европе (в Чехии за 95-й дают $1,4, в Британии — $1,7, а в Германии цена доходит до $1,8). И если всюду происходит подорожание, то нас оно вряд ли обойдет.