Позиция
За последние десять лет количество банков в Украине значительно сократилось. Многие из тех, которые ушли с финансового рынка в 2014–2016 годах, имели огромные размеры капитала и демонстрировали солидную прибыль. Тем не менее это их не спасло. А небольшие банки, вопреки политическим и экономическим потрясениям, устояли. Почему произошло именно так и какие перспективы это открывает клиентам, почему малый и средний бизнес уходит от крупных банков, читайте далее.
Сегодня нишевые банки имеют отличные показатели по всем направлениям своей деятельности. Они не перегружены проблемными активами и действуют в тех рыночных нишах, которые важны для малого и среднего бизнеса, но не интересны крупным банкам.
Большим банкам проблематично работать с предпринимателями сегмента МСБ, потому что к ним нужен индивидуальный подход, который они не могут себе позволить. В то время как небольшие банки разрабатывают уникальные продукты под требования клиента, причем делают это намного быстрее. Это и есть успешно реализованная "нишевость".
Мнения предпринимателей
Артем, директор рекламной компании:
В отличие от больших системных банков небольшие банки более Agile (англ. проворный, шустрый, сообразительный). В них меньше формализма и больше человечности.
Чем крупнее банк — тем больше людей задействовано в цепочке принятия решения. На топ-менеджеров выводят разве что крупных бизнесменов. А в небольшом банке общаешься с человеком, который имеет прямой контакт с топ-менеджером.
Игорь Петрович, руководитель транспортной компании:
Я обслуживаюсь в БАНКЕ АЛЬЯНС. Этот банк очень гибкий и нишевый, в нем отсутствует равнодушие к клиенту, как часто бывает в крупных банках. Здесь виден индивидуальный подход к каждому клиенту, им действительно занимаются, уделяют внимание. В большом банке ты вроде бы и считаешься VIP-клиентом. Но таких, как ты, там тысячи, поэтому твоя "цена" в этом качестве уменьшается.
Еще я ценю быстроту обслуживания. В крупных банках вопросы решаются долго, у них процедура, регламент, очередь, в конце концов. В АЛЬЯНСЕ же все намного быстрее, и я экономлю свое время.
БАНК АЛЬЯНС
Основные направления работы БАНКА АЛЬЯНС — корпоративное обслуживание, VIP-сервис, казначейский бизнес и обслуживание клиентов, занимающихся экспортно-импортными операциями. Активно развивают в банке FOREX для физических лиц и агронаправление. В последнее время в связи с валютной либерализацией БАНК АЛЬЯНС начал предоставлять сервис нерезидентам, которые работают с украинскими компаниями.
Цифры
В 2018 году БАНК АЛЬЯНС заработал 111 млн грн, по итогам сентября 2019-го прибыль составила 48,6 млн. Валютобаланс: 2019 год в БАНКЕ АЛЬЯНС начался с 2 млрд кредитного портфеля, на сегодня же он составляет 2,9 млрд, как за счет собственного капитала, так и привлечения клиентских денег. На конец года планируется выйти на 3,5 млрд.
Тарас Кравец, финансовый директор АО "БАНК АЛЬЯНС":
Мы являемся корпоративным банком, около 96 % кредитного портфеля — это корпоративные займы. В части розницы в марте текущего года мы запустили Private Вanking (РВ). У каждого предприятия, которое мы кредитуем, есть топ-менеджмент, то есть руководители высшего звена, которые хотят обслуживаться в нашем банке как индивидуальные клиенты. Так возникла идея запустить VIP-сервис, клиентскую базу которого сейчас интенсивно увеличиваем за счет новых продуктов.
Проблемные кредиты
На сегодня задолженностей по кредитам практически нет, чем в БАНКЕ АЛЬЯНС очень гордятся. Несмотря на то, что кредитный портфель довольно большой, доля нерабочих кредитов составляет менее 1 %. В банке в том, что комбинация хорошей программы оценки рисков, умения выбрать правильных клиентов и работы сильной команды, каждый игрок которой прошел отличную банковскую школу по направлению бизнес-риск-менеджмента, — это залог такого успеха.
Председатель правления АО "БАНК АЛЬЯНС" Юлия Фролова:
Сервис банка ассоциируют с реальными людьми, которые помогают решать проблемы клиентов. Мы предлагаем оптимальное решение в ситуациях, когда большие банки не могут быть достаточно эффективными. У нас хватает инструментов, чтобы минимизировать время клиента и найти индивидуальный подход к каждому из них.
Резюме
На рынке успешен не крупный, а быстрый и человечный. Чтобы предоставлять современные финансовые продукты, не обязательно иметь широкую сеть отделений. Главное — построить сбалансированную бизнес-модель, в которой будут индивидуальный подход к каждому предпринимателю, профессиональная помощь в расширении его бизнеса и экономия времени клиента. Прибыльные и прозрачные небольшие банки, успешно работающие в своих нишах, по многим критериям выигрывают у больших системных, потому что их первостепенная задача — стать частью команды своих клиентов.