Накануне принятия госбюджета в уже привычном для страны турборежиме в Киеве прошел съезд президентской монопартии, на котором «слуги народа», среди прочего, уточнили свою идеологию. Если раньше речь шла о либертариантсве, то теперь «Слуга народа» исповедует «социалистический либерализм».
Однако если свои вывески партия власти может менять хоть каждый день, то бюджет без всяких слов рассказывает нам об истинных взглядах команды Зеленского на экономику и взаимоотношения государства и общества.
Судя по бюджету 2020 года, идеология "Слуги народа" крайне правая с экономической точки зрения, с вкраплениями антисоциального радикализма. По сути, это своеобразный мост от незабываемой "яценомики" в мир "зэкономики", весьма далекий от чудного мира, за который голосовали большинство избирателей Владимира Зеленского и его партии. В 2020 году пенсии не вырастут, рабочие места в бюджетном секторе сократятся.
Парадоксально, но новые политические элиты, пришедшие к власти благодаря "электоральной революции", теперь изо всех сил пытаются проводить экономическую политику предыдущей власти, расставив на руководящие должности "новые лица". Эта задача оказалась настолько сложной, что на некоторых постах пришлось оставить старые кадры – так хорошо они реализовывали программу прошлой власти, плавно перекочевавшей в методички новой.
В частности, на своем посту осталась министр финансов, которая и несет полную ответственность за государственную финансовую политику, включая формирование годового бюджета. Это еще раз подтверждает простую истину: если избиратель не умеет голосовать за смыслы, то смыслы будут придуманы без его участия и зачастую за его же счет.
В стране с таким большим влиянием государства на экономику, как в Украине, бюджет – это бизнес-план власти, напрямую влияющий на жизнь большинства граждан. План, как сделать всех нас богаче. Хотя на практике пока выходит наоборот.
В новой смете мы не увидели ни эффективной налоговой политики в виде широкого фискального маневра, ни инструментов национальной промышленной политики. Ни новых точек роста экономики, ни удобных "окон" входа для инвесторов. И самое главное – в документе нет полноценного бюджетного модуля по инвестированию средств в социальный капитал. Механика здесь достаточно простая: в преддверии нового глобального кризиса и технологической перестройки мировой экономики, вся финансовая мощь государства должна концентрироваться на росте капитализации социального актива страны. Все свободные ресурсы должны быть направлены на медицину, образование и науку. Новое качество социального капитала – это новые позиции государства в глобальных цепочках добавочной стоимости, это основа модели опережающего роста, когда государство наращивает социальный капитал, а бизнес благодаря этому ускоряет рост экономики.
Ну а пока бюджет в цифрах: только на обслуживание долга запланировано потратить 141,5 млрд грн, что сопоставимо с расходами государства на образование (145,1 млрд грн) и существенно больше расходов на медицину (113,3 млрд грн), не говоря уже об инвестициях в инфраструктурные проекты (74 млрд грн). В следующем году мы не будем развиваться и большая часть ресурсов будет направлена на погашение внешних и внутренних долгов. То есть это бюджет внешних кредиторов.
Никаких новых механизмов наращивания доходной части нет и в помине. Разговоры о теневой экономике, оптимизации налогообложения на уровне ФПГ (агрессивные схемы налогового планирования), теневые потоки на таможне в размере миллиардов долларов остались разговорами. А нам бы хотелось по каждому из указанных точек обеднения бюджета увидеть план дополнительных поступлений. Пусть не на десятки миллиардов долларов, пусть реалистичный, но план. Его нет. Пожалуй единственный источник дохода, "придуманный" новым правительством – это легализация игорного бизнеса, которая принесет в бюджет-2020… аж 3 млрд грн дополнительных налоговых поступлений.
Пенсии практически не вырастут и переход к модели "никто у нас в стране не будет получать меньше прожиточного минимума" перенесен на пять лет! Более того, правительство планирует "отвязать" большую часть бюджетных статей от привязки к прожиточному минимуму. Видимо, для того, чтобы обильно не краснеть.
Субсидиарная политика будет ужесточена, ни о каком снижении базовых тарифов на газ, отопление, горячую воду, речь не идет. И это на фоне 12-летних минимумов цены на природный газ на европейском рынке, когда размер тарифов можно было бы снизить. Скорее всего, грядущий год станет годом роста тарифов на электроэнергию для населения, ферросплавам нужна дешевая электрика и там не хотят делиться. Условный режим спецобязательств для Энергоатома, когда за счет атомной энергетики дотируется сектор бытовых потребителей, будет "переформатирован" с целью дисконтирования тарифов для крупных промышленных покупателей энергоресурсов. Скорее всего, из системы субсидирования будет "выброшено" более 500 тысяч домохозяйств. Кстати, порог предоставления субсидий повышен с 15% до 20% доходов домохозяйств.
По заявлению премьера, доходы от либерализации рынка земли пройдут мимо "кассы", то есть бюджета. Как выразился премьер, они несут "разовый характер". С другой стороны, логика подсказывает, что рынок земли может быть открыт лишь после того, как будет установлена четкая корреляция между инвестициями и ростом доходов бюджета. Только в таком случае, государство и экономика почувствуют хоть какой-то эффект. То, что доходы от реализации рынка земли не вошли в бюджетный план, говорит о том, что уже известны схемы их внебюджетного "освоения".
Особая печаль с параметрами приватизации. Общая сумма поступлений запланирована на уровне 13 млрд грн, при чем большая и малая принесет примерно поровну. Тут явно занижены параметры первой и завышены второй, ведь малая приватизация первой волны принесла 2 млрд грн и это были самые "вкусные" объекты, в основном недвижимость. Даже инфраструктурно мы пока не готовы продавать в три раза больше. Что касается большой приватизации, то 6 млрд грн – это цена продажи одного объекта, например Центрэнерго или ОПЗ, если продавать по справедливой цене. А ведь планировали "скинуть" все, от вокзалов до главпочтамта. Ну и главная загадка: как 13 млрд грн смогут стать драйверами экономического роста. Ведь премьер Гончарук заявил именно об этом: "Драйверами развития будут большая и малая приватизация. Мы будем передавать предприятия, которые являются неэффективными и заброшенными, эффективным собственникам, чтобы они на базе этих объектов создавали рабочие места". Конечно, можно предположить, что груда металлолома в умелых руках заработает и мультиплицирует в разы наш ВВП, но что-то подсказывает, что место в топ-10 экспортеров лома на мировом рынке нам обеспечено.
Нынешний бюджет достаточно сложно критиковать с технической точки зрения. Здесь все консервативно. Но его нужно критиковать с точки зрения стратегических целей. Когда в иерархии государственных приоритетов на первом месте находится не человек, а кредитор как функция, и финансово-промышленные группы как ключевая институция-бенефициар, впору переименовывать Кабинет министров в ликвидационную комиссию, назначенную советом заимодавцев и выгодополучателей на паритетных началах, как наблюдательный совет одной известной полугосударственной нефтяной компании. Это как "сокращение персонала" в известном фильме "Мне бы в небо": "И среди множества огоньков один будет чуть ярче других. Огонек на крыле моего самолета, что летит над вами".