Разделы
Материалы

Российский мультимиллионер Александр Лебедев об украинском кризисе и самых перспективных кандидатах в президенты

Среди украинских миллиардеров таких людей, как экс-депутат Госдумы РФ Александр Лебедев, просто нет.

Крайне разнообразные бизнес-интересы в сочетании с политической и общественной активностью, вплоть до ведения собственного блога в интернете – отечественные деятели чаще всего практикуют что-нибудь одно. Многостаночника Лебедева многое связывает и с Украиной – от бизнеса до выборов президента: в 2004-м команда кандидата Ющенко арендовала у него офис в центре Киева. На вопрос, с кем из претендентов на пост главы государства Лебедев собирается вести дела в этот раз, он только смеется:

– Это мифотворчество! Действительно, наш офис арендовал Александр Морозов (тогда – советник Ющенко. – Фокус) как предприниматель. Это уже потом я узнал, что там заседали оранжевые. Но даже если бы я заранее был в курсе, то, наверное, их не выгнал бы. Это не значит, что я их поддерживаю, просто они платили за аренду. Что касается Ющенко, то я придерживался следующей точки зрения: дайте ему поработать, может, будет хороший результат. Но результат, увы, оказался плачевным. Я получил за это по полной программе в Москве. Был объявлен оранжевым.

– А чем закончился ваш спор в 2005 году с нашеукраинцем Николаем Мартыненко из-за недополученной вами арендной платы за этот офис?
– Я не помню, может, они нам потом все-таки заплатили. У них действительно была задолженность. В любом случае они все закрыли, поскольку здание мы продали.

– Как известно, у вас многогранные бизнес-интересы, в частности и в Украине.
– Да, у нас есть здесь "Энергобанк", страховая кампания "Европейский страховой альянс", завершаем строительство в Алуште гостиничного комплекса на сто номеров. Купили полуразрушенные виллы "Ксения" на набережной, будем их восстанавливать. Развиваемся. Хотя сегодня не самый лучший период для этого. Но особых проблем не имеем, поскольку нет долгов.

Еще есть гостиница "Украина" (расположена на площади Независимости в Киеве. – Фокус), судимся за нее уже четыре с половиной года (с Госуправделами и Фондом госимущества Украины – Лебедев настаивает на своих правах на здание, которое хочет сделать пятизвездочным отелем. – Фокус) А ведь давно бы реконструировали. Вот вам и команда Ющенко!

– С кем-нибудь из наших бизнесменов хотелось бы поработать?
– Нет. Но не потому что мы не хотим, просто слишком тяжелыми сферами занимаемся – в частности, строительством и управлением гостиничными комплексами. Сейчас восстанавливаем театр Чехова в Ялте, его Дом-музей. Не все разделяют нашу идеологию. Потому и партнеров нет. Это ведь не металл варить.

– Сейчас в Украине некоторые утверждают, что российский бизнес ставит на Юлию Тимошенко как на будущего президента. Вы сами бы это сделали?
– Под ставкой понимается какая-то прямая поддержка – финансовая или иная. Финансовую я отродясь в Украине никому не предоставлял. Идеологически мне симпатична Тимошенко, она серьезная фигура. Яценюк произвел неплохое впечатление.

Однако нельзя все яйца складывать в одну корзину. Слава богу, в Украине есть работающая, пусть и не идеальная, демократическая система. Это хорошо. Украинцам есть среди кого выбирать – между Юлией Тимошенко, Арсением Яценюком или еще кем-нибудь. Власть надо обновлять. Это наш единственный механизм влияния на нее. Нет ничего хуже, чем зажравшаяся бюрократия, неподконтрольная обществу. К сожалению, подобную тенденцию мы наблюдаем в России.

– Вы побывали в составе разных российских политсил, владеете "Новой газетой" оппозиционного толка. Относите ли себя к оппозиции? Каковы ваши отношения с Путиным и Медведевым?
– У нас нормальные отношения. С правительством у меня много совместных проектов. Я не всегда ими доволен, но это факт. Не всем понравилось мое участие в выборах мэра Сочи. Но за что меня упрекать? За то, что я как практикующий общественник хочу изнутри посмотреть, как проходят выборы? Плохо они проходят! Плохо, когда в суды можно звонить по телефону, плохо, когда нет равного доступа к телеэфиру. Плохо, когда про тебя показывают фильмы, рассказывая, что ты английский шпион. России нужны сейчас настоящие партии, настоящая оппозиция, настоящие выборы, парламент, который контролирует исполнительную власть. У нас ничего этого нет. Поэтому мы по-хорошему завидуем украинскому народу.

– Может, не зря на Западе модно связывать стиль управления Путина с его кагэбэшным прошлым? Вы как бывший сотрудник органов видите у российской власти какой-то особый КГБ-стиль?
– Нет. Если бы я был гинекологом, а Путин водителем трамвая, ничего бы не изменилось. Все мы вышли, условно говоря, из одной советской шинели.

– Говорят о якобы укрепившихся отношениях Юлии Тимошенко с Кремлем и лично Владимиром Путиным. Вы думаете, такое потепление возможно? На каких условиях?
– Ничего плохого в укреплении взаимоотношений двух премьеров быть не может. Если б это было в моих силах, я бы помогал их улучшать до бесконечности. Пусть Юлия Владимировна постарается выстроить отношения с российским премьером, который является очень влиятельным политиком.

– Правда ли, что большое влияние в российских полит- и бизнес-кругах приобрел Виктор Медведчук, являющийся кумом Дмитрия Медведева?
– Я так понимаю, что у Медведчука довольно неплохие позиции в Москве. Считается, что он вхож у нас во многие кабинеты. Медведчук много лет потратил на то, чтобы стать влиятельной фигурой. Насколько он влиятелен в Украине, это вопрос к вам.

– Может ли отдельная страна – Россия или Украина – выйти из кризиса раньше остального мира?
– Структура экономики у нас похожа. Я думаю, в банковской системе ситуация точно такая же, как и у нас, – уровень дефолтности по кредитным портфелям растет. Мы сейчас готовимся к новому удару банковского кризиса, который по прогнозам случится во второй половине года. А шансы выхода – они абсолютно рукотворны. Возьмите ваше правительство. Нужно реструктуризировать банковскую систему, уменьшить количество банков путем слияния и поглощения, сделать капитал больше. Это минимальные требования. Надо реформировать строительство. То есть кризис необходимо использовать для того, чтобы экономика перестала быть примитивной, следует модернизировать все что можно. Я бы на месте украинцев договорился с немцами – закупил бы у них на 250 миллионов долларов оборудования для сельского хозяйства и строительства. У немцев сегодня заказов нет, Китай и Америка перестали у них закупать компактное и качественное оборудование. Взять немецкий кредит на 8–10 лет, привезти все это в Украину, через какой-нибудь приличный сетевой банк, лучше негосударственный, передать это в руки частного сектора, чтобы не пропало. Можно выйти из кризиса более развитыми!

У вас, что важно, есть для этого политическая система, которая при всех ее нынешних недостатках – лучшая. У нас такой нет.

– Журнал "Форбс" называет вас одним из богатейших людей мира, многие мечтали бы, чтобы о них это издание написало то же самое. Вы же судитесь с ним. Зачем?
– С их стороны это медвежья услуга. Сначала они, не спрашивая, записали Лебедева в миллиардеры. Непонятно, как посчитали. Потом говорят, что я потерял 2,5 миллиарда долларов. Как я мог потерять? Я в прошлом году продолжал развивать две авиакомпании, два банка, страховую компанию, строил, возводил завод по малоэтажному строительству, производил картофель и так далее. Куда я мог 2,5 миллиарда деть? Согласитесь, это глупость! Тебе звонят из банков, начинают какие-то идиотские вопросы задавать. Да я не хочу никого внимания к себе привлекать. Пусть методику свою покажут, а мы им отчеты годовые представим. А славы мне и так достаточно. Я, к сожалению, не страдаю от отсутствия внимания к своей персоне.

КГБ и картошка
5 фактов о Лебедеве

1. Владелец "Национальной резервной корпорации", в активах – Национальный резервный банк, акции "Аэрофлота", немецкой авиакомпании Blue Wings. Инвестирует в выращивание картофеля в Тульской области, владеет "Новой газетой" и с недавнего времени лондонской Evening Standard.
2. Полковник КГБ запаса.
3. Враждует с мэром Москвы Лужковым, дружит с экс-президентом СССР Михаилом Горбачевым.
4. Потребовал от американского журнала Forbes исключить его из списка самых богатых россиян; после публикации о том, что состояние Лебедева сократилось с $3,1 млрд. до $0,6 млрд., пообещал судиться с журналом.
5. В своем блоге в интернете называет себя капиталистом-идеалистом и социально ответственным картофелеводом.

Рустам Корсовецкий