Разделы
Материалы

Внебиржевые операции: инвестиционные компании ищут новые способы заработать

Оправившись от удара после падения фондового рынка, инвесткомпании ищут новые способы заработать. Но прежних прибылей уже нет

"Носки мы вязать не начали", – шутит Тимур Хромаев, партнер инвестиционной компании (ИК) "Арта", в ответ на расспросы Фокуса о том, чем нынче занимается его компания. Но на самом деле и ему, и его коллегам сейчас не до юмора.

До недавних пор основным источником доходов для большинства инвесткомпаний была торговля ценными бумагами. Рынок рос стремительно: в 2007–м по динамике он был вторым в мире после китайского, показывая прирост в 135%. Уже в следующем году он был первым в мире по падению, вспоминает Константин Головинский, директор по связям с общественностью украинского офиса ИК "Ренессанс Капитал".

Падение фондовых рынков во всем мире по украинским инвесткомпаниям ударило особенно сильно. Все потому, что рынок был перегрет и сформирован за счет спекулятивного капитала, поясняет Вадим Самар, еще в недавнем прошлом трейдер инвесткомпании Foyil Securities.

Затянули пояса
Самые большие "биржевые" деньги ИК зарабатывали на посреднических операциях покупки-продажи ценных бумаг. Прибылью были комиссионные в размере 1–3% от сделки. Заработок трейдера составлял от 5% до 15% от комиссионных по сделке, и на этом можно было заработать до $1 млн. в год.

Теперь заработки трейдеров очень снизились – компании уменьшили процент вознаграждения и на бирже стало заметно меньше сделок. Так, если в 2007 году ежедневный объем торгов на ПФТС (основной торговой площадке в Украине) мог доходить до 0,5 млрд. грн., то в этом году он редко дотягивает до 0,1 млрд.

Не привыкшим экономить инвесткомпаниям теперь приходится сильно сокращать расходы. В первую очередь за счет персонала. Например, российская ИК "Ренессанс Капитал" уменьшила свой украинский офис с 84 человек до 50. Некоторые компании попрощались с 75% сотрудников, утверждает Томаш Фиала, управляющий директор инвесткомпании Dragon Capital.

По словам Тимура Хромаева, в основном безработными стали специалисты из бэк-офисов – те, кто занимался обслуживанием работы торговцев ценными бумагами: специалисты по маркетингу, рекламе, аналитики и секретари. Кстати, эта волна увольнений дала возможность банкам, консалтинговым и маркетинговым компаниям нанять квалифицированных специалистов "задешево", считает Хромаев. А вот "звезды" – те, кто способен приносить компании прибыль даже во время кризиса, – по-прежнему стоят дорого.

Сама "Арта" сократила персонал незначительно. Хотя, по словам Хромаева, это сокращение было бы более масштабным, если бы летом 2008 года компанию не покинул партнер Максим Бланк, организовавший новую ИК – Astrum investment management, в которую одновременно с ним ушли сотрудники отдела, специализирующиеся на биржевых операциях. Сейчас его новые коллеги также ищут новые способы заработать.

Еще одна известная на рынке ИК "Миллениум Капитал" даже объявила на сайте о наборе персонала. Вероятно, чтобы развеять слухи, что после сокращений у нее в офисе осталось всего 8 сотрудников. Попытка Фокуса устроиться в "Миллениум Капитал" потерпела неудачу: оказалось, что отдел персонала в компании отсутствует, а секретарь призналась, что работает первый день.

Самым ярким примером ухода с рынка эксперты считают историю с компанией по управлению активами (КУА) Tiger Asset Management, активно нацелившуюся было на розничный сегмент. О дальнейшей судьбе КУА информации нет, в самой компании сказали, что у них "перенастройка процессов в организации".
По оценкам экспертов, сейчас на рынке Украины осталось работать всего около 60 инвесткомпаний, в том время как лицензий на торговлю ценных бумаг было выдано почти тысячу.

Есть идеи
Сейчас ИК ищут любые способы заработать. Среди самых необычных для инвестиционного рынка – создание товарной биржи B2B Exchange компанией Concorde Capital. Правда, заработок, который ИК получает, весьма скромен: в июне месячный объем торгов на товарной бирже составил 6 млн. грн., в мае – в два раза меньше. Прибыль Concorde Capital от каждой сделки составляет в среднем 2,5%.

Новое направление для украинских инвесткомпаний – торговля евробондами на зарубежных площадках. Правда, из-за того что резиденты Украины не могут получить лицензию на эти операции, им приходится работать через офшоры или зарубежных трейдеров, с которыми они вынуждены делиться заработком.
Самая ходовая антикризисная услуга ИК – реструктуризация долгов. По словам генерального директора компании Concorde Capital Игоря Мазепы, спрос на такие услуги в последнее время вырос в разы. "Мы выступаем посредниками между кредитором и заемщиком, помогаем им прийти к условиям, при которых возврат денег гарантирован", – поясняет, при чем тут ИК, Хромаев. Заработать на проблемах компаний-должников можно до 10% от суммы долга.

Предприятиям, имеющим непрофильные активы, но испытывающим недостаток оборотных средств, также могут пригодиться услуги ИК. В этой ситуации инвестиционщики сделают выставленное на продажу предприятие "более понятным" для потенциального покупателя и собственно помогут продать этот актив, поясняет Константин Головинский из "Ренессанса". Правда, дается это непросто: реальных покупателей на рынке очень мало.

Дорого уже не будет
Денежный дождь может пролиться на ИК со стороны физических лиц. Охотясь на их сбережения, инвесткомпании будут конкурировать с банками, предлагая вкладывать в акции собственных фондов. Но в успехе этих планов уверены не все. "Недоверие к финансовой системе столь велико, что даже привычные банковские депозиты не скоро вернутся к прежнему объему, – утверждает Ильдар Газизуллин, старший экономист Международного центра перспективных исследований. – А малопонятное инвестирование в ценные бумаги еще долгие годы будет вызывать недоверие".

Многие ИК с надеждой смотрят в сторону негосударственных пенсионных фондов, которые могли бы стать хорошим заделом для развития розничного направления. Однако всерьез об этом можно будет говорить лишь после того, как Украина (скорее всего, под давлением МВФ) все-таки проведет пенсионную реформу.

Екатерина Шаповал