Разделы
Материалы

Бензиновый лимит. Чем обернется госрегулирование цен на бензин для потребителей и власти

Мария Бабенко
Фото: УНИАН | Цены на бензин сдерживаются решением Кабинета министров

Фокус узнал у экспертов, почему правительство взялось регулировать цены на автомобильное топливо и какими проблемами это может обернуться для топливного рынка.

На время карантина, который пока действует до 30 июня, Кабинет министров Украины ввел предельную торговую надбавку к средней цене топлива. С учетом НДС она должна составлять 5 грн/л для бензина и 7 грн/л — для дизеля. Средние цены обязали рассчитывать НАК "Нафтогаз", а Минэкономразвития будет обнародовать их трижды в месяц на своем сайте. Ответный шаг рынка не заставил себя долго ждать: несколько крупных сетей АЗС приостановили продажу премиального топлива, заявив, что это убыточно. Вскоре Минэкономразвития выдало разъяснение, мол, премиального топлива ограничение не касается, а значит, сети могут возвращать его в продажу и устанавливать любую наценку.

Автомобильное топливо дорожает и дорожает

Позицию власти по бензиновому вопросу озвучил Даниил Гетманцев, председатель Комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики. По его мнению, ограничение предотвратит необоснованный рост цен на топливо в розничных сетях, ведь с начала года, по данным Госстата, стоимость бензина А95 в среднем возросла на 15,4%.

Бизнес-ассоциации и эксперты выступают против ручного регулирования рынка топлива и призывают правительство отменить ограничения

История со скачком цен на топливо началась в марте, когда Антимонопольный комитет рекомендовал крупнейшим сетям АЗС установить розничные цены на автогаз, бензин и дизельное топливо "на уровне, который бы отвечал объективной ситуации на рынке". Затем в начале апреля правительство и Нефтегазовая Ассоциация Украины подписали меморандум о намерении создать благоприятную среду для развития добросовестной конкуренции на рынке нефтепродуктов и удовлетворения потребностей потребителей на период карантина и ограничений.

"Видимо, одним из пунктов меморандума было сохранение цен на АЗС ниже 30 грн/л, но в мае все компании вернули ценники на уровень начала апреля. В ответ власть сначала ввела обязательство декларировать цены, а потом ограничила торговую наценку", — рассказывает о нюансах решения Геннадий Рябцев, директор специальных программ НТЦ "Психея".

Эксперты говорят, что цены на топливо растут по объективным причинам. Владимир Омельченко, директор энергопрограмм Центра Разумкова, подчеркивает, что украинский рынок нефтепродуктов на 80% зависит от импорта, и цены в первую очередь формируются на международных биржах. В числе других предпосылок для роста Агия Загребельская, основательница "Лиги антитраста", госуполномоченная АМКУ в ­2015–2019 годах, называет топливный шантаж России и плановый ремонт нефтеперерабатывающего завода в Беларуси.

Но у роста цен на бензин есть и внутренние факторы.

"Ценообразование на розничном рынке нефтепродуктов у нас гибкое благодаря присутствию разных АЗС, у каждой из которых действуют своя ценовая политика и программы лояльности, которые предоставляют существенные скидки, — говорит Дмитрий Чурин, глава аналитического департамента инвесткомпании Eavex Capital. — Для рынка характерно следование за ценами, установленными лидерами. То есть проявляется не столько монопольное положение отдельных игроков, сколько олигопольное, когда несколько участников диктуют цены".

Загребельская считает, что на ценовую политику влияют картельные сговоры операторов премиум-сегмента, значительный объем нелегального производства и реализации топлива.

"Госорганы должны оперативно реагировать на сговоры, злоупотребления положением, манипулирование и нарушения прав потребителей. Прежде всего речь идет об АМКУ и Госпродпотребслужбе, в случае надлежащей работы которых у Кабмина не было бы необходимости задействовать нерыночные административные меры", — уверен Владимир Омельченко.

Госрегулирование цен на бензин: хотели как лучше

В первые дни нововведения цены на топливо в Украине стабилизировались, но радоваться рано.

"Бизнес не сможет адаптировать свои цены к постоянно меняющимся рыночным факторам и начнет нести убытки, — предупреждает Анна Деревянко, исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА). — Многие игроки будут вынуждены прекратить деятельность, по крайней мере частично, а десятки тысяч их сотрудников потеряют работу".

Одной из причин введения ограничения торговой наценки на топливо эксперты считают провал власти в борьбе с н­еле­галь­ными игроками на рынке АЗС

По мнению Владимира Омельченко, некоторые участники рынка вследствие принятого решения уйдут в тень и, чтобы вписаться в ценовые параметры, предпочтут реализовывать продукцию нелегально.

"Они окажутся в выигрыше. Не платя налоги, смогут выполнять ценовые требования Кабмина, тогда когда "белым" компаниям будет сложно", — предупреждает Геннадий Рябцев.

В числе проблем, которые вскоре могут проявиться, эксперты называют остановку развития топливного рынка, ограничение и искажение конкуренции, уменьшение налоговых поступлений в бюджет и даже дефицит горючего.

"Действия Кабмина грубо нарушают как международные обязательства, так и законы Украины, — продолжает Агия Загребельская. — Поэтому участники рынка смогут не только обжаловать это решение в суде, но и возместить убытки за счет госбюджета".

Владимир Омельченко не исключает, что в случае дефицита, особенно дизтоплива, правительство откажется от ручного регулирования этой сферы. В ЕБА также призывают отменить постановление, иначе победу одержит теневой бизнес, а налоговые поступления законно работающих операторов сократятся в разы.