На уходящей неделе каждый день добавлял копейку-другую к стоимости доллара в украинских обменниках. НБУ вынужден был начать интервенции. Премьер снова в срочном порядке нашла банкиров-заговорщиков. Нынешнее равновесие курса является очень шатким
К хорошему привыкаешь быстро. Забылись зимние 10 гривен за доллар. Отчетливо помнятся только майские 7,6. Нынешние 8 кажутся явной угрозой. И пусть аналитики считают нынешний курс близким к равновесию, достаточно хотя бы немного испугать украинцев, чтобы курс снова начал отщелкивать жутковатые цифры.
В Нацбанке об этом прекрасно знают. Равно как и о том, что отнюдь не спрос со стороны населения влияет на курсовые прыжки. Главной причиной роста курса доллара сейчас называют спрос на валюту для оплаты импортного газа и для погашения внешних долгов украинскими компаниями. Крупнейшие валютные платежи приходятся в нынешнем году именно на конец лета – начало осени, говорят валютчики. А притока свежих долларов практически нет. "Спрос на валюту вырос, а предложение осталось на прежнем уровне. Я думаю, что это связано и с обеспечением нормальной деятельности "Нафтогаза", и не исключаю, что на рынок вышел ряд банков и корпораций, которые хотят погасить свои долги (перед иностранными кредиторами. – Фокус)", – считает президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко.
Средство от испуга
В этой ситуации Нацбанк уже достает из заначки доллары и "прижимает хвост" тем, у кого доллары есть, или тем, кто хотел бы прикупить зеленые с целью заработать на будущем росте курса. При этом НБУ намекнул крупнейшим банками, что им стоило бы распродать запасенную валюту. И сделал это весьма изящно: с 3 августа он будет блокировать 40% сформированных банками гривневых резервов. В переводе на обыденный язык это означает: гривны у банков останутся, но играть ими на валютном рынке они не смогут.
В НБУ рассчитывают, что гривневый голод заставит банки начать продажу валютных запасов, что несколько удешевит доллар. Мера эта обоюдоострая. Она не только поддержит гривну, но и создаст банкам дополнительные сложности: дольше станут проходить платежи, чаще будут "временно не работать" банкоматы.
Но Нацбанку деваться некуда – он имеет право тратить на поддержание гривны не более $680 млн. в месяц. Причем фактически единственным источником долларов для него остался Международный валютный фонд (МВФ). В ожидании транша у НБУ были причины для беспокойства – экспорт растет вяло, а лето на валютном рынке оказалось непривычно тревожным. "Ажиотаж немного возрос во время летнего периода, это нас не очень радует. Если металлургия, химическая промышленность, машиностроение оживятся, будем рады. А о получении очередного транша станем говорить, когда этот вопрос рассмотрит менеджмент МВФ", – за день до заседания совета МВФ сказал начальник департамента внешнеэкономических связей НБУ Сергей Круглик. Он, похоже, до последней минуты не был уверен в позитивном решении Фонда.
Возможности НБУ ограничены, притока валюты нет, курсовой флюгер дергается от любого ветерка. "На очень слабом рынке каждое предпринимаемое действие может развернуть ситуацию в любую сторону. Удастся обвести вокруг пальца МВФ – это будет один тренд, удастся Стельмаху (Владимир Стельмах – глава НБУ. – Фокус) договориться по поводу очередной эмиссии и закрытия бумаг по рефинансированию и рекапитализации – это другой тренд", – подчеркивает экс-заместитель председателя правления Нацбанка Сергей Яременко. 28 июля МВФ согласился выдать Украине очередной транш, это значит, что в страну в начале августа поступит более $3 млрд. Но это не решит проблемы. "Все эти транши предназначены только для поддержания внешних платежей, поэтому они экономику, по сути, не затронут, а сами условия траншей приведут к ухудшению состояния корпоративного сектора", – негодует г-н Яременко.
Отталкиваемся от дна
Оптимизма прибавляет то обстоятельство, что экономика уже достигла дна, импорт сократился, спрос на доллары не особенно подкреплен наличием в карманах украинцев свободных гривен.
Банкиры уверяют, что для перехода границы в 8–9 гривен за доллар обоснованных причин нет, но дальнейшее движение курса будет очень сильно зависеть от настроений в обществе и от притока средств из-за рубежа. "На ровном месте идет раздувание паники. Осенью начнется избирательная кампания, в страну пойдет значительный объем валюты, – считает заместитель председателя правления банка "Финансы и Кредит" Игорь Львов. – Кроме того, экономики Евросоюза и США постепенно выходят из депрессии. Мы тоже дно прошли, люди понесли депозиты в банки. Поэтому экономического базиса в росте курса нет, есть чисто политический".
На стабильность искренне надеются и импортеры, сильно зависящие от колебаний курса. "Мы ожидаем, что до конца лета 2009 года ситуация со стабильностью курса гривны останется неизменной. Говорить о более отдаленной перспективе сложно. Вероятность девальвации гривны вполне возможна", – рассуждает Елена Дунина, генеральный директор официального импортера Mazda и Suzuki в Украине ДП "АВТО Интернешнл".
Равновесие действительно шаткое. Спрос на валюту со стороны импортеров упал: по сравнению с маем 2008-го в мае текущего года импорт сократился более чем на 50%. Но и притока валюты не наблюдается, инвестиций в страну практически нет – за первые 5 месяцев 2009 г. в Украину пришло около $1,8 млрд., что в 2,4 раза меньше, чем за этот же период прошлого года. Легче разве что банкам с иностранным капиталом, которых продолжают поддерживать иностранные акционеры. Буквально за последний месяц получили помощь от владельцев БМ Банк (10,7 млн. евро), Сведбанк, Сведбанк Инвест ($33 млн.) и банк "Форум" ($80 млн.).
Реальный же сектор уповает на осень и на приток денег "под выборы". "Сейчас инвестиции приходят в основном в банковский сектор, что связано с процессом рекапитализации. Притока зарубежных денег в реальный сектор экономики практически нет", – отмечает экономист инвестиционной компании Concorde Capital Андрей Пархоменко.
Да и очередной транш МВФ, как бы ни ругали Фонд, сыграет свою роль в стабилизации национальной валюты, и не только психологическую. Ведь НБУ и без того заставляли выдавать валюту на погашение внешних долгов. А придет транш – Нацбанк получит возможность тратить резервы не только на расчеты с внешними кредиторами, но и на поддержку гривны даже на наличном рынке.
Однако не стоит забывать, что есть пессимистические прогнозы по динамике ВВП. По итогам 2009 года МВФ прогнозирует падение на 14%, тогда как еще совсем недавно снижение предполагалось на 8%. Свою лепту в курсовые шатания внесет гривна, вливаемая в рекапитализируемые банки – так или иначе, но эти деньги доберутся до валютного рынка.
Но самой серьезной угрозой курсу гривны являются бюджетные проблемы: к осени правительству придется начать печатание "пустых" денег. Конечно, при этом Кабмин будет выкручивать руки Нацбанку, чтобы тот хотя бы до даты голосования тратил валютные резервы на поддержание курса. У кого в этом споре аргументы окажутся весомее, сказать трудно.
Пессимисты говорят о 10–12 гривнах за доллар к концу года. Оптимисты – о 8,5. Но более реалистичным выглядит курс 9,3 грн. в декабре, причем подбираться к этому уровню курс будет, скорее всего, в несколько рывков с возможными непродолжительными откатами.
Что будет с курсом
Консенсус-прогноз по курсу гривны к доллару*
8 грн/$ конец лета
8,2 грн/$ сентябрь-октябрь
9,3 грн/$ декабрь
* прогнозы формировались журналом "Деньги.ua" в июле 2009 г. на основе опроса банкиров
и финансовых аналитиков.
Павел Харламов, Александр Крамаренко, "Деньги.ua" для Фокуса