Разделы
Материалы

Холдинг имени себя

Совладелец RosUkrEnergo Дмитрий Фирташ выходит на свет, объединяя свои активы в холдинг. Но чтобы достичь успеха, ему придется доказать независимость от российского бизнеса, украинской политики и семейных скандалов

У бизнес-империй Рината Ахметова, Игоря Коломойского и Сергея Таруты вскоре появится серьезный конкурент. Партнер "Газпрома" по компании RosUkrEnergo (RUE) бизнесмен Дмитрий Фирташ создает международный холдинг Group DF (Group of Dmitry Firtash). Оборот компаний, которые войдут в группу, по итогам минувшего года составил $4,6 млрд.

Еще несколько лет назад Дмитрий Фирташ вряд ли был известен рядовому украинцу. Как многие бизнесмены, он начинал с торговли. В крупном бизнесе впервые "засветился", заключив в 1993 г. с правительством Туркменистана контракт на бартерные поставки продовольствия в обмен на газ. А в 2001 г. стал партнером компании "Итера", посредника между Туркменистаном и НАК "Нафтогаз Украины". Но регулярно упоминаться в СМИ имя уроженца Западной Украины стало с появлением на газовом рынке страны компании RUE. При этом конкретного ответа на вопрос "Кто такой Фирташ?" общественность так и не получила. Более того, при составлении рейтинга "100 самых богатых людей Украины", где бизнесмен занял девятую позицию как обладатель $1,4  млрд., аналитики высказывали сомнения в том, что он владеет, а не управляет всеми приписываемыми ему активами в пользу третьих лиц.

Теперь с недосказанностью решили покончить — официальный представитель Group DF Леонид Финк заявил Фокусу: холдинг создается именно для того, чтобы "принадлежащие Дмитрию Фирташу активы обрели ясную и понятную западным аналитикам, инвесторам и правительствам структуру". Сейчас Group DF объединяет активы в сфере энергетики и химии, а до конца года к ним будут присоединены проекты в недвижимости. Ключевой актив группы — 90% акций австрийской Centragas, владеющей 50% зарегистрированной в Швейцарии RosUkrEnergo. Остальные 50% компании-монополиста в области поставок газа на Украину принадлежат российскому "Газпрому".

И снова Север
Хотя в окружении Дмитрия Фирташа и утверждают, что он любит делать все без лишнего шума, запуск группы не обошелся без недоразумения. Сведения о намерениях Фирташа попали в прессу раньше, чем это планировалось. Менеджерам пришлось поторопить события, объявив о создании Group DF, хотя, к примеру, веб-сайт холдинга не готов до сих пор.

Информационное сопровождение Group DF осуществляет английская компания Merlin PR, офис которой базируется в Лондоне. В рамках стратегии освещения деятельности Group DF ее исполнительный директор Роберт Шетлер-Джонс, уроженец Великобритании и давний партнер Дмитрия Фирташа, дал интервью российской газете "Ведомости", информагентству "Интерфакс" и газете "Коммерсантъ-Украина". Эти, на первый взгляд незначительные, детали дают повод предполагать, что приоритет для Фирташа — информационное пространство России.

Это, пожалуй, неудивительно. Ведь именно российский монополист "Газпром" остается основным партнером Фирташа в его газовом бизнесе с Украиной и Европой. Однако, собирая воедино разбросанные по 11 странам компании, предприниматель, чью самостоятельность до недавнего времени принято было подвергать сомнению, не в последнюю очередь пытается доказать независимость от российского газового гиганта. И пока ему это не слишком удается.

Зачем это нужно
В Group DF на вопрос, почему еще совсем недавно чуравшийся публичности коммерсант раскрывает структуру собственности, отвечают так: "Компания вышла на тот уровень, когда ей необходимо быть прозрачной, понятной и вызывать доверие". Речь идет прежде всего о доверии со стороны инвесторов, поскольку для развития компании необходимо привлекать внешнее финансирование. "Фирташ занимается продажей газа, которая требует сотни миллионов долларов оборотных средств. Имея ясную структуру, пройдя аудит и имея высокий кредитный рейтинг, Group DF сможет привлекать дешевые кредиты в Европе под низкую процентную ставку", — считает аналитик инвестиционной компании Millennium Capital Юрий Алеексеенко.

По другой версии Дмитрий Фирташ выходит из тени, чтобы подготовить группу к продаже стратегическому инвестору. Эксперты не исключают, что в приобретении может быть заинтересован "Газпром". Компании украинского предпринимателя уже проникли на рынки Австрии, Венгрии и Украины, куда российскому монополисту дорога закрыта по политическим мотивам. Имея под рукой такую структуру как Group DF, формально никак не связанную с "Газпромом", последний может завоевывать на рынках Восточной и Центральной Европы существенную долю и получить все необходимые права.

Кроме прочего, формирование Group DF должно помочь Дмитрию Фирташу избавиться от подозрений в том, что он выступает лишь номинальным держателем, а не владельцем акций Centragas. "Мы хотим четко и однозначно показать: нет никаких скелетов в шкафах и нет теневых фигур. Мы занимаемся нормальной коммерческой деятельностью, у холдинга есть один владелец — Дмитрий Фирташ", — сказал Фокусу Леонид Финк.

Стоит отметить, что в "Газпроме" к инициативе парт­нера по RosUkrEnergo отнеслись настороженно. Представители российской компании поспешили заявить, мол, Фирташ не информировал их о создании холдинга. "Одно дело говорить в прессе, а совсем другое — делать практические шаги. Официально "Газпром" не получал информации о планах консолидации активов Фирташа в Group DF. К тому же, согласно уставу RosUkrEnergo, выведение акций должно согласовываться с другими акционерами компании", — сообщил Фокусу источник в Газпроме.

В Group DF утверждают, что объединение активов Фирташа никак не изменяет структуры собственности RosUkrEnergo, а значит, не требует согласования с "Газпромом". Пресс-секретарь RosUkrEnergo Андрей Кнутов подтвердил Фокусу, что формирование группы Дмитрия Фирташа не отразится на структуре акционерного капитала RUE.

Не исключено, что нервозность руководства "Газпрома" объясняется желанием Фирташа продемонстрировать свою самостоятельность. По мнению председателя Конфедерации независимых профсоюзов Украины Михаила Волынца, хотя создатель Group DG и находится в сфере влияния российского бизнеса, он в наибольшей степени работает на собственные интересы. "Тот факт, что Фирташ пытается собрать свои компании воедино, означает, что он все-таки является более-менее самостоятельной фигурой", — предположил в беседе с Фокусом г-н Волынец.

Семейные распри

Пока новый холдинг занят "упрощением" и "раскрытием", права собственности на бизнес Дмитрия Фирташа оказались в опасности. Бывшая жена предпринимателя Мария Фирташ намерена отсудить половину его активов. Она считает, что условия мирового соглашения с Дмитрием Фирташем, подписанного при разводе в январе 2006 г., не выполнены. По решению Печерского суда Киева в мае, мировое соглашение уже расторгнуто. Следующий этап — подача иска в суд Австрии, где, кстати, и зарегистрирована компания OstChem, объединяющая химические активы Group DF в Украине, Эстонии, Швейцарии, Германии, Италии.

"Наши оценщики в Австрии, обращаясь в суд, оценили холдинг в 3,6  млрд. евро. Мария Фирташ претендует на половину. Однако в связи с тем, что недвижимость и медиаактивы пока не вошли в Group DF, сумма получилась несколько заниженной", — сообщил Фокусу сын Марии Фирташ от первого брака Александр Калиновский. Действительно, Дмитрий Фирташ уже успел перепродать свои медийные активы: ранее принадлежавшие ему телеканалы К1, К2 и "Мегаспорт" приобрел телеканал "Интер" Валерия Хорошковского.

Между тем, как стало известно Фокусу, на пути разгневанной экс-супруги Дмитрия Фирташа возникли неожиданные препятствия. По словам ее сына, недавно Марии Фирташ впервые за 15 лет отказали в австрийской визе. "Будем подавать в суд в Австрии, но если и дальше станут возникать проблемы — поскольку противная сторона пытается заблокировать иски, — будем подавать новые в других странах", — уверен Калиновский.

На просьбу Фокуса прокомментировать намерения г-жи Фирташ представители Group DF заявили, что требования бывшей супруги владельца группы не подкреплены доказательствами и не соответствуют действительности. "Это все, что мы можем сказать по этому поводу. Мария Фирташ пусть говорит что угодно. В конце концов, решает суд, а не газеты", — жестко парировал претензии официальный представитель Group DF Леонид Финк.

Ошибка Президента?
Еще одна причина для беспокойства возникла у Дмитрия Фирташа в первых числах июля. На этот раз поводом послужили растиражированные в интернете сообщения Президента Ющенко. Глава государства якобы пригрозил, что схема поставок газа в Украину может поменяться уже в следующем году и из нее может быть устранена компания RosUkrEnergo, превратившаяся с помощью "Газпрома" в эксклюзивного поставщика энергоносителя в Украину. Утверждалось, что Ющенко собирается обсудить этот вопрос с Владимиром Путиным в середине августа в ходе запланированной встречи в Сочи.

В это же время в печати появилось мнение министра топлива и энергетики Украины Юрия Бойко, по подсчетам которого отказ от услуг RosUkrEnergo может обойтись экономике страны в $4  млрд. Ведь "Газпром" готов продавать Украине топливо только по мировой цене — $230 за тысячу кубометров. Об этом неоднократно говорил и Владимир Путин. Напомним, что сейчас RosUkrEnergo продает Украине газ по $130 за тысячу кубов.

Вскоре секретариат Президента принялся опровергать высказывания Виктора Ющенко. На Банковой даже распространили информацию о том, что слова Президента неправильно истолковали и что Украина просто выступает за "рыночные подходы" в ценообразовании, подразумевая под этим действующую схему с RosUkrEnergo.

В разгар полемики между главой государства и министром в ход пошел один небезынтересный документ. На сайте "Украинской правды" была опубликована нотариальная доверенность, по которой Юрий Бойко представляет интересы Дмитрия Фирташа.

В пресс-службе министра существование документа не отрицают, однако намекают на политическую подоплеку его появления в прессе. "Срок действия доверенности истек более года назад. При этом она была обнаружена в открытом источнике — в базе данных нотариата Украины. Возникает вопрос: ее нашли в тот день, когда Бойко выступил против Ющенко — а до этого целый год документ не могли найти?", — задает риторический вопрос глава пресс-службы Минтопэнерго Константин Бородин. По его словам, Юрий Бойко действительно представлял интересы Дмитрия Фирташа в споре с бывшей женой предпринимателя.

При этом, по мнению представителей министра ТЭК, "наличие доверенности лишний раз доказывает: Юрий Бойко не является деловым партнером Фирташа". "Пусть даже по той причине, что, если бы он представлял структуру бизнеса и у него была бы какая-то собственная доля, он мог бы воспользоваться доверенностью для увеличения своей доли. Но этого не произошло", — заверяет Константин Бородин. Он говорит, что в момент действия доверенности Бойко не занимал никаких должностей, не находился на государственной службе и никаких юридических коллизий в связи с этим нет.

Кто бы ни оказался прав в этом споре, аналитики признают, что в работе RosUkrEnergo, одного из основных активов Фирташа, всегда будут присутствовать значительные политические риски. Другими словами, стабильность доходов RosUkrEnergo напрямую зависит от решений, принимаемых на уровне высшего руководства Украины и России. Впрочем, в свете последних событий, продемонстрировавших достаточно сильные позиции RUE в Украине, можно предположить, что на просторах страны утверждается еще одна крупная бизнес-группа, способная потягаться с крупнейшими украинскими ФПГ.

Какими активами владеет Дмитрий Фирташ