Разделы
Материалы

Фокус: чему кризис научил бизнесменов

5 уроков, усвоенных украинским бизнесом за год, прошедший с начала кризиса.

С осени прошлого года, когда в Украине начался экономический спад, компании столкнулись со множеством проблем, которые нужно было научиться решать. Фокус узнавал, какие уроки извлекли за этот нелегкий период бизнесмены.

Урок 1. Нужно быть скромными

Считать копейки – первое, что стали делать отечественные бизнесмены в новой реальности. По данным исследования компании Ernst&Young, сокращение затрат заняло первую строчку в списке антикризисных мер. "Мы урезали абсолютно все расходы, не связанные с лечением больных, – признается президент клиники "Борис" Михаил Радуцкий. – Например, полностью перестали использовать бумагу в делопроизводстве, печатаем только медицинские заключения и письма в Минздрав".

"Многие статьи расходов были раздутыми и не совсем адекватными, – поясняет Андрей Беспятов, директор аналитического департамента компании Dragon Capital. – Если в период изобилия денежных ресурсов это казалось нормальным, то сейчас приходится быть скромнее".

Западноукраинский производитель мясных изделий "Чернівецькі ковбаси", чтобы меньше тратить, нанял сотрудницу, которая отвечает за экономию. Она следит за всеми расходами, будь то потребление электроэнергии или стоимость упаковки для сосисок. В итоге компания экономит более сотни тысяч гривен ежемесячно. Избавились здесь и от части менеджеров по рекламе и маркетингу, рассудив, что в кризис держать такое количество специалистов накладно.

Подобные меры предпринимает подавляющая часть украинских компаний. Согласно исследованиям Ernst&Young, больше всего они урезают именно административные расходы и затраты на сбыт. Свои рекламные бюджеты сократили 62% предприятий. Среди них и занимающаяся альтернативными источниками энергии компания "Зорг-Украина", которая отказалась от продвижения на телевидении, на что раньше уходило $400 тыс. В результате бюджет уменьшился в четыре раза. "Мы оставили только интернет, – рассказывает финансовый директор "Зорг-Украина" Игорь Аксютов. – Этот носитель сейчас генерирует в 10 раз больше продаж, чем все остальные вместе взятые".

Урок 2. Покончить с диктатом нерсонала

Год назад соискатели могли крутить носом, сейчас же все наоборот. Сегодня на одну вакансию претендует гораздо больше желающих. Многие предприятия закрылись, на других прошли массовые сокращения, и тысячи людей остались без работы. "Если год назад на одно предложение о работе откликалось 20–30 человек, то этим летом на аналогичные объявления присылали по 100 резюме", – рассказывает Татьяна Кучерук, директор компании CareerGuide. Соискатели умерили свои аппетиты по зарплатам и желаемым компенсациям. А благополучно трудоустроенные перестали требовать повышения жалования, пугая начальство уходом к конкурентам.

"Работодателей практически перестали шантажировать – это факт", – утверждает Максим Прасолов, руководитель корпоративных бренд-коммуникаций Группы "Финансы и кредит". И сезон кадровой охоты хедхантеров закрыт, считает директор по корпоративным связям "Нестле-Украина" Геннадий Радченко. "Теперь конкуренты переманивают гораздо меньше сотрудников", – отмечает он.

Урок 3. Чем полезен аутсортинг

По данным компании Ernst&Young, в феврале 2009 г. только 8% украинских компаний готовы были экономить, передавая часть своих производственных или бизнес-процессов другим организациям. Уже через три месяца количество тех, кто рассматривал аутсорсинг в качестве антикризисной меры, увеличилось более чем в три раза. Директора компании "Аудит. Бухгалтерия. Аутсорсинг" Людмилу Вербицкую это не удивляет, ведь бухгалтерское обслуживание в специализированной компании обходится на 20% дешевле, чем содержание штата бухгалтеров и IT-поддержка их программного обеспечения.

Финансовому директору компании "Зорг-Украина" Игорю Аксютову аутсорсинг позволил удешевить себестоимость своих биогазовых установок в полтора раза. Если учесть, что средняя цена конструкций составляет около миллиона евро, то экономия вышла существенная. "Все функции, связанные с возведением объектов, перепоручили строительным компаниям. Себе мы оставили только бренд и разработку проектной документации", – рассказывает Аксютов. По его словам, в кризис это особенно выгодно, ведь многие строители сейчас сидят без работы, и с ними легко договариваться о приемлемых ценах.

Урок 4. Как расплатиться натурой

Клиенты, которые не могут заплатить, и вытекающие отсюда проблемы с оборотными средствами заставили многих обходиться без живых денег. В апреле 2009 г. открылась товарообменная биржа B2B Exchange. За 5 месяцев существования она провела операции на 10 млн. грн. Ее клиенты обмениваются рекламными услугами, недвижимостью и продуктами питания, но чаще всего – строительными материалами.

"Мы поняли, что будет спрос, – рассказывает генеральный директор биржи Олег Зарицкий. – Меняя квадратные метры на строительные материалы и работы, клиенты получают возможность завершить строительство". Одним из первых клиентов стала строительная компания "ТММ". "По бартеру мы получили новый кирпич, предоставив взамен арендные площади и рекламные носители. Это позволило нам не останавливаться, а двигаться дальше", – подтверждает Николай Толмачев, генеральный директор этой компании. Он уже провел около 15 бартерных операций на общую сумму более 30 млн. грн. И уверен, что количество сделок по обмену товарами будет только увеличиваться, поскольку кредитные ресурсы по-прежнему недоступны и слишком дорогие.

Урок 5. Считать в долларах вредно

"Очень опасно привязываться к доллару – это самый главный урок, полученный украинским бизнесом, – считает Геннадий Радченко из "Нестле-Украина". – Ориентируясь на доллар, ты тратишь все больше и больше гривен".

Такой позиции в последнее время стали придерживаться многие украинские бизнесмены. Если в феврале 2009 г. только 34% компаний планировали свой бюджет в гривне, то уже через три месяца это стали делать почти 42%. Например, в "Нестле" не только перевели все контракты исключительно на национальную валюту, но и решили максимально сократить зарубежные покупки. "Если раньше мы завозили 80–85% сырья и упаковки из-за границы, то сейчас планируем уменьшить эти объемы до 15%", – рассказывает Радченко.

Еще одним камнем в огород украинского бизнеса стали валютные кредиты. Одалживая деньги в долларах и евро, многие оказались в трудном положении из-за резкого подорожания валюты и снижения гривневых доходов. "Привлекать кредиты следует только в валюте той страны, в которой торгуешь, ведь это гораздо меньший риск", – убежден Борис Музалев, председатель наблюдательного совета сети супермаркетов "Таврия В". Это бизнесмен усвоил еще во время предыдущего кризиса – в 1998 году.

Екатерина Шаповал, Фокус