Мелкий бизнес может лишиться упрощенного налогообложения. Правительство готово отменить единый налог под предлогом борьбы с уклонением от налогов в крупных компаниях.
Нынешней осенью директор небольшой аудиторской фирмы "СейЯ" Татьяна Зацерковная напряженно следит за новостями. Как и тысячи мелких и средних предпринимателей по всей стране, ее тревожат слухи о том, что правительство планирует отменить упрощенное налогообложение.
"Если они там, наверху, отменят "упрощенку", это станет буквально сногсшибательной новостью для мелкого бизнеса в Украине", — пожаловалась Фокусу предприниматель.
Предупреждение о том, что в правительственных кабинетах готовится атака на упрощенное налогообложение, в СМИ было озвучено народными депутатами из "Нашей Украины" Николаем Катеринчуком и Владимиром Лановым. На днях народные избранники заявили о том, что проект госбюджета-2007 отменяет упрощенную систему для предприятий, сохраняя ее только для частных предпринимателей-физлиц.
Опасений коллег по фракции не разделяет народный депутат Ксения Ляпина, возглавляющая совет предпринимателей при правительстве. "Проект закона о госбюджете прямых угроз упрощенной системе налогообложения не содержит. Ни одна статья никоим образом не изменяет этот порядок, — заявила она Фокусу. — Непрямое доказательство: там есть план поступлений от единого и фиксированного налога и традиционная норма — направление этих средств на уровень местных бюджетов".В правительстве от обвинений представителей пропрезидентской фракции поспешили откреститься.
"Все разговоры об упразднении упрощенного налогообложения — это неловкие недобросовестные попытки оппонентов покритиковать правительство. Мелких предпринимателей пытаются дезориентировать, все это пустые разговоры", — заверил советник первого-вице-премьера, министра финансов Виталий Лукьяненко.
По его словам, никаких изменений и планов об отмене упрощенной системы у правительства нет. Но он признает, что будущий год Кабинет Министров намерен посвятить полномасштабной налоговой реформе. "В 2007 г. мы ориентируемся на принятие Налогового кодекса", — пояснил Лукьяненко.
Между тем заверения правительственных чиновников могут быть всего лишь попыткой усыпить бдительность заинтересованных сторон. Угроза упрощенной системе все-таки существует, но не в бюджете, а в правительственной программе социально-экономического развития. Этот документ, по словам членов совета предпринимателей, действительно содержит пункт о реформировании "упрощенки", оставляя ее исключительно для физлиц. Однако реализация этой декларации о намерениях будет отложена во времени и потребует принятия отдельного закона.
Напомним, что упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для малого бизнеса ввел еще Леонид Кучма. Согласно Конституции, внедренная в 1998 г. система будет действовать до тех пор, пока парламент не примет отдельный закон, регулирующий налогообложение нынешних "упрощенцев".
Украинские законы разрешают переходить на упрощенную систему тем физическим лицам, которые в течение года нанимают на работу не более 10 человек (включая членов семьи), и объем годовой выручки которых не превышает 500 тыс. гривен. Юридические лица могут платить налоги по упрощенной системе, если у них работает не более 50 человек, а выручка не превышает 1 млн. гривен в год.
Основные виды "упрощенки" — единый и фиксированный налоги. Если единый налог могут платить и компании, и частные предприниматели, то фиксированный взимается только с физлиц. Ставка фиксированного налога меньше, и обычно его предпочитают продавцы, занятые реализацией товаров на рынках или в торговых центрах.
Официальная статистика утверждает, что к началу нынешнего года единый налог платили 830 тыс. компаний и предпринимателей, фиксированный — более 400 тыс. человек. По данным Госкомпредпринимательства, за семь лет действия "упрощенки" поступления от мелких предпринимателей в бюджет составили 2,79 млрд. гривен. "Мелкий бизнес является одним из значительных источников рабочих мест, в 2005 г. эта сфера задействовала более 2 млн. человек", — сообщила Фокусу начальник отдела специальных режимов налогообложения Госкомпредпринимательства Ирина Муралева.
Впрочем, за два последних года активность пошла на спад. Постепенно уменьшается количество занятых в расчете на одного мелкого предпринимателя и сборы в бюджет. Чиновники объясняют это постоянными изменениями условий ведений бизнеса и непредсказуемостью действий регулирующих органов. Представители малого бизнеса довольно болезненно реагируют на попытки лишить их упрощенной системы. Глава винницкого союза предпринимателей Алла Алексинцева уверена, что мелкий бизнес в Украине работает легально только благодаря упрощенной системе налогообложения. "Особенно это касается переферии, областных и районных центров, где "упрощенка"-- единственный способ работать честно, когда тебя не раздевают налоговики, убоповцы и все кому не лень"-- сказала Фокусу Алексинцева.
Однако противники упрощенной системы упорно ссылаются на то, что с ее помощью крупные компании оптимизируют налоги. "Эта схема позволяет крупным предприятиям уходить от уплаты налогов. Большая компания разделяется на мелкие структуры, которые переходят на уплату единого налога",-- сказал аналитик столичной консалтинговой компании, пожелавший не называть своего имени. По его словам, удобный инструмент оптимизации представляет собой частный предприниматель, работающий по схеме упрощенного налогообложения. "Если большая компания хочет сэкономить на социальных отчислениях в бюджет с фонда заработной платы, тогда сотрудники переоформляются на частных предпринимателей. Экономия получается ощутимая",-- отметил эксперт.
По словам директора аналитического департамента компании Millennium Capital Сергея Лесика, упрощенное налогообложение активно используется участниками фондового рынка. "Сколько-то акции купил-продал, заработал хоть миллион, хоть два все равно заплатит единый налог. Дело, мягко говоря, полезное. Ограничения можна обойти, привлекая родственников, друзей", -- пояснил аналитик. Впрочем, мелкие бизнесмены считают, что такого рода выкладки — не более чем отговорки. "Правительство все время приводит в пример биржевых брокеров или столичные торговые центры, где предприниматели оформлены как частные. Но главная причина, по которой нас хотят лишить упрощенной системы, — это то, что сейчас у проверяющих служб нет возможности ежедневного рэкета и наполнения кармана", — считает Алла Алексинцева.
Директор донецкой консалтинговый фирмы "Интрон" Михаил Альперович соглашается, что упрощенное налогообложение создает условия для злоупотреблений. "Любой дорогой бутик или крупный торговый центр может быть оформлен как несколько частных предпринимателей. Понятно, что их годовая выручка намного больше, чем 500 тыс. гривен. Нередко только дневной оборот приближается к таким объемам", — сообщил Фокусу г-н Альперович. По его мнению, также необходимо разделять предпринимателей на тех, кто действительно таковыми является, и на тех, кого "такими сделали, чтобы не платить социальные налоги".
Тем временем опрошенные Фокусом эксперты объясняют интерес правительства к "упрощенцам" нежеланием чиновников разбираться с налогообложением крупного бизнеса. "Им ближе интересы больших компаний, а не мелких предпринимателей,— пожаловалась Фокусу председатель Черниговского профсоюза предпринимателей Елена Варнакова.— Меня на рынках уже за рукава хватают и говорят "давай бастовать".