Президента и совладельца группы компаний «ТЕКТ» Вадима Гриба не раз обвиняли в организации рейдерских атак. Гриб обвинения отрицает и утверждает, что сам стал жертвой силового захвата собственности.
Рейдерские услуги
— Силовой захват государственной или частной собственности — не новость для постсоветских стран. Какие новые тенденции появились в последнее время?
— Сейчас модно быть рейдером. Недавно в одном клубе я встретил парня с перебитым носом, без единой извилины в мозгу. Он мне говорит: "Я — рейдер". О чем с ним дальше говорить? Это очень опасная тенденция. Кроме этого, надо признать, что рейдеры вышли на качественно новый уровень. Произошло объединение в одну "проектную группу" юристов, бандитов, милиционеров и судей. Это характерно не только для Кировограда, но и для всей страны. Вспомните только Кременчугский сталелитейный завод, завод "Стрела", Никопольский ферросплавный завод, телеканал "Студия 1+1", "Киевстар".
— Рейдеры действуют в более агрессивном формате, чем это было раньше?
— Однозначно да. Особенно после того, как российские власти начали борьбу с рейдерами, многие из них приехали к нам. Они творят такое, что раньше никто себе не позволял. С их приходом в ход пошли биты и железные прутья, ломаются кости — вот такая волна пошла, и это очень плохо. Дошло до того, что рейдерские услуги можно заказать по аутсорсингу (привлечение ресурсов со стороны — Фокус), и бойцы съедутся со всей страны.
— Кто самый успешный украинский рейдер?
— Всех этих людей вы найдете на конференциях по слияниям и поглощениям. Хотя уже много лет пальма первенства принадлежит Геннадию Корбану, который работает на группу "Приват". Он самый продвинутый специалист с точки зрения рейдеров.
— По вашему мнению, почему рейдерство стало таким популярным?
— Это происходит из-за бездействия власти в последние полгода. Обычно смена власти порождает хаос и передел собственности. Например, если бы сажали уголовников, которые сейчас заняты на рейдерских атаках, тогда их нельзя было бы привлекать. В России стали "пачками" увольнять судей, порядка 60 человек уволено. В Москве уже практически невозможно сделать "левое" решение суда.
— Какие предприятия находятся в зоне риска с точки зрения возможного захвата?
— Сегодня есть большой интерес к предприятиям средней величины, поскольку они недооценены. Только в 2005 г. рынок слияний и поглощений для предприятий второго эшелона оценивался в $2,8 млрд. Торговые центры, небольшие заводы вызывают огромный интерес со стороны рейдеров. Тем более что собственники и сотрудники таких предприятий не искушены в защите своей собственности.
— Сначала Президент Виктор Ющенко, а затем глава Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) Анатолий Балюк заявили о том, что будут бороться с рейдерами. Неужели ничего не делается?
— А что они могут сделать? Фактически, сегодня нет реальных рычагов. Это должны силовики организовывать, потому что у них есть необходимые ресурсы.
— Анатолий Балюк сказал, что в стране есть семь судов, наиболее часто принимающих неадекватные решения…
— Это он насчитал, а мы знаем гораздо больше судов, которые за деньги принимают беспредельные решения. В основном это делается в регионах. Вполне понятно, почему такое происходит: судья один раз заработал и ушел на пенсию. С другой стороны, судьи достаточно независимы, и если захотят проявить принципиальную позицию, никто им в этом не помешает. Просто судьи — нищие, и в каждом суде есть люди, которые пытаются зарабатывать на этих процессах. На мой взгляд, нужно запретить судам общей юрисдикции рассматривать хозяйственные споры и создать специализированные суды по корпоративным спорам.
— Сколько стоит судебное решение "на заказ"?
— Я слышал о решении, которое стоило миллион долларов. Хотя в разных судах по-разному. Судья может взять определенный процент от сделки или просто фиксированную сумму. Это творческий процесс, поскольку между судьями большая конкуренция, так как заказчик может пойти и в другой суд.
Кировоградские страсти
— Ваша группа является одним из участников громкого скандала вокруг гипермаркета в центре Кировограда?
— Да, действительно, группа компаний "ТЕКТ" контролирует 75% акций ЗАО "УТП "Кировоград". В это предприятие входят Центральный детский мир и Центральный универмаг. Оба магазина находятся в самом центре Кировограда, их общая площадь — 18 тыс. квадратных метров. Наша группа стала собственником акций предприятия около месяца назад, после того как на нас вышел директор "УТП "Кировоград" Николай Губарев. С 2004 г. на него оказывают давление, открывают уголовные дела с одним требованием — продать принадлежащие акции. Осознавая, что ему одному не справиться с оказываемым на него давлением, Губарев принял решение продать акции группе "ТЕКТ".
— Кто же оказывал на него давление?
— В конфликте принимают участие представители местной власти, милиция и суды. При этом все участники конфликта странным образом связаны с экс-губернатором Кировоградской области, а ныне депутатом Верховной Рады от "Нашей Украины" Эдуардом Зейналовым. Кроме того, нынешний губернатор Кировоградской области Вадим Черныш — бывший заместитель г-на Зейналова, а начальник городской милиции Гончар — бывший руководитель охраны Зейналова. Немаловажная деталь: всего лишь за полтора года Гончар из майора продвинулся до генерал-майора милиции.
— Каким образом эти люди связаны с "УТП "Кировоград"?
— Я попытаюсь объяснить все с самого начала. В 2004 г. Губарева вызвал к себе в кабинет заместитель губернатора и потребовал продать акции, в случае отказа угрожая посадить его за решетку. Однако в том же году суд признал, что открытое против Губарева уголовное дело— "липа", и закрыл его. Сразу же после этого милиция открыла новое дело, поскольку это дает право на прослушивание, допросы людей и прочее. Губарев обращается к общественности, поднимает шум, публично заявляет о том, что на него оказывают давление и пытаются отобрать предприятие. Широкая огласка привела к тому, что преследование временно прекратилось, но только для того, чтобы в 2006 г. возобновиться с новой силой.
— Кто организовывает преследования, о которых вы говорите?
— Формальным агрессором, исполнителем и организатором захвата "УТП "Кировоград" является мелкий бизнесмен Сергей Иванченко. Его поддерживают адвокат Зейналова Андрей Мягкий, а также нынешний глава территориального управления ГКЦБФР Масленников, который раньше возглавлял частную инвесткомпанию. Эти люди начали скупать акции у трудового коллектива. Поскольку предприятие существует в форме ЗАО и открытая покупка его акций запрещена, сделки оформлялись по договору дарения. Таким образом было сконцентрировано 5% акций. Затем по решению суда, который даже не рассмотрел дело по существу, было принято абсолютно незаконное решение списать 60% акций на произвольно выбранных подставных лиц, связанных с организаторами захвата.
— А почему вы решили участвовать в этом скандале, рассчитываете как-то на нем заработать?
— Проанализировав юридическую схему, мы пришли к выводу, что это полнейший беспредел. Верховный суд легко мог бы сломать эту абсолютно незаконную схему, поэтому мы и решили купить акции. В ответ наши оппоненты подделали протокол собрания акционеров "УТП "Кировоград", согласно которому директором назначен упомянутый Иванченко. На деле это собрание никогда не проводилось. Чтобы как-то легализовать липовый протокол, организаторы захвата обращаются в суд, который, даже не рассматривая дело по существу, в качестве обеспечительной меры принимает решение о том, что Иванченко — действующий директор и судебным исполнителям необходимо обеспечить его заход на предприятие. 26 сентября Иванченко и группа поддержки, которая состоит из четырех десятков переодетых в форму охранной фирмы милиционеров, впервые попытались захватить предприятие. Но попытка, благодаря коллективу и арендаторам помещений, закончилась неудачей, новые попытки захвата продолжаются уже на протяжении трех недель.
— Правда ли то, что в эти же дни в Кировограде с рабочим визитом находился министр внутренних дел Юрий Луценко?
— Да, попытки захвата предпринимались и во время пребывания в городе Луценко. Думаю, его дезинформирует собственное окружение. Вероятно, ему просто сказали, что есть законные решения суда об этом предприятии и все тут.
— Что вы намерены делать дальше?
— Мы уже обращались в генпрокуратуру, СБУ, милицию, к премьеру, Президенту, писали письма всем ведущим политикам, но пока наталкиваемся на непробиваемую глухую стену. Губернатор вообще молчит, спрятался как трус. Милиция — понятно, какую позицию занимает. Фактически, это настоящий бандитизм. И всем этим руководит милиция и Зейналов. Единственный способ как-то изменить ситуацию — привлекать общественность. "Пора" высказала заинтересованность, включила Гончара в "черный список" (в исполкоме партии "Пора" категорически отвергли эту информацию — Фокус). Депутаты парламента готовят сейчас обращение о создании следственной комиссии.
— Какова цена вопроса? Сколько стоит "УТП "Кировоград"?
— Рыночная стоимость определяется проблемами. Сегодня оно ничего не стоит, хотя я заплатил несколько миллионов долларов, а Зейналов утверждает, что они за 5% заплатили порядка 100 тысяч долларов.
"ТЕКТ" не воюет
— Чем ваша структура отличается от остальных? Вы себя не относите к рейдерам?
— Наша группа отличается тем, что мы никогда не воюем на пустом месте. Мы сначала покупаем, затем публично заявляем об этом и предлагаем договориться. Мы с милицией не работаем, людей не "закрываем", это не наша тема.
— Может быть, приведете пример своей деятельности?
— Так было в случае научно-производственного предприятия "Мединжсервис". "ТЕКТ" купил 51% акций у компании "Сократ" на вторичном рынке. В ответ на наше предложение как-то договориться, директор "Мединжсервиса" заявил о том, что нашел покровителя в лице Владимира Сацюка, зампредседателя СБУ на тот момент. Началось силовое давление со стороны спецслужб, но мы это проходим постоянно. Тут грянул скандал с отравлением Ющенко, и Сацюк спрятался, перепродав свою долю (около 40%) "Брокбизнесбанку". Мы повоевали с ними полгода, а потом сели за стол переговоров, все по-доброму решили. Даже начали вместе работать и не только над этой темой, а и по другим проектам. Мы заходим на предприятие, после чего нас выкидывают оттуда еще какие-то люди. Выяснили, что "Мединжсервис" захватила так называемая "солнцевская" преступная группировка из России. Без каких бы то ни было правовых оснований, пятьдесят человек залетели в масках, избили охранников и сейчас пытаются вымогать деньги. Милиция знает о том, что происходит, открыто уголовное дело, но никаких мер власти не предпринимают. СБУ, милиция, прокуратура — все они статисты. В деле "Мединжсервиса" задействован главный милиционер Печерского района, я с ним три раза встречался и утверждаю, что он брал деньги, это видно по поведению.
— Поглощение столичного завода "Росинка" — не рейдерская атака?
— Перераспределение капитала существует всегда. Вопрос в том, какие используются технологии. Нас обвиняли в том, что ситуация на заводе "Росинка" — это рейдерский захват. Но это неправда. Мы купили акции у 100% трудового коллектива по цене в пять номиналов, заплатили коллективу из трехсот человек $20 миллионов, а директора оставили на месте. Это рейдерский захват?!
— Вы заявляли о том, что собираетесь продать акции завода…
— Мы намерены привести на предприятие стратегического инвестора, который готов заплатить $50 миллионов. Опять же, мы покупали коллективное предприятие, неструктурированное, а сейчас это акционерное общество, проведена реорганизация, между народный аудит, устанавливаем новую производственную линию.
— Сколько, по Вашим подсчетам, стоит группа "ТЕКТ"?
— Зачем зря будоражить людей? Мне это неинтересно. Есть компании публичные, а есть непубличные. "ТЕКТ" — это закрытое акционерное общество.