Разделы
Материалы

Не слишком высокий тариф. Могут ли в Украине повысить цену электроэнергии для населения еще раз

Наталья Мичковская
Фото: Getty Images | Повышение тарифа не покрыло рыночной стоимости электроэнергии, но покрыло себестоимость

Украинские потребители даже не успели осознать новую цену за электричество, как в правительстве сообщили, что до рыночной стоимости еще далеко. Действительно ли нового тарифа недостаточно для энергокомпаний, а государственная компания "Энергоатом" работает с убытками? Фокус исследовал подробно.

О том, что повышение тарифов на электроэнергию для населения до 4,32 грн/кВт все еще не покрывает ее рыночной стоимости, заявил недавно премьер-министр Украины Денис Шмыгаль. Значит ли это, что украинским потребителям не стоит расслабляться и их в ближайшее время ждут еще более высокие тарифы, и куда пойдут деньги от повышения цены? Об этом Фокус расспросил энергетических экспертов.

"Не по максимуму": повышение с 1 июня — не самый плохой вариант

С 1 июня 2024 года цена электроэнергии для украинских потребителей выросла на 63,6% до 4,32 грн за кВт-ч. Однако, говорит глава правительства, даже это повышение не покрыло рыночную стоимость. "Рыночная стоимость электроэнергии колеблется сегодня в районе 7-8 грн. Мы установили тариф 4,32, исходя из самой дешевой себестоимости Энергоатома и Укргидроэнерго. Плюс входит себестоимость доставки людям из двух компонентов. И это — самая низкая себестоимость самой дешевой электроэнергии, которая есть у нас в стране и которая сегодня доступна", — говорит Денис Шмыгаль.

Рыночная стоимость электроэнергии колеблется сегодня в районе 7-8 грн

"До повышения было немало прогнозов и вариантов, в частности я больше склонялся к 3,5-4 грн за кВт-ч, — говорит энергетический эксперт Юрий Корольчук. — Почему поставили 4,32 грн и не оставили никакую льготную категорию, — это вопрос. Скорее всего, "ключевые кураторы" МВФ и США не согласовали ни более низкую цену, ни льготный тариф. Считаю, что здесь был политико-экономический компромисс между властью и людьми, которые внешне определяют наше направление".

Платежки за электричество увеличатся более чем на 60%
Фото: Getty Images

По мнению эксперта, фактически у власти отобрали возможность говорить "мы молодцы, защитили население льготным тарифом, а кого не защитили, — подавайтесь на субсидии". Однако чиновники все равно говорят, что все нормально, ведь подняли не по максимуму, а якобы по минимуму.

"Если вспомнить предыдущие прогнозы и предложения, то, действительно, говорили и о 5-6 грн, и даже о 7,5-8 грн за кВт-ч. Что называется, кто больше. Поэтому действительно — подняли не по максимуму, спорить трудно", — отметил Корольчук.

Директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко соглашается с премьером: новый тариф действительно не покрывает рыночную стоимость, которая сейчас составляет около 7,5 грн. Стоимость электроэнергии на рынке "на сутки вперед" составляет около 4,5 грн, 1,7 грн — на распределение, 0,62 грн — на передачу, 0,17 — на поставку, плюс налог. Однако, говорит эксперт, ждать в этом году очередного повышения тарифов не стоит: новые цены для населения будут действовать до 30 апреля 2025 года.

Вполне достаточно: не покрывает рыночную стоимость, но покрывает себестоимость

Повышение тарифа не покрыло рыночной стоимости электроэнергии, но покрыло себестоимость, добавляет эксперт по энергетике Украинского института будущего Андриан Прокип. По его мнению, посыл премьера не в том, чтобы готовить потребителей к дальнейшему повышению, а в том, чтобы сказать: мы выбрали не худший вариант из всех возможных, а "золотую середину".

По мнению Юрия Корольчука, даже тариф 3,5 грн за кВт-ч закрывал бы все расходы и потребности государственного "Энергоатома". "Этих денег компании "Энергоатом" хватило бы не просто на то, чтобы выжить, но и чтобы спокойно себя чувствовать, оплатить все ремонты и эксплуатационные расходы, — отметил эксперт в разговоре с Фокусом. — Ракетных ударов по ним не было. Пара подстанций пострадали, но это совсем не тот масштаб денег. Они и до повышения получали 50 коп. с тарифа, а это 10 млрд грн реальных денег в год — то есть не "теоретических", а тех, что население платило. А сейчас доходы увеличатся в разы".

Тариф для населения ниже рыночного, но на сегодня почти всю эту разницу покрывает Энергоатом

Владимир Омельченко считает, что нового тарифа для энергокомпаний вполне достаточно. "Тариф для населения ниже рыночного, но на сегодня почти всю эту разницу покрывает "Энергоатом". Я уверен, что расходы "Энергоатома" покрывались и без повышения за счет очень низкой себестоимости. Для сравнения: в 2018 году, когда тариф "Энергоатома" составлял 2 евроцента, они имели 8 млрд грн прибыли. Сейчас их средний тариф составляет минимум 6 евроцентов, поэтому прибыль должна была бы быть немалой. "Энергоатом" будет платить меньшую разницу в цене, то есть у него будет оставаться больше денег", — отметил Владимир Омельченко в разговоре с Фокусом.

Повышение тарифа никак не страхует от отключений электричества
Фото: УНІАН

Даже если бы тариф подняли до 3,5 грн, "Энергоатом" получил бы 20-25 млрд грн в год, а при повышении до 4,32 грн эта сумма уже достигает 40 млрд грн, говорит Юрий Корольчук. И, несмотря на постоянные разговоры, что эти деньги нужны на ремонты, специалисты сомневаются, что ремонтируют, в частности блоки АЭС, именно за счет тарифа для населения.

"Они просто открывают блок, смотрят, что там делается и что требует критической замены, начинают искать оборудование на перспективу — где они смогут его взять. Сразу на месте меняют разве что какие-то мелочи", — отметил Корольчук в разговоре с Фокусом.

Куда пойдут деньги от тарифа для населения, или вопрос без ответа

Что касается вопроса, куда пойдут деньги от роста тарифов, то, говорят эксперты, пока четкий ответ отсутствует. "Сначала многие говорили, что деньги должны пойти на восстановление энергосистемы — закупку малой генерации, ремонты поврежденных ТЭС и ГЭС, однако пока никакого алгоритма, как это будут делать, нет, — отметил Владимир Омельченко в комментарии Фокусу. - У самого "Энергоатома" ничего не повреждено, и они настроены на "большое строительство" новых атомных блоков. Но сейчас реализация долгосрочных проектов совсем не ко времени. Нам нужно решать вопросы текущей ситуации".

"Когда себестоимость производства была выше тарифа, энергогенерирующие компании работали в убыток, после повышения убытков уже не должно быть, — говорит Адриан Прокип. — Также вместе с ростом тарифа вырастет сумма собранного НДС, и эти деньги пойдут в бюджет. Правда, планы целевого использования этой дополнительной суммы сбора неизвестны".

С ростом тарифа возрастет сумма собранного НДС, и эти деньги пойдут в бюджет

Однозначно можно говорить только о том, что деньги от повышения тарифа получит компания "Энергоатом", но куда они будут направлены потом — вопрос открытый, подытожил Юрий Корольчук. Хотя есть один важный момент: 40 млрд грн — это деньги, которые "свалятся" не сейчас, а которые будут собирать в течение года. Не следует забывать и о долгах, которые будут расти еще больше вследствие роста тарифов. К тому же, будет прогнозируемое сокращение потребления — минимум на 20% в годовом объеме в результате отключений. Поэтому суммарно государственный монополист получит не 40 млрд грн, а около 25 млрд грн, и это еще оптимистичный прогноз, говорит специалист.