Бывший заместитель председателя Нацбанка Александр Савченко рассказал Фокусу о том, на какое время стране хватит золотовалютных запасов и почему в НБУ должны быть очень высокие зарплаты
Какой курс гривны сейчас объективен, по вашему мнению?
Самая большая девальвация (ослабление национальной валюты. – Фокус) была в России, это 30% (у нас, к слову, все 40%). По логике экономического прагматизма, мы должны девальвировать свою валюту немного больше, чем Россия, поскольку она для нас главный конкурент. У них те же статьи экспорта – зерно, удобрения, металл, машины. Во время выхода из кризиса это позволило бы нашим товарам стать более конкурентоспособными. То есть курс сейчас должен быть примерно 6,5–7 гривен за доллар. Конечно, чем слабее гривна, тем больше выгода экспортеров. Но сейчас они и сами по уши увязли в валютных кредитах, и даже они хотели бы иметь рациональный курс. Такой же курс дает и фундаментальный анализ платежного баланса.
В каком состоянии сейчас находятся золотовалютные резервы Украины? Есть мнение, что они сокращаются.
Они в прекрасном состоянии. У нас хорошая валютная структура – много евро, есть фунты. Их объем оценивается в $27–28 млрд. Этого более чем достаточно, чтобы покрыть три месяца импорта – это критический минимум. Трудности не с валютными активами, которые, кстати, дают отличный доход. Большие проблемы с гривневыми активами, которые, к сожалению, уйдут в этом году в большой минус.
Некоторые аналитики считают, что Кабмин извлекает из НБУ деньги, продавая ему облигации госзайма, по сути, вынуждая Нацбанк печатать гривну. Потом правительство пустит эти средства на покрытие социальных гарантий.
Если так произойдет, то это будет неправильный шаг. Бюджетный дефицит, который компенсируется эмиссией, должен быть направлен на инвестиционные проекты. Вот почему другим странам сейчас тяжело – Германия, например, напечатала много денег. Но у них уже все так развито, что деньги некуда вкладывать. У нас же уникальная ситуация: есть такие инфраструктурные проекты, в частности по снижению энергозатрат, которые могли бы за полгода окупиться. Поэтому эмитировать гривну под государственный долг мы можем в очень больших количествах, вопрос только в том, как ее потом правильно использовать (без инфляции и девальвации). И она должна направляться в основном на реальную рекапитализацию банков, на другие инвестиционные проекты, в том числе Евро-2012. По моим оценкам, бюджетный дефицит в Украине на 2009 год должен быть не менее 10% ВВП – это, кстати, меньше, чем в США и Великобритании.
Правда ли, что уровень годовой зарплаты топ-менеджеров НБУ превышает миллион гривен?
Всем нужно понять, что зарплата руководителей НБУ должна быть высокой – выше, чем, например, в Кабинете министров или Верховной Раде (зарплата министров составляет около 20 тыс. грн., а премьера – 40 тыс. – Фокус). Их высокие доходы следует поддерживать в первую очередь для того, чтобы там работали профессионалы и не было соблазнов по использованию служебного положения. Ведь в центральных банках сосредоточен весь золотовалютный резерв страны, а доступ к национальной валюте практически безграничен. Поэтому руководящие работники НБУ должны быть святее папы римского и умнее Карла Маркса.